Рабочая программа УМК Перспективная начальная школа Литературное чтение 1 класс


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ « СОШ № 9
__ ___/Белова С.Н./ по УВР МБОУ «СОШ № 9 им.И.Баркова»
Протокол № ___от имени М.И.Баркова» _____/ Антонцева И.Г.
«____»____________2015г. ______/Матюхова Г.Я. Приказ №_________от «____»_______________2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пономарева Юлия Валентиновна, Iквалификационная категория
Ф.И.О., категория
«Литературное чтение» (литература) 1 «б» классназвание, предмет, класс
УМК «Перспективная начальная школа»
2015-2016 учебный год
Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, общий объем часов составляет 32 в том числе:
Плановых проверочных работ – 1
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» изучается с 1-го -й класса. Программа для 1 класса рассчитана на 32 часа в год (по 4 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание прочитанного текста; воспитание интереса к чтению и книге; овладение речевой и коммуникативной культурой.
Структура рабочей программы: пояснительная записка, учебно –тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 «б» класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и на основе авторских программ: Чураковой М. А., Малаховская О. В. с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеобразовательных умений и навыков, на использование приобретѐнных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Цели обучения
Изучение курса «Литературное чтение» в 1классе направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Основные содержательные линии
В Рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса литературного чтения в 1 классе отводится 32 часа, 4 часа в неделю.
Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение».
Личностными результатами изучения литературное чтение в 1 классе являются: осознание языка, как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения литературное чтение в 1 классе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенности разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения литературное чтение в 1 классе являются: начальные представления о нормах литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Содержание программы
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, труде, детях, взаимоотношениях людей, добре и зле; приключениях.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности
Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (1 класс), искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Учебно-тематическое планирование
Предмет
Литературное чтение
Класс
1 «б»
Количество часов
всего
132
в неделю
4
Плановых контрольных уроков -
зачётов -
тестов -
Административных контрольных уроков
-
Планирование составлено на основе
Программы Чураковой М. А.,
Малаховская О. В. по литературному чтению издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012
Учебник Чуракова М. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Чуракова М. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия, — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельных работ. — М.: Академкнига/Учебник. 2012
Дополнительная литература Чуракова М. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Обучение грамоте (чтение)
Учебно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ
№ п/п Раздел Тема Кол-во часов Тип урока Требования
к уровню подготовки
обучающихся УУД Формы
контроля Дата
1 Подготовительный период (10 часов)
Вводный урок. Знакомство с первым школьным учебником 1 Введение новых знаний Знать элементы книги.
Уметь правильно сидеть за партой, работать с книгой Познавательные (умение работать с книгой, знать условные обозначения). 02.09
2 Речь устная и письменная. Речь состоит из предложений. «Заюшкина избушка» 1 Введение новых знаний Знать элементы книги.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации Личностные (самоопределение) Текущий.
Ответы на вопросы 03.09
3 Предложение .Сказка «Колобок». Предложение состоит из слов. 1 Введение новых знаний Знать элементы книги, особенности разных фольклорных жанров.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, соотносить иллюстрации с частями текста Познавательные
анализ содержания
Личностные (самоопределение) Текущий.
Пересказ с опорой на иллюстрацию 04.09
4 «Как хлеб на стол пришёл». Предложение. Слово и слог. 1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: предложение.
Уметь составлять предложения из 2–4 слов Личностные смыслообразованиеКоммуникативные (умение выражать свои мысли; Текущий.
Пересказ 07.09
5 Слово. «Доброе дело».
Слова-предметы.Живые и неживые предметы
1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстраций, графической модели, с использованием соответствующих фишек Коммуникативные (умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Познавательные (моделирование).
Текущий. Ответы на вопросы 08.09
6 Подготовительный период (10 часов) «Попугай».
Текст. Живые и неживые предметы
1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстраций, графической модели, с использованием соответствующих фишек Личностные (самоопределение) Текущий. Ответы на вопросы 09.09
7 «Неудачная прогулка».
Слова-действия
1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбирать слова, обозначающие действия предметов Познавательные (моделирование).
Текущий.
Ответы на вопросы 10.09
8 «Догадливая лягушка».
Слова-признаки
1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; подбирать слова, обозначающие признаки предметов; составлять предложения на основе тематических иллюстраций Познавательные (моделирование).
Текущий.
