Программа элективного курса Решение олимпиадных задач (для 5-6 класса)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2


Рассмотрена на педагогическом совете
и рекомендована к утверждению
Протокол
от «____» _________20____ г. № _____

Утверждаю
Директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2
_____________________ С.Н. Устинова
Приказ от «____» ________20____г. № ___




Рабочая программа
элективного курса по математике
«Решение олимпиадных задач»
для 5-6 классов




























Пояснительная записка
Цели и задачи
Цели:
развить интерес учащихся к математике;
воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
максимальное развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке;
расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии;
развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
формирование психологической готовности учащихся решать трудные и нестандартные задачи;
изучение интересных фактов из истории математики.
Задачи:
достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
практика решения олимпиадных заданий, умение решать задачи более высокой по сравнению с образовательным уровнем сложности;
привитие интереса учащимся к математике;
усиление практической направленности в изучении математики;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
.Нормативные правовые документы
Данная рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в РФ».
Федеральными Государственными стандартами.
Требованиями к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Концепцией развития математического образования в Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.122010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ».
Учебным планом МБОУ Токарёвской СОШ № 2.
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Токарёвской СОШ № 2.
Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин основного общего образования.
Сведения о программе
Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующей литературы:
Математика. Районные олимпиады/ Н.Х. Агаханов, О.К. Подлипский. – М.; Просвещение, 2010
Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы. - М.: «Экзамен», 2008.
Шарыгин И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2013г. - 95 с.
И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Москва. ООО «Дрофа», 2014

1.4 Информация о количестве учебных часов
Программа элективного курса рассчитана на 70 часов за 2 года обучения. 35 часов (1 час в неделю) в 5 классе и 35 часов 91 час в неделю) в 6 классе.
1.5. Информация об используемом учебнике
Учебник не используется.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы/А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).
Все задачи «Кенгуру». Санкт-Петербург, 2003 г.
Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей/ Сост. В.Ю.Сафонова. Под ред. Д.Б.Фукса, А.Л.Гавронского.- М.: МИРОС, 1993.- 72 с..:ил.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка.- М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс.
Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности /авт.-сост. Г.М.Киселева. - Волгоград: Учитель, 2013. -133 с.
Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 5 класс. - М.: Школьная пресса, 2002. - 32 с. - (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.16).
Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы. - М.: «Экзамен», 2008.
Шарыгин И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2001г. - 95 с.
И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Москва. ООО «Дрофа», 2014
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - книги по олимпиадным заданиям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http//[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Тестирование online: 5-11 классы
Литература для учащихся
Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / Я.И. Депман, В.Я.Виленкин. - М.: Просвещение, 1989.- 287 с.
Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 6 класс. - М.: Школьная пресса, 2002. - 32 с. - (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.16).
Шарыгин И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. образовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. - 6-е издание.- М.: Просвещение, 2001.
Олимпиадные задания конкурсов «Волшебный сундучок», «Золотой ключик», «карта слкровищ» и др.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения элективного курса ученик научится:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Рассуждать при решении логических задач и задач на смекалку.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
 Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.
Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.
Решать числовые и геометрические головоломки.
Решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство.
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.


В результате изучения элективного курса ученик получит возможность научиться:
Использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Понимать, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
Углублять и развивать представления о пространственных геометрических фигурах.
Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Понимать существо понятия алгоритма.





















Содержание учебного материала
Задачи на разрезание (6ч).
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис). Пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.
Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.
Логические задачи (21 ч). 
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.
Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.
Дележи в затруднительных обстоятельствах (2 ч). 
Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.
Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.
Занимательные задачи на дроби (2 ч).
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.
Олимпиадные задачи (24 ч).
Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
6. Элементы комбинаторики (6 ч.)
Размещения и перестановки. Метод перебора. Использование закономерностей при решении задач
Основная цель – развивать комбинаторные навыки
7. Геометрические задачи (7 ч.)
Задачи на складывание фигур. Геометрия путешествий. Поиск кратчайшего маршрута. Геометрические головоломки. Геометрия в пространстве. Лабиринты.
Основная цель -
Заключительное занятие - игра (2 ч).

