Рабочая программа по предмету литературное чтение для 4 класса УМК Школа 2100


VII. Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету «Литературное чтение» (4 класс)
ОНЗ - урок открытия новых знаний
РР - урок развития речи
РУ - урок развития читательских умений
ВУ - вводный урок
ОУ - обобщающий урок
ИУ - итоговый урок
К - урок контроля
НТ - урок работы с новым текстом
ВЧ - урок внеклассного чтения
№ п/п
Тема урока Тип урока Кол-во часов Элементы содержания Основные виды учебной деятельности обучающихсяПримечание
Дата проведения
План Факт
Наименование раздела: Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (Любимые книги) (9 ч).
1 Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?
Вводный урок
1 Вводный урок. Знакомство с учебной книгой «В океане света». «Пролог».
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Понимание главной мысли, оценивание своей эмоциональной реакции Восприятие худ.произведения разных жанров, определение алгоритма выполнения задания, оценивание хода и результата выполнения ЦОР http://nachalka.info 02.09
2 Начало удивительных событий. Урок работы с новым текстом 1 Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести
Е. Велтистов «Приключения Электроника» Ведение диалога с автором
Сравнивание своих ответов с ответами одноклассников, оценивание своего и чужого высказывания
03.09 3 Что может Электроник? Урок работы с новым текстом 1 Е. Велтистов «Приключения Электроника». Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Ведение диалога с автором. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 05.09
4 Наука как искусство. Урок развития читательских умений. 1 Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Составление плана решения учебной проблемы 07.09
5 Смешные стихи о серьёзных вещах Урок работы с новым текстом 1 Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Знакомство с необычной балладой. Прием несоответствия. Читать осознанно, правильно, выразительно. Находить в тексте отрывки по заданию.
Осмысление заглавия
произведения.
09.09
6 Входной контроль сформирован-ности навыка чтения.
Урок контроля 1 Проверка техники чтения Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста. 10.09
7 Обобщение по теме «Любимые книги».
Обобщение и систематизации знаний. 1 Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог .
Проверочная работа. Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста. Читать осознанно, правильно, выразительно
Осмысление заглавия
произведения.
12.09 8 Внеклассное чтение.
Книги о ребятах-сверстниках.
Урок внеклассного чтения 1 Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией. Пересказ текста подробно, сжато, выборочно. http://diafilmy.su\ 14.09
9 Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. Урок развития речи. 1 Письменная творческая работа на заданную тему. Составление плана решения учебной проблемы. 16.09
Наименование раздела: Раздел 2.У истоков русской детской литературы (20 ч)
10 Входная комплексная работа Урок контроля 1 Уровень сформированности УУД согласно требованиям к результатам освоения предмета за 3 класс Читать текст и выполнять задания, используя алгоритм и инструкции для выполнения заданий комплексной работы. 17.09
11 Летопись и летописцы. Урок работы с новым текстом 1 А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». Знакомство с летописью. Летописец Пимен. Сравнительный анализ текстов. Вычитывание всех видов текстовой информации. 19.09 12 «Повесть временных лет». «Расселение славян». Урок работы с новым текстом 1 Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Вычитываниевсех видов текстовой информации
21.09
13 Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Урок работы с новым текстом 1 Тема, главная мысль, события, последовательность. Вычитывание всех видов текстовой информации 23.09
14 «Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
Урок работы с новым текстом 1 Обсуждение прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера. Вычитывание всех видов текстовой информации. Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге. 24.09
15 Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? Урок открытия новых знаний. 1 Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль
«Поучение» ВладимираМономаха детям. Задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы. 26.09
16 XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Урок работы с новым текстом. 1 Путешествие 1. Образные языковые средства произведения. Знакомство с первым детским поэтом.
Соотносить автора и его произведения со временем их создания. 28.09
17 Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Урок работы с новым текстом 1 Знакомство с поэтической энциклопедией. Выразительное чтение. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. Нахождение ключевых слов. 30.09
18
Обобщение по теме «Древнерусская литература XI –XVIIвеков». Урок обобщения. 1
Проверочная работа по теме «Древнерусская литература XI –XVII веков». Относить определённое произведение к определённому периоду. Редактировать текст. Применять полученные знания на практике. 01.10
19 Внеклассное чтение.