Пересказ с опорой на иллюстрацию 14.09
9 «Зимние заботы»,
«Наши гости».
Слова-помощники
1 Введение новых знаний Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; подбирать слова, обозначающие признаки предметов; составлять предложения на основе тематических иллюстраций
Личностные (самоопределение) Текущий.
Выборочный пересказ 15.09
10 Подготовительный период Текст. Предложение. Слово 1 КомбинированныйЗнать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.
Уметь составлять рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; подбирать слова, обозначающие признаки предметов; составлять предложения на основе тематических иллюстраций Познавательные (моделирование). Текущий.
Ответы
на вопросы 16.09
11
12 Основной, звукобуквенный период Гласные звуки
Звук [а], буквы А, а
2 Введение новых знаний Знать гласный звук [а], буквы А, а, которыми он обозначается.
Уметь акцентировано произносить звук [а] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определённый гласный звук Личностные (самоопределение)
Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 17.09
21.09
13
14 Звук [о], буквы О, о
2 Введение новых знаний Знать гласный звук [о], буквы О, о, которыми он обозначается.
Уметь акцентировано произносить звук [о] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы на вопросы с взаимопроверкой22.09
23.09
15
16 Звук [у], буквы У, у
2 Введение новых знаний Знать гласный звук [у], буквы У, у, которыми он обозначается.
Уметь акцентированно произносить звук [у] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; подбирать слова с заданным гласным звуком Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 24.09
28.09
17
18 Основной, звукобуквенный период Гласные звуки
Основной, звукобуквенный период (80 часов)Гласные звуки
Звук [э], буквы Э, э.
Повторение пройденного 2 Комбинированный Знать гласный звук [э], буквы Э, э, которыми он обозначается.
Уметь акцентировано произносить звук [э] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение в парах 29.09
30.09
19
20 Звук [ы], буква ы
2 Комбинированный Знать гласный звук [ы], букву ы, которой он обозначается.
Уметь акцентировано произносить звук [ы] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков Личностные (самоопределение)
Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение в парах 01.10
05.10
21
22 Звук [и], буквы И, и.
И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
2 Введение новых знаний Знать гласный звук [и], буквы И, и, которыми он обозначается; две работы буквы и.
Уметь акцентировано произносить звук [и] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы на вопросы 06.10
07.10
23
24 Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Работа гласных букв 2 Комбинированный Знать, что гласные звуки ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости Познавательные
Универсальные логические действия Текущий.
Ответы на вопросы 08.10
12.10
25
26 Слог. Ударение.
Смыслоразличительная роль ударения
2 Введение новых знаний Знать, что звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; роль гласных звуков в процессе слогообразования.
Уметь делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный слог; произносить слово по слогам и орфоэпически на основе графических схем слов Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение с взаимопровер-кой13.10
14.10
27
28 Основной звукобуквенный период Согласные сонорные звуки
Звуки [м], [м'],
буквы М, м
2 Введение новых знаний Знать буквы М, м, согласные звуки.
Уметь читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпическиПознавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Пересказ 15.10
19.10
29
30 Звуки [н], [н'],
буквы Н, н
2 Комбинированный Знать буквы Н, н, согласные и гласные звуки.
Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпическиПознавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы на вопросы 20.10
21.10
31
32 Звуки [л], [л'],
буквы Л, л
2 Комбинированный Знать буквы Л, л.
Уметь при анализе использовать практические приёмы определения звонкости – глухости согласных звуков Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Текущий.
Выразительное чтение в парах 22.10
02.11
33
34 Звуки [р], [р'],
буквы Р, р
2 Комбинированный Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; знать буквы Р, р.
Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот Личностные (самоопределение) Текущий.
Ответы
на вопросы 03.11
04.11
35
36 Звук [й'] в начале слова и между гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака (ь)
Звук [й'], буквы Й, й
2 Комбинированный Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; знать буквы Й, й.
Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот. Личностные
самоопределение) Тематический.
Пересказ 05.11
09.11
37 Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой «я»
1 Введение новых знаний Знать, что буквы Я, я в начале слова и перед гласной обозначают два звука.
Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически, отвечать на вопросы, дифференцировать звуки, составлять звукобуквенные схемы слов Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 10.11
38 Звук [й'] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака (ь)
Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного
1 Введение новых знаний Знать буквы Я, я; гласные и согласные звуки.
Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звукобуквенные схемы слов Познавательные (моделирование).
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков)
Текущий.
Чтение с взаимопровер-
кой 12.11
39 Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё 1 Введение новых знаний Знать, что буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной обозначают два звука.
Уметь читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпическиПознавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение с взаимопровер-кой16.11
40 Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного
1 Введение новых знаний Знать «работу» букв Ё, ё; гласные и согласные звуки.
Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звукобуквенные схемы слов Познавательные (моделирование).
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение с взаимопровер-кой17.11
41 Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю
1 Введение новых знаний Знать, что буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной обозначают два звука.
Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов)Универсальные (подведение под понятие)
Текущий.
Чтение с взаимопроверкой 18.11
42 Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного
1 Введение новых знаний Знать «работу» букв Ю, ю; гласные и согласные звуки.
Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звукобуквенные схемы слов Познавательные (моделирование, умение выражать свои мысли).
Универсальные (анализ объектов с выделением в них признаков)Текущий.
Ответы
на вопросы 19.11
43 Звук [й'] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака (ь)
Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е
1 Введение новых знаний Знать, что буквы Е, е в начале слова и перед гласной обозначают два звука.
Уметь производить звукобуквенный анализ слов Личностные (самоопределение)
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов)Текущий.
Ответы
на вопросы 23.11
44 Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного
1 Введение новых знаний Знать «работу» букв Е, е; гласные и согласные звуки.
Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звукобуквенные схемы слов Познавательные сравнение и моделирование). Универсальые логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 24.11
45 Буква «ь» – показатель мягкости согласных звуков
1 Введение новых знаний Знать, что буква ь служит для обозначения мягкости согласных.
Уметь читать слова с буквой ь Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов)Универсальые логические действия (подведение под понятие) Текущий.
Чтение с взаимопроверкой 25.11
46
47 Основной звукобуквенный период Парные звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звонкие звуки [д], [д']. Буквы Д, д
2 Введение новых знаний Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Д, д.
Уметь читать слова и предложения с изученными буквами Познавательные
(анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Пересказ 26.11
30.11
48
49 Согласные звонкие звуки [т], [т'].
Буквы Т, т
2 Комбинированный Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Т, т,
Уметь отвечать на вопросы попрочитанному произведению Коммуникативные (умение выраж. свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Универсальые (анализ объектов с выделением в них признаков)
Текущий.
Чтение в парах 01.12
02.12
50 Основной звукобуквенный период Парные звонкие и глухие согласные звуки
Чтение текста «Енот»
1 Комбинированный Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Познавательные (моделирование).
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 03.12
51
52 Согласные звонкие звуки [з], [з'].
Буквы З, з
2 Введение новых знаний Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы З, з.
Уметь отгадывать загадки Личностные смыслообразование Познавательные (моделирование)
Универсальые логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение в парах 07.12
08.12
53
54 Согласные глухие звуки [с], [с'].
Буквы С, с
2 Комбинированный Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы С, с.
Уметь производить звукобуквенный разбор слова
Личностные (самоопределение)
Универсальые логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 09.11
10.12
55 Чтение текста
«Сосна»
1 Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умения выражать свои мысли).
Познавательные (моделирование)
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 14.12
56
57 Согласные звонкие звуки [г], [г'].
Буквы Г, г
2 Введение новых знаний Знать, что слово представляет собой единство звучания и значения; буквы Г, г.
Уметь произносить в быстром темпе скороговорки
Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Пересказ 15.12
16.12
58
59 Основной звукобуквенный период Парные звонкие и глухие согласные звуки Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаку мягкости–твердости. Буквы К, к
2 Комбинированный Знать буквы К, к; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами
Регулятивные (самоконтроль).
Познавательные
Универсальые логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Чтение в парах 17.12
21.12
60 Чтение текста
«Зайка»
1 Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять
предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 22.12
61
62 Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости–твердости. Буквы В, в
2 Введение новых знаний Знать буквы В, в; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь декламировать стихотворения, читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Личностные (самоопределение)
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями, поиск нужных слов)Универсальные логические действия (подведение под понятие) Текущий.
Выразительное чтение 23.12
24.12
63
64
65 Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаку мягкости–твердости.
Буквы К, к
3 Комбинированный Знать буквы Ф, ф; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь производить звукобуквенный разбор слова
Личностные (самоопределение, смыслообразов.)
