Выступление педагога-психолога на родительском собрании на тему Грамматика родительской любви

ВЫСТУПЛЕНИЕ
на общешкольном родительском собрании
Тема: «Грамматика родительской любви»

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.
Подростковый возраст стадия развития между детством и взрослостью (от 11–14 до 15–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Возможно, кто- то посчитает, что проблемы пола поднимать рано. Но мы не должны забывать, что живём в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Помимо этого, проблему легче предупредить, чем заниматься её решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребёнком, а не по разные стороны баррикад.
А начать я вам предлагаю с игры “Ассоциации”. Подберите ассоциации к слову подросток, подростковый возраст.
Кто же такой подросток?????
Спасибо, уважаемые родители.

Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
Веселье, радость  может  быстро смениться апатией
Повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
Неустойчивость интересов
 
Чувство взрослости
Подросток  объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков,тусовки ,
   (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.

Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.

А сейчас я хочу познакомить вас с ассоциациями ваших детей.
За несколько дней до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят. А ответы у нас получились следующие:
Первый пункт – необходимо было выбрать между выполнением домашних обязательств и общением с друзьями. Первый пункт выбрали 20% ребят, тогда как второй – общение с друзьями 80%,что и не удивительно, ведь огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками.
Следующим пунктом анкеты было выбрать между поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом. С первым пунктом согласились 28% ребят, остальные 72% предпочитают решать проблему со сверстниками. С чем это связано?
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Взрослый не является таким непререкаемым авторитетом, как друзья. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.
Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко 14%, второе – 86% учащихся.
И такой выбор ребят не случаен. Ведь стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных.
Памятка для родителей.
Ваш ребёнок входит на стадии своего физического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.
а) Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно.
б) Опасайтесь получения Вашим ребёнком информации из чужих уст.
в) Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.
г) Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если Вы чего- то не знаете или в чём-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
д) Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
е) В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
ж) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
з) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
и) старайтесь защищать своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
И в конце я бы хотела сказать, что последним заданием анкеты было написать несколько качеств, которые они хотели бы видеть в своих родителях. И самыми первыми пунктами было понимание, общительность, терпеливость, доброта и только потом шли такие качества как строгость, грубость, агрессивность и т.д. Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы сегодня говорили.

В завершении своего выступления,   мой  совет  вам, уважаемые родители,  прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в  отношении к своим детям и к самим себе". В вашей семье часто  ребенок слышал:  «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем»
Если у Вас возникнут  вопросы и  Вам нужна консультация, то обращайтесь  в кабинет педагога-психолога № 27