«Книги о книгах» Урок внеклассного чтения. 1 Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Построение рассуждения, оформление своих мыслей с учётом речевой ситуации. http://diafilmy.su\03.10
20 Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Урок работы с новым текстом 1 Путешествие 2.
Знакомство с автобиографическим произведением «Детские годы Багрова-внука».
Участие в диалоге, высказывание своего отношения к прочитанному к героям. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. 05.10
21 Традиция
семейного чтения. Урок работы с новым текстом 1 С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Знакомство с традициями семейного чтения в семье Аксаковых. Обоснование своей точки зренияПонимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. 07.10
22 Автобиографическая книга и мемуары Урок работы с новым текстом 1 «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Знакомство с мемуарами. Умение принимать иную точку зрения, корректировать свою. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 08.10
23 «Детское чтение для сердца и разума» Урок работы с новым текстом 1 Нравоучительные статьи Н.И.Новикова. Знакомство с построением нравоучительной статьи. Соотнесение текста с пословицей. Рассказывать о Н. И. Новикове как издателе, писателе, учёном.
ЦОР http://nachalka.info 10.10
24 Сочинение в стиле нравоучительной статьи.
Урок развития речи 1 Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Части сочинения: короткая история и нравоучительный вывод. Умение создавать письменный текст, писать на материале прочитанного, определять и анализировать тему, формулировать главную мысль, редактировать текст. 12.10
25 Образ «идеального ребёнка» в рассказе А. Шишкова. Урок работы с новым текстом
1 Рассказ А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». Жанры. Связный рассказ о прочитанном. Определять отношение автора и собственного отношения к литературному персонажу. Редактировать текст.
14.10
26-27 Обобщение по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках». Урок обобщения. 2 Проверочная работа по разделу «Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках». Относить определённое произведение к определённому периоду. Определять жанр произведения. Применять полученные знания на практике. Относить прочитанное произведение к определённому периоду, соотносить автора , его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы. 15.10
17.10
28 Внеклассное чтение.
Писатели о себе.
Урок внеклассного чтения. 1 Автобиографические книги. Сравнение авторских и народных сказок. Ориентироваться в содержании прочитанной книги. Составлять отзыв о прочитанном произведении. http://diafilmy.su\19.10
29
Сочинение по теме: «Мое путешествие в историю детской литературы». Урок развития речи.
1
Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи. Писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. 21.10
Наименование раздела: Раздел 3. Детская литература XIX века (46 ч)
30 Интересны ли детям басни? Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 3.
И.А. Крылов «Слон и Моська». Знакомство с басней как литературным жанром. Определять мораль и главную мысль басни, характеризовать басню как литературный жанр, признаки басни, видеть языковые средства, использованные автором. ЦОР http://nachalka.info 22.10
31 Характерные особенности жанра басни. Урок развития читательских умений. 1 И.А. Крылов «Квартет». Жанровые особенности басен. Определять мораль и главную мысль басни, характеризовать басню как литературный жанр, признаки басни, видеть языковые средства, использованные автором. Инсценировать произведения. 24.10
32 Обобщение. Басни И.А. Крылова Урок обобщения. 1 Басни И.А. Крылова. Выразительное чтение басен по ролям. Выразительно читать, иллюстрировать басни. Рассказывать о баснописце с опорой на схему. 26.10
33 1828 год. Первая русская литературная сказка. Открытие новых знаний. 1 Путешествие 4.
Знакомство с первой русской литературной сказкой. А. Погорельский «Черная курица…». Работа с текстом. Участие в диалоге, характеризовать образ главного героя сказки.
ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 28.10 34 Контрольная работа за I четверть. Урок контроля 1 Разноуровневые задания для
контроля уровня сформированности предметных умений по литературному чтению
Выполнение заданий согласно инструкции.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные знания на практике 29.10 35 Анализ контрольной работы и коррекция знаний Урок развития читательских умений
1 Закрепление умений в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения содержания предмета. Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки по тексту. 31.10
36 Нелёгкий путь в подземное царство. Урок работы с новым текстом
1 А. Погорельский «Черная курица…». Выборочное чтение. Отличие сказки от других литературных жанров. Самостоятельно осваивать незнакомый текст, составлять план пути проникновения в сказку. Осознанное чтение. 09.11 37 Встреча с подземными жителями. Урок развития читательских умений 1 А. Погорельский «Чёрная курица…» Выборочное чтение, выделение основной мысли прочитанного. Творческий пересказ. Выделять основную мысль текста, ведение диалога с автором. Построение рассуждения, оформление своей мысли с учётом речевой ситуации. ЦОР http://nachalka.info 11.11 38 Главный герой сказки. Урок развития читательских умений 1 А. Погорельский «Черная курица…» Работа с текстом , характеристика героев произведения. Составлять характеристику главного героя, прогнозировать конец сказки. Отличать литературную сказку от других литературных жанров. 12.11
39 Лето 1831 года. Как писать для детей? Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 5.
Тема, главная мысль, события, последовательность. Сказки и сказочники. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 14.11
40 Знакомство с героями сказки. Урок открытия новых знаний. 1 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народных сказок с авторскими. Делить текст на смысловые части, составлять план. ЦОР http://nachalka.info 16.11 41 Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. Урок развития читательских умений. 1 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев. Сам-но давать характеристику герою. Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки
Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитан-ного произведения. 18.11
42 Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона. Урок развития читательских умений. 1 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Чтение вслух, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Читать выразительно, правильно, выбор соответствующей интонации, тона, тембра. 19.11
43 Царь Салтан и князь Гвидон. Урок развития читательских умений. 1 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Работа с текстом по содержанию. Декламировать отрывки
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Понимать содержание литературного произведения. http://diafilmy.su\21.11
44 В чём главный смысл сказки? Урок развития читательских умений. 1 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сказка учит, сказка говорит, сказка предостерегает. Вычитывание подтекстовой информации. 23.11
45 Внеклассное чтение
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Урок внеклассного чтения. 1 Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль. Читать выразительно, правильно, выбор соответствующей интонации, тона, тембра. Анализировать сказку. http://diafilmy.su\25.11
46 Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Урок открытия новых знаний. 1 Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составлять план, решать учебную проблему. ЦОР http://nachalka.info 26.11
47 Литературные сказки. Обобщение. Урок обобщения. 1 Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка. Вычитывание всех видов текстовой информации. 28.11
48 В. Даль «Война грибов с ягодами»
Урок работы с новым текстом. 1 Русская сказка в обработке В. Даля,
«Кузовок» (игра). Работа по плану, вычитывание всех видов текстовой информации. 30.11
49 Устное сочинение-обработка народной сказки.
Урок развития речи. 1 Сочинение (подражание В. Далю).
Требование к сказке, составление устного монологического высказывания, подбор пословиц по содержанию и смыслу текста. Написание сочинения на материале прочитанного после предварительной подготовки. Создание небольших письменных ответов по прочитанному. 02.12
50 Как надо писать для детей? Урок работы с новым текстом. 1 А. Ишимова «Славяне».
Сравнение прошлого и настоящего, диалог с читателями. Выборочное чтение. Задавать вопросы автору и прогнозировать ответы на них. ЦОР http://nachalka.info 03.12
51 Обобщение по теме «Литературные сказки писателей XIX века». Урок обобщения. 1 Проверочная работа по теме «Литературные сказки писателей XIX века» . Определение жанра произведения. Соотнесение героев с текстами произведений.
Применять полученные знания на практике. Определять жанр произведения. Соотносить героев с текстами произведений. Называть современников А.С. Пушкина. 05.12
52 Внеклассное чтение.
«Вчера и сегодня». Урок внеклассного чтения 1 Книги о родном городе, его прошлом и настоящем. Пересказывание текста подробно, сжато, выборочно. http://diafilmy.su\07.12
53 Мир природы приходит на страницы книг. Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 6.
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Выборочное чтение, подбор ключевых слов. Понимать главную мысль, тему произведения. Пересказывать текст, делить его на смысловые части. 09.12
54 Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Урок работы с новым текстом. 1 Восприятие картин природы и понимание эмоционально-нравственных переживаний. Сравнение жанров.
Участие в диалоге с автором, построение рассуждения. Заучивание отрывка наизусть. 10.12
55 Поэты XIX века о природе.