Тематическое планирование

п/п
Тема
Количество часов



всего
5 класс
6 класс

1
Задачи на разрезание
6
6


2
Логические задачи
21
12
9

3
Дележи в затруднительных обстоятельствах
2
2


4
Занимательные задачи на дроби
2
2


5
Олимпиадные задачи
24
12
12

6
Элементы комбинаторики
6

6

7
Геометрические задачи
7

7

8
Заключительное занятие
2
1
1

9
Итого
70
35
35


Промежуточная и итоговая аттестации не предусмотрены.






Календарно-тематическое планирование 5 класс


№ п/п
Название темы
Дата проведения
Д/З



По плану
Факт


1
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге
01.09
01.09


2
Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части
08.09
08.09


3
Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части
15.09
15.09


4
Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на равные части
22.09
22.09


5
Пентамимо
29.09
29.09


6
Фигуры домино, тримино, тетрамино
06.10
06.10


7
Высказывания. Истинные и ложные высказывания
13.10
13.10


8
Логические задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний
20.10
20.10


9
Метод исключения при решении логических задач
27.10
27.10


10
Арифметические парадоксы. Прямое и противоположное утверждения
10.11
10.11


11
Задачи, решаемые с конца
17.11
17.11


12
Принцип Дирихле
24.11
24.11


13
Применение графов к решению задачи
01.12
01.12


14
Решение логических задач с помощью графов
08.12
08.12


15
Решение логических задач с помощью таблиц
15.12
15.12


16
Решение логических задач методом здравых рассуждений
22.12
22.12


17
Решение логических задач
17.01
17.01


18
Решение логических задач
24.01
24.01


19
Задачи на переливания
31.01
31.01


20
Задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя
07.02
07.02


21
Старинные задачи на дроби
14.02
14.02


22
Задачи на совместную работу
21.02
21.02


23
Решение олимпиадных задач




24
Решение олимпиадных задач




25
Решение олимпиадных задач




26
Решение олимпиадных задач




27
Решение олимпиадных задач




28
Решение олимпиадных задач




29
Решение олимпиадных задач




30
Решение олимпиадных задач




31
Решение олимпиадных задач




32
Решение олимпиадных задач




33
Решение олимпиадных задач




34
Решение олимпиадных задач




35
Заключительное занятие - игра






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п
Название темы
Дата проведения
Д/З



По плану
Факт


1
Пересечение и объединение. Круги Эйлера
05.09
05.09


2
Решение задач с помощью кругов Эйлера
12.09
12.09


3
Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или»
19.09
19.09


4
Простейшие графы. Переправы и разъезды
26.09
26.09


5
Решение логических задач (перебор в логических задач)
03.10
03.10


6
Решение логических задач (ищем заветную ниточку)
10.10
10.10


7
Решение логических задач (задачи про рыцарей и лжецов)
17.10
17.10


8
Решение логических задач (африканские игры)
24.10
24.10


9
Решение логических задач
14.11
14.11


10
Размещения и перестановки
21.11
21.11


11
Метод перебора
28.11
28.11


12
Использование закономерностей при решении задач
05.12
05.12


13
Комбинаторные задачи
12.12
12.12


14
Комбинаторные задачи
19.12
19.12


15
Комбинаторные задачи
26.12
26.12


16
Задачи на складывание фигур
16.01
16.01


17
Геометрия путешествий
23.01
23.01


18
Поиск кратчайшего маршрута
30.01
30.01


19
Геометрические головоломки
06.02
06.02


20
Геометрические головоломки
13.02
13.02


21
Геометрия в пространстве
20.02
20.02


22
Лабиринты




23
Решение олимпиадных задач




24
Решение олимпиадных задач




25
Решение олимпиадных задач




26
Решение олимпиадных задач




27
Решение олимпиадных задач




28
Решение олимпиадных задач




29
Решение олимпиадных задач




30
Решение олимпиадных задач




31
Решение олимпиадных задач




32
Решение олимпиадных задач




33
Решение олимпиадных задач




34
Решение олимпиадных задач




35
Заключительное занятие - игра





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - головоломки








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15