Открытый урок по предмету «Литературное чтение» по программе «Перспективная начальная школа» 2 класс, Т Е М А Ощущение жизни в живописном произведении


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»
открытый урок
по предмету
«Литературное чтение»
по программе «Перспективная начальная школа»
2 класс, 2 полугодие, 3 четверть
Т Е М А
Ощущение жизни в живописном произведении
Учитель Ивченко В. С.
2010-2011 уч. год
ТЕМА УРОКА: Ощущение жизни в живописном произведении.
ЦЕЛИ:
учить детей применять на практике знания о разных жанрах живописи;
подвести школьников к мысли, что главное и на фотографии, и на рисунке, и в живописном произведении – ощущение жизни, её живой пульсации, впечатление движения, дыхания, света, звуков, ароматов окружающего мира;
закрепить эту идею на уровне художественного образа.
ЗАДАЧИ:
выяснить вместе с детьми, к какому жанру можно отнести фотографию из стих. С. Махотина «Фотограф»;
попросить детей отметить все детали, говорящие о том, что фотоснимок неудачный;
обсудить с детьми, что же делает фотографию, рисунок, картину удачными, т.е. живыми;
вместе с детьми найти и прочитать все слова – названия действий, которые использует И. Пивоварова, чтобы передать, что картина, о которой она рассказывает, наполнена жизнью, движением;
поставить перед школьниками вопрос: может ли художник изобразить так, чтобы мы увидели движение?
в «Музейном Доме» рассмотреть вместе с детьми картину Ван Гога «Церковь в Овере», найти те приёмы, с помощью которых автор создал впечатление храма как живого, природного организма;
поставить перед детьми вопрос: трудно ли, с их точки зрения, написать такую картину, которая создаёт впечатление звучащей? ( на примере фотографии и картины художника Лентулова «Василий Блаженный»);
подвести детей к выводу после сравнения картины и фотографии: цель художника была не в том, чтобы точно изобразить храм, но в том, чтобы передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма и даже создать ощущение колокольного звона.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебники «Литературное чтение (2 часть)»;
тетрадь «Литературное чтение» №2;
для иллюстрирования (на доске или мультимедийном проекторе): живописные работы В. Ван Гога «Церковь в Овере», А. Лентулова «Василий Блаженный», фотография Покровского собора на Красной площади в Москве;
таблицы с записью слов-названий действий из стих. И. Пивоваровой и слов, называющих звуки из того же стих.;
запись колокольного звона;
изображение звучащих колоколов;
у каждого ученика – листы бумаги с заготовкой рисунка дороги и домика.
ОРГ. МОМЕНТ
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО И РАСКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ УРОКА.
-Поговорим сегодня об известных нам жанрах живописных произведений и о том, что иногда художники могут показать нам то, что нельзя увидеть глазами!
_ Что такое портрет?
Пейзаж?
Натюрморт?
1.Прочитайте, какая картина природы изображена в стих. В. Лунина «Зима».
- Какой цвет преобладает в зимней картине? Из каких строчек это видно?
На картине у зимы /Всё бело от снега…
- А что украшает картину, делает её яркой? (присутствие снегирей) Какие строчки об этом говорят?
… Красногрудых снегирей/солнечные пятна.
- К какому жанру живописи вы отнесли бы эту зимнюю картину? (пейзаж)
2.- Прочитайте выразительно рассказ мальчика из стих. С. Махотина «Фотограф». Изобразите голосом его чувства при описании этой фотографии.
- Как можно назвать ту фотографию, которую хотел сделать мальчик? (семейный портрет).
- Объясните, почему фотография не получилась? ( дед в кадр не попал, сестра выглядит очень странно, всё время приходится объяснять фотографию).
- Сделайте свой вывод: что же главное в фотографии, в рисунке, картине?
Чёткость и то, что на фотографии всё будет понятно – это ещё не означает, что освоено искусство фотографии или рисования.
- Что больше всего нас привлекает в живописных произведениях, в хороших фотографиях?
Главное – ощущение жизни (её живой пульсации, движения, дыхания, света, звука, аромата окр. мира).Всё должно быть не мёртвым, а живым.
Каждый художник стремится к тому, чтобы то, что он изображает, из мёртвых предметов превратилось в живую жизнь ( т е., создать впечатление движения, звучания и т.д.)