Урок открытия новых знаний. 1 Стихи А. Толстого, А. Плещеева. Приём противопоставления. Реальность и ожидание в стихах, настроение. Читать выразительно, правильно, выбирая соответствующую интонацию, тон, тембр. Составлять краткое описание природы, подбирать или создавать иллюстрации к литературному произведению. 12.12
56 Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе
Урок открытия новых знаний. 1 Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения. Читать выразительно, правильно, выбирая соответствующую интонацию, тон, тембр. «Разыгрывание» стихотворения. ЦОР http://nachalka.info 14.12
57 Картины русской природы в стихотворении. Урок открытия новых знаний. 1 Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тема природы в произведении Некрасова. Чтение вслух, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Читать выразительно, правильно, выбирая соответствующую интонацию, тон, тембр вслух. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 16.12 58 Контрольная работа за II четверть. Урок контроля. 1 Разноуровневые задания для
контроля уровня сформированности предметных умений по литературному чтению
Выполнение заданий согласно инструкции.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные знания на практике 17.12 59 Анализ контрольной работы и коррекция знаний Урок развития читательских умений. 1 Закрепление умений в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения содержания предмета. Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки по тексту. 19.12 60 Дедушка Мазай – добрый охотник. Урок развития читательских умений. 1 Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Образ Мазая. Цитатная характеристика деда Мазая.
Выразительное чтение. Составлять цитатный план. 21.12
61 Школа в Ясной Поляне. Урок открытие новых знаний 1 Путешествие 7. Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука»
Л. Н. Толстого.
Самостоятельное выборочное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного.. Участие в диалоге, высказывать своего отношения к прочитанному, к героям. Соотносить автора, его произведения со временем их создания. Составлять план рассказа. ЦОР http://nachalka.info 23.12 62 Л.Н. Толстой как учитель. Урок открытие новых знаний 1 Л.Н. Толстой «Два брата». Воспоминания о Толстом. Занимательность сюжета, выборочное чтение. Жанры произведений Л.Н. Толстого. Придумать вариант сказки на основе сюжета сказки Л.Н. Толстого. 24.12 63 Непростые простые тексты. Урок открытие новых знаний 1 Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Как ходят деревья».
Выборочное чтение, подбор ключевых слов, выделение основной мысли прочитанного. Читать осознанно, правильно, выразительно самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. 26.12
64 Практикум «Учусь читать художественную прозу». Урок развития читательских умений 1 Работа с текстом. Вычитывание всех видов текстовой информации. 28.12
65 Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия». Урок открытия новых знаний. 1 К.Д. Ушинский «Столица и губернский город». Выборочное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного. Составление диалога жителей столицы и губернского города. Обобщенный портрет губернского города. Вычитывание всех видов текстовой информации Выборочное чтение, составлять вопросов по содержанию прочитанного. Составлять диалог жителей столицы и губернского города. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 11.01
66 Первое знакомство с Родиной.
Урок работы с новым текстом. 1 К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». Приём сравнения в тексте. Учебные книги К.Д. Ушинского. Формулирование основной мысли текста, ведение диалога с автором. Составить маршрут путешествия из столицы в деревню. Составить план поездке по просёлочной дороге. 13.01
67 Сочинение в форме путевого очерка Урок развития речи. 1 Очерк, путевой очерк, содержание, построение очерка. Умение создавать письменный текст, писать на материале прочитанного, определять и анализировать тему, формулировать главную мысль, редактировать текст. 14.01
68 Как помочь детям полюбить свою родную землю? Урок работы с новым текстом. 1 К. Д. Ушинский «Наше Отечество». Составление плана статьи, выбор ключевых слов. Сравнение толкований понятий о Родине Ушинского и Даля. Формулировать основной мысль текста, составлять план статьи, выбор ключевых слов. Сравнить толкование понятий о Родине Ушинского и Даля. ЦОР http://nachalka.info 16.01 69
Сочинение-подражание Ушинскому. Урок развития речи. 1 К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».
Составление плана, подбор ключевых слов. Выражение своего отношения к герою. Умение создавать письменный текст, писать на материале прочитанного, определять и анализировать тему, формулировать главную мысль, редактировать текст. 18.01 70
Непонятная болезнь. Урок работы с новым текстом. 1 А.И. Куприн «Слон». Соотнесение автора, произведения со временем его создания. Современники А.И. Куприна. Виды текстов (научные или художественные). Самостоятельно читать текст. Вычитывать все виды текстовой информации. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 20.01 71 Можно ли выполнить желание Нади? Урок открытия новых знаний.
1 А.И. Куприн «Слон». Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.
Устное изложение текста по плану. Ведение диалога с автором. Подбирать слова для характеристики героя. ЦОР http://nachalka.info 21.01 72 «Я уже совсем здорова!». Урок работы с новым текстом. 1 А.И. Куприн «Слон» Знакомство с биографией А.И. Куприна. Комментированное чтение. Составление плана текста. Вычитывать все виды текстовой информации. Находить подтекстовую информацию. Задавать фактуальные вопросы к тексту. 23.01 73 Обобщение по теме «Мир природы приходит на страницы книг». Урок обобщения. 1 Проверочная работа по теме «Мир природы приходит на страницы книг». Соотнесение авторов с названием произведения. Выбор героя по описанию. Объяснение значение слов и выражений. Составление схематического рассказа о писателе XIX века. Применять полученные знания на практике. Соотносить авторов с названием произведения. Выбирать героя по описанию. Объяснять значение слов и выражений. Составлять схематический рассказа о писателе XIX века. 25.01
74
Внеклассное чтение.
Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики».
Урок внеклассного чтения
1
Произведения А. П. Чехова. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний. Читать выразительно, правильно используя соответствующий темп и тон речи. Различать жанры художественной литературы.
http://diafilmy.su\27.01
75 Внеклассное чтение.
Чеховские мальчики.
Урок внеклассного чтения.
1 Тема детства в рассказах Чехова. Сюжет, герои, идеи рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Составлять отзыв о прочитанном произведении. 28.01 Раздел 4. Детская литература XX в. (61ч).
76
Загадка Лидии Чарской. Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 8. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Отличие записок от рассказов. Составление словарика эпохи. Вычитывать все виды текстовой информации.
Осознанное, правильное, выразительное чтение. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 30.01 77 Первый день Лены в гимназии. Урок работы с новым текстом. 1 Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Введение понятия «Повествование от первого лица», «Стилистический эксперимент». Отличать записки от автобиографической прозы. 01.02 78 Друзья и враги Лены Икониной. Урок развития читательских умений. 1 Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Повествование от первого лица. Комментированное чтение. Составление выборочного рассказа «Друзья и враги Лены Икониной». Составление биографии. Комментированное чтение. Составлять выборочный рассказ «Друзья и враги Лены Икониной». Составлять биографию. 03.02 79 Образ Лены Икониной. Урок обобщения. 1 Творческий пересказ
Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Работа по плану, сверяя свои действия с целью. 04.02 80 Внеклассное чтение.
«Мир детства» Урок внеклассного чтения. 1 Произведения выдающихся представителей русской литературы XIX-XX веков. Обмен читательским опытом. http://diafilmy.su\06.02 81 Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 9. Содержание литературного произведения. Главная мысль.
Извлечение информации, представленную в разных формах. Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. 08.02 82 Настоящий капитан Урок работы с новым текстом. 1 Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». Составление морского толкового словарика. Характеристика капитана. Составлять рассказ о капитане. Составлять морской толковый словарик. ЦОР http://nachalka.info 10.02 83 Гимназисты Корнея Чуковского. Урок работы с новым текстом. 1 К. И. Чуковский «Телефон». Псевдоним «К. Чуковский». Составление рассказа о К. Чуковском по его произведениям. Читать выразительно, правильно, выбирать соответствующую интонацию, тон, тембр. Составить рассказ о К. Чуковском по его произведениям. 11.02 84 «Обэриуты». Стихи Д. Хармса. Урок работы с новым текстом. 1 «Реальное искусство» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Стихи Д. Хармса. Читать выразительно, правильно, выбирать соответствующую интонацию, тон, тембр по смыслу текста. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 13.02 85 Стихи Владимирова и А. Введенского. Урок открытия новых знаний. 1 Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Читать выразительно, правильно, выбирать соответствующую интонацию, тон, тембр. Заучивание наизусть. 15.02 86 Внеклассное чтение.