НОВАЯ ТЕМА
1.Чтение учителем стих. И. Пивоваровой «Картина».
- Прочитайте слова Учёного Кота (с.11, учебник). Рассмотрите эту картину.
- Подтвердите, что на картине, о которой рассказывает поэтесса, всё наполнено жизнью.
( т.е., движением и звуками).
- Для этого назовите все слова названия-действий этого стих.( на доске или проекторе – таблица слов):
блестела
кланялись
качались все эти слова обозначают движение
резвились
плавали
носились
играли
ходило ходуном
2. Картина – это изображение на плоскости и всё, что там изображено, не может находиться в движении.
Почему же автор пользуется именно такими словами? Разве художник может изобразить так, чтобы мы увидели движение?
3. – Зайдём в Музейный Дом. Рассмотрим картину Ван Гога «Церковь в Овере». (учебник)
а) –Чувствуете приближение сильного дождя?
Цветовой контраст тёмно-синего неба и желтовато-зелёной земли и травы создаёт необычное предгрозовое освещение.
б)- Видите женщину, которая бежит, торопится, чтобы не намокнуть?
Вам не кажется, что дорога тоже «бежит» куда-то?
Прерывистые чёрточки, которыми испещрена дорога, создают оптический эффект движения.
- Попробуйте создать «бегущую» дорожку на своём листе бумаги. Получилось?
в) – Посмотрите на старую церковь.
У вас есть ощущение, что она тяжело дышит?
Вдох – и церковь вытягивается, делается более стройной, устремляется ввысь.
Выдох – и она немножко оседает, не может скрыть кривизны своих старых «косточек».
Обратите внимание: те линии, в очертаниях храма, которые должны быть прямыми, слегка искривлены: художнику это необходимо для того, чтобы создать впечатление храма как живого организма, как некоего природного явления.
- Попробуйте подобным образом «оживить» стены своего домика. Удалось?
-Верите теперь, что художник может передать движение?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Давно не было дождя, и овощи завяли (Дети встают около парт, поднимают руки над головой): сначала опустились головки, потом листики, а потом согнулся весь стебелёк. (Дети опускают головы, потом руки, садятся на корточки).
- Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать: распрямились, подняли листочки и головки. (Дети проделывают все движения в указанном порядке).
- Налетел ветер, зашумели стебельки.(Дети раскачиваются, подняв руки).
-Вот и стих ветерок. (Дети садятся за парты).
4. Давайте посмотрим, какими словами-названиями действий пользуется И. Пивоварова для обозначения звуков. ( на доске или проекторе – таблица слов)
смеялось
пело
щебетало
шелестело звуки
ржало
тренькало
свистело
- А действительно ли художники умеют изображать звуки?
5. – Отправляемся в Музейный Дом. Рассмотрим фотографию храма Василия Блаженного и картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный».
На фотографии изображён знаменитый Покровский собор, который находится на Красной площади в Москве.
- Сравните фотографию и картину.
а) – Удалось ли художнику передать, что храм состоит из башенок? (Да).
б) –Видно ли, что купола разноцветные и пёстрые? (да)
в) Есть ли впечатление, что звонят колокола?
Всё деформации и смещения, которые имеют место на картине, воспринимаются как стремление художника создать впечатление невидимых раскачивающихся колоколов. (показать изображение колоколов на доске или проекторе, с одновременным звучанием колокольного звона).
г)- Какова же была цель художника: точно изобразить храм или передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма?
- Так может ли художник создать впечатление звука?
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
- Ребята, прочитайте вполголоса вслух стихотворение «Картина». Постарайтесь «показать» голосом, что изобразил художник на картине.
- А заметили ли вы приём контраста, к которому прибегнула поэтесса? Где он находится?
( в конце текста).
Это всё смеялось,пело
И ходило ходуном,
Щебетало, шелестело,
Ржало, тренькало, свистело
И на гвоздике контраст
Висело
На
Одном.ИТОГ УРОКА
- Что нового вы узнали на уроке? (Чем отличаются настоящие произведения искусства?)
- Что вам особенно понравилось? Запомнилось?
ОЦЕНКИ УЧАЩИМСЯ.
Д. З. учебник, с.11, выразительное чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику (с.12-13)