Современные чудаки. Урок внеклассного чтения. 1 Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Обмен читательским опытом
Умение работать с книгой.
http://diafilmy.su\17.02 87 «Вокруг Маршака».
Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 10.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения. Самостоятельное чтение. Составление рассказа о Маршаке. Работа по технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Составить рассказ о Маршаке. ЦОР http://nachalka.info 18.02 88 Живой мир и мир вечного покоя. Урок работы с новым текстом. 1 Е. Шварц «Два брата». Современники С.Я. Маршака. Словесное рисование.
Вычитывание всех видов текстовой информации. 20.02 89 Спасение Младшего – победа живого мира. Урок открытия новых знаний. 1 Е. Шварц «Два брата». Различие жанров произведений: сказка. Подробный пересказ, выборочное чтение, определение главного смысла сказки.
Пересказывать текст. Делить на смысловые части. Составлять простой план. Различать жанры. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 22.02 90 Мудрость сказки Е. Шварца. Урок развития читательских умений. 1 Е. Шварц «Два брата». Составление цитатного плана. Различие жанров произведений. Сопоставление с народными сказками и литературными произведениями.
Обобщение. Составлять цитатный план сказки. Сопоставлять сказку Е. Шварца с народными сказками и со сказкой Л.Н. Толстого «Два брата». 24.02 91 Превращение Пиноккио в Буратино. Урок открытия новых знаний. 1 Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему». Выборочное чтение, деление текста на смысловые части, составление простого плана. Вычитывание всех видов текстовой информации
Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 25.02 92 Рассказ о сказке и детских фантазиях. Урок работы с новым текстом. 1 А. Толстой: «Фофка». Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). Составление рассказа о воображаемом герое. Выделять языковые средства художественной выразительности (без использования терминологии). Составлять рассказ о воображаемом герое. 27.02 93 Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? Урок открытия новых знаний. 1 А. Толстой: «Кот-сметанный рот». Работа с текстом. Характеристика героя. Тема, главная мысль, события. Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев. Подбирать собственное название к произведению. Выучить наизусть фрагмент текста А. Толстого. 29.02 94 Птицы с «характерами». Урок открытия новых знаний. 1 М. Пришвин «Изобретатель». Чтение вслух, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Составление плана текста. Подробный пересказ по плану. Читать вслух, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Составлять план текста. Подробный пересказ по плану. ЦОР http://nachalka.info 02.03 95 Так кто же он – Михаил Пришвин? Урок открытия новых знаний. 1 Статья С.Я. Маршака «Сила жизни». Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы. Выделять основные тезисы статьи. Задавать вопросы автору. Проиллюстрировать один из тезисов статьи. 03.03 96 С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Урок развития читательских умений. 1 Особенности творчества С. Я. Маршака. Самостоятельное чтение стихов. Составить рассказ о С.Я. Маршаке по плану из учебника. 05.03 97 Обобщение по теме «Писатели XX века». Урок обобщения. 1 Проверочная работа по теме «Писатели XX в.» Особенности творчества писателей XX в. Применять полученные знания на практике. Соотносить авторов с названием произведения. Соотносить фамилию писателя с определённым периодом. Составлять план рассказа о писателе XX в. 09.03 98 Внеклассное чтение.
«Творцы книг» Урок внеклассного чтения. 1 Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе
(рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) Создавать короткую характеристику книги. http://diafilmy.su\10.03 99 1928год. Литературный утренник в Сокольниках. Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 11. Литературный утренник, знакомство с писателем В. Маяковским. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика героя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Понимать содержание литературного произведения. Давать характеристику герою. Вычитывать подтекстовую информацию. 12.03 100 Контрольная работа за III четверть.
Урок контроля. 1 Разноуровневые задания для
контроля уровня сформированности предметных умений по литературному чтению
Выполнение заданий согласно инструкции.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные знания на практике 14.03
101 Анализ контрольной работы и коррекция знаний. Урок развития читательских умений. 1 Закрепление умений в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения содержания предмета. Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки по тексту. 16.03
102 В.Маяковский и А. Барто. Урок открытия новых знаний. 1 А. Барто «Снегирь». Характер героя, его поступки и мотивы.
Читать выразительно, правильно, выбирать соответствующую интонацию, тон, тембр. ЦОР http://nachalka.info 17.03 103 Живая кукла наследника Тутти. Урок открытия новых знаний.
1 Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом». Комментированное чтение. Словесное рисование. Выборочное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного. Участвовать в диалоге, высказывать своё отношения к прочитанному, к героям. Выделять главную мысль.
Задавать вопросы к автору по содержанию. ЦОР http://nachalka.info 28.03 104 Три Толстяка и другие герои сказки. Урок открытия новых знаний. 1 Установление смысловых связей частей текста. Определение идеи произведения. Выборочное чтение, подбор ключевых слов. Делить текст на смысловые части. Составлять простой план. Характеризовать персонажи и их поведение. 30.03 105 «Простые высокие истины». Урок обобщения. 1 Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом». Стилистический эксперимент. Определение основной мысли прочитанного произведения. Работать с текстом. Определять основную мысль прочитанного произведения. Задавать вопросы автору. 31.03 106 Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом». Урок развития читательских умений. 1 Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?». Отличие научно-популярного текста от художественного. Определение главной мысли произведения. Образная речь, юмор в рассказе. Отличать научно-популярный текст от художественного. Определять главную мысль произведения. Участвовать в диалоге, высказывать своё отношения к прочитанному, к героям. Делать выводы. 02.04 107 «Дорогие мои мальчишки!». Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 12. Р.Фраерман «Гайдар и дети». Работа с текстом. Подготовить рассказ о каком либо событии из жизни Гайдара. Участие в диалоге. Работать с материалами о биографии Гайдара. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 04.04 108 «Этот чердак был обитаем». Урок работы с новым текстом 1 А. Гайдар «Тимур и его команда» (ч.1,2). Чтение текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Читать текст художественного произведения. Ориентироваться в тексте. Вычитывание всех видов текстовой информации. 06.04 109 Игра или серьёзное дело?
Урок развития читательских умений. 1
А. Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 3, 4). Озаглавливание частей текста. Чтение и инсценировка отрывка рассказа. Творческий пересказ. Озаглавить части произведения. Читать и инсценировать отрывок рассказа. Характеризовать персонажи, их поведение. 07.04
110 Тимур и тимуровцы. Урок развития читательских умений. 1 А. Гайдар «Тимур и его команда» (ч.5, обобщение). Работа с текстом. Выучить наизусть отрывок из произведения. Отвечать на вопросы по тексту. 09.04 111 Смешные книжки. Урок развития читательских умений. 1 Путешествие 13. Н.Носов «Федина задача». Юмор и сатира, их отличие. Сатирики. Работа с текстом. Отвечать на вопросы по содержанию. Определять главную мысль текста. Отличать сатиру от юмора. 11.04 112 Юмористический рассказ на серьёзную тему. Урок работы с новым текстом. 1 В. Драгунский «Что любит Мишка». Работа с текстом. Составление необычного плана. Понимать главную мысль. Составлять необычный план. 13.04 113 Внеклассное чтение.
Юмористические рассказы. Урок внеклассного чтения. 1 Рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н.Носова. Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. http://diafilmy.su\43.04 114 Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Урок открытие новых знаний. 1 Составление связного рассказа. Составление коллективного портрета антигероя А. Барто. Обсуждать стихотворение по плану. Обмен читательским опытом. Заучивание наизусть. ЦОР http://nachalka.info 16.04 115 Внеклассное чтение.
«Не про меня ли это?» Урок внеклассного чтения. 1 Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова и др. Эмоциональная окрашенность речи. Читать выразительно, правильно. http://diafilmy.su\18.04 116 «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Урок работы с новым текстом. 1 Путешествие 14.
Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца. Поэтический концерт. Соотнесение автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы. Выбор соответствующей интонации, тона, тембра для выразительного чтения.
Соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы. 20.04 117 Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Урок работы с новым текстом. 1 Выразительное чтение. Жанр: небылица. Выбор соответствующей интонации, тона, тембра для выразительного чтения. ЦОР http://school-collection.edu.ru\ 21.04 118 Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского. Урок работы с новым текстом 1 Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи. Читать выразительно, правильно. Заучивание наизусть. 23.04 119 Стихи Саши Черного и В. Долиной. Урок работы с новым текстом. 1 Жанр: стихотворение. Выразительное чтение. Поэтический концерт. Читать выразительно, правильно. 25.04
120 Итоговая комплексная работа. Урок контроля. 1 Разноуровневые задания для контроля уровня сформированности УУД. Выполнять задания согласно инструкции.
27.04 121 Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. Урок развития речи. 1 Импровизаторы. Миниатюры Г. Цыферова. Создание миниатюры по образцу. Сочинить свою миниатюру по образцу. 28.04 122 Стихи Н. Матвеевой. Урок работы с новым текстом. 1 Отношение к персонажам и событиям. Отвечать на вопросы по тексту стихотворения. Выразительно читать, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. 30.04 123 Внеклассное чтение.
Любимые стихи. Урок внеклассного чтения. 1 Жанр: стихотворение. Выразительное чтение Читать выразительно любимые стихи, иметь представление об их авторе. http://diafilmy.su\04.05 124 Практикум. «Учусь читать лирический текст». Урок развития читательских умений. 1 Лирический текст. Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 05.05 125 Обобщение по теме «История детской литературы начала XX века». Урок обобщения. 1 Проверочная работа. по теме «История детской литературы начала XX века». Соотнесение авторов и их произведений, героев произведений и авторов. Применять полученные знания на практике. Использовать законы и правила для осмысления своего опыта. 07.05 126 Знакомство с героями. Урок работы с новым текстом. 1 Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 1, 2). Обсуждение характеров героев, определение отношения автора к персонажу. Умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль 11.05 127 Поиски снежного цветка. Урок развития читательских умений. 1 Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 3-.Обсуждение характеров героев, определение отношения автора к персонажу.Умение ставить вопросы. Характеризовать особенности жанра драматургии «пьесы-сказки», идею пьесы, анализировать характер героев. 12.05 128 Мудрая сказка для малышей. Урок развития читательских умений 1 Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 6-8). Анализ картины, создание словесного портрета главных героев. Задавать вопросы автору, читать по ролям, инсценировать пьесу. 14.05 129 Современные детские писатели. Урок открытия новых знаний. 1 Путешествие 15.
К. Драгунская «Крайний случай». Создание портрета главных героев. Прогнозирование содержания Работать с текстом. Определять основную мысль прочитанного произведения. Задавать вопросы автору. 16.05 130 Итоговая контрольная работа.
Урок контроля. 1 Разноуровневые задания для
контроля уровня сформированности предметных умений по литературному чтению
Выполнение заданий согласно инструкции.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные знания на практике 18.05 131 Анализ контрольной работы и коррекция знаний. Урок развития читательских умений. 1 Закрепление умений в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения содержания предмета. Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки по тексту. 19.05 132 Творческая манера Ксении Драгунской. Урок работы с новым текстом. 1 Смешение жанров, подражание детской речи, «детские словечки», игра с фразеологизмами, ситуации несоответствия в произведениях К. Драгунской.
К. Драгунская «Ерунда на постном масле!» Участие в диалоге. Работать с текстом. Определять основную мысль прочитанного произведения. Задавать вопросы автору. ЦОР http://nachalka.info 21.05
133 Интервью с Тимом Собакиным. Урок работы с новым текстом. 1 Стихи и проза Тима Собакина. Работа с текстами, выборочное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного. Умение задавать вопросы автору
Э цитировать текст, замечать философский подтекст произведения, записывать ответы в виде интервью. 23.05 134 Берём интервью у детских писателей. Обобщающий урок 1 Конструирование монологических высказываний, Формулировать вопросы, обосновывать свою точку зрения, использовать речевые средства для решения различных учебных задач. 25.05 135 Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Обобщающий урок. 1 Пролог и эпилог в художественном произведении Участие в диалоге, умение работать в паре. 26.05 136 Внеклассное чтение.
«О чём можно, о чём хочется читать». Урок внеклассного чтения. 1 Представление тем, новых книг, обсуждение списка книг Групповые выступления.
28.05