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов)Универсальные логические действия (подведение под понятие) Тематический
Выразительное чтение 11.01
66
67 Основной звукобуквенный период Парные звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звонкие звуки [б], [б'].
Буквы Б, б
2 Введение новых знаний Знать буквы Б, б; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Познавательные
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 12.01
13.01
68
69 Согласные глухие звуки [п], [п'].
Буквы П, п
2 Комбинированный Знать буквы П, п; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь произносить в быстром темпе скороговорки, отгадывать загадки; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)Текущий.
Чтение в парах 14.01
18.01
70
71
72
Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж
3 Введение новых знаний Знать буквы Ж, ж; парные – звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь читать тексты и пересказывать их Личностные (самоопределение, смыслообразов.)
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов)Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Пересказ 19.01
20.01
21.01
73
74
75
Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш
3 Комбинированный Знать буквы Ш, ш; правила написаний: жи – ши.
Уметь производить звукобуквенный разбор слов Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями,поиск нужных слов)
Универсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Тематический.
Ответы на вопросы в парах 25.01
26.01
27.01
76
77 Звук [й'] после разделительных «ь» и «ъ» знаков
Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков перед гласными буквами е, ё, ю, я
2 Комбинированный Знать обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных ь и ъ и гласных букв.Уметь читать слова, предл.-я, тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по почитанному Познавательные Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)Текущий.
Выразительное чтение 28.01
01.02
78
79 Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами е, ё, ю, я
2 Комбинированный Знать обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных ь и ъ и гласных букв.
Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по прочитанномуУниверсальные логические действия (анализ объектов с выделением в них признаков) Текущий.
Ответы
на вопросы 02.02
03.02
80
81 Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки [х], [х'], [ч'], [щ'], [ц]
Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы Х, х
2 Введение новых знаний Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Х, х.
Уметь производить звукобуквенный разбор слов Личностные смыслообразованиеТекущий.
Ответы
на вопросы 04.02
08.02
82
83
84 Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч
3 Комбинированный Знать, что звук [ч'] всегда мягкий; буквы Ч, ч.
Уметь читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания чк – чнСравнение пары слов по звучанию и значению.
Чтение в ускоренном темпе.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть 09.02
10.02
11.02
85
86
87
88 Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ
4 Комбинированный Знать, что звук [щ'] всегда мягкий; буквы Щ, щ.
Уметь писать сочетания букв ча, ща, чу, щу; пересказывать текст Конструирование печатной буквы.
Сравнение пары слов по звучанию и значению.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Выразительное чтение 22.02
24.02
25.02
29.02
89
90 Согласный глухой твердый звук [ц],
буквы Ц, ц
2 Комбинированный Знать, что звук [ц] всегда твёрдый; знать буквы Ц, ц.
Уметь производить звукобуквенный разбор слов; декламировать стихотворные произведения Чтение в ускоренном темпе.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Тематический.
Выразительное чтение 01.03
02.03
91 Заключительный период
В. Берестов «Верблюжонок».
В народе говорят…
1 Комбинированный Знать структуру родной речи.
Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению Чтение в ускоренном темпе.
Конструирование печатной буквы.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть. Ответы
на вопросы 03.03
92 Г. Цыферов «Что у нас во дворе?».
Приговорки
1 Комбинированный Знать структуру родной речи.
Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению Сравнение пары слов по звучанию и значению.
Чтение в ускоренном темпе.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть. 07.03
93 Веселые стихи для детей. Творчество К. И. Чуковского
1 Комбинированный Знать краткие сведения из биографии и творчества К. И. Чуковского, произведения устного народного творчества.
Уметь отгадывать загадки; находить и читать выборочно отрывки текста. Конструирование печатной буквы.
Сравнение пары слов по звучанию и значению.
Чтение в ускоренном темпе.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Выразительно читать 09.03
94 Произведения о природе. «Белая акация»
1 Комбинированный Знать особенности различных жанров произведений.
Уметь пересказывать текст Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Пересказ. Словесное рисование 10.03
95 Заключительный период
Произведения А. Блока для детей. «Ветхая избушка»
1 Комбинированный Знать основные произведения А. Блока.
Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на вопросы; объяснять значения слов Конструирование печатной буквы.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть 14.03
96 Шуточные и игровые стихотворения для детей
1 Комбинированный Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на поставленные вопросы, определять настроение произведения Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть 15.03
97 Веселые стихи для детей
1 Комбинированный Уметь выразительно читать стихотворные произведения Конструирование печатной буквы.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки
Текущий.
Чтение наизусть 16.03
98 Борис Владимирович Заходер «Песня игрушек»
1 Комбинированный Знать произведения Б. За-ходера.
Уметь правильно и осознанно читать стихотворения; отвечать на вопросы; объяснять значения слов Сравнение пары слов по звучанию и значению.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий.
Чтение наизусть 17.03
99 Творчество С. Маршака. Русский алфавит
1 Комбинированный Знать русский алфавит.
Уметь выразительно читать произведения разных жанров; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного Конструирование печатной буквы.
Сравнение пары слов по звучанию и значению.
Чтение в ускоренном темпе.
Учатся определять звонкие – глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки
Тематический
Выразительное чтение 30.03
100
Прощание с учебником «Азбука» 1 Урок-путешест. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умения выражать свои мысли). Текущий.
Чтение наизусть 31.03

Учебно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ
№ п/п Раздел Тема Кол-во часов Тип урока Требования
к уровню подготовки
обучающихся УУД Формы
контроля Дата
1 2 3 4 5 6 7 8
1 На огородах Бабы Яги
Волшебные предметы и помощники 1 Введение новых знаний Знать смысл слова «докучать».
Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление» Личностные (самоопределение) Познавательные (информация, работа с дидакт. иллюстрациями, подведение под понятие) Текущий 04.04
2
3
Законы докучной сказки.
«Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака»
2 Введение новых знаний Знать законы построения докучной сказки.
Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки Познавательные
(анализ)
Личностные
(положительное отношение к чтению) Текущий.
Выразитель
ное чтение 05.04
06.04
4 Секреты считалок
1 Введение новых знаний Знать особенности построения считалок.
Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки
Познавательные (информация, работа с дидакт. иллюстр., анализ) Текущий.
Чтение в парах 07.04
5 Древние считалки
1 Комбиниро
ванный Уметь сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах Личностные
(самоопределение) Познавательные(работа с дидакт. иллюстр.) Коммуникативные (сотрудничество)
Текущий.
Чтение в парах 11.04
6 Тайны загадок
1 Введение новых знаний Знать понятие «олицетворение».
Уметь разгадывать загадки Личностные (смыслообразование) Познавательные
(маркер. текст,анализ) Коммуникативные
(сотрудничество)
Текущий.
Выразитель
ное чтение 12.04
7 На огородах Бабы Яги
Как устроена загадка
1 Введение новыхзнаний Знать приёмы сравнения и олицетворения.
Уметь сочинять загадки; ориентироваться в книге, находя нужное произведение Личностные
(самоопределение, смыслообразование)
Познавательные
(анализ) Текущий.
Выразитель
ное чтение 13.04
8 Заклички: обращение
к природе 1 Введение новых знаний Знать жанр «закличка», его
особенности.
Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста Личностные (самоопределение, смыслообразование) Познавательные (перечит. текста с разными задачами, работа с дидакт. иллюстр., анализ) Коммуникативные (взаимодействие) Текущий.
Выразитель
ное чтение 14.04
9 Трудности скороговорок
1 Введение новых знаний Знать жанр «скороговорка».
Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу Познавательные
(перечит. текста с разными задачами,
работа с дидакт. иллюстр.)
Личностные
Положительное отношение к чтению)Тематический
Выразитель
ное чтение
в парах 18.04
10 Пещера эхо
Созвучные хвосты слов.
Г. Остер «Эхо» 1 Введение новых знаний Знать содержание произведения.
Уметь определять
приёмы
выразительности в процессе анализа текстов.
Иметь представление
о стихотворном и прозаическом произведении
Познавательные
(перечит. текста с разными задачами, анализ, подведение
под понятие)
Коммуникативные
(работа в паре) Текущий.
Пересказ 19.04
11 Созвучные концы слов.
Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог»
1 Введение новых знаний Знать понятие «рифма», название произведения.
Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте Личностные
(самоопределение) Познавательные(перечит. текста с разными задачами,
маркер. текст, анализ, подведение под понятие)
Коммуникативные (сотрудничество)
Текущий.
Чтение наизусть 20.04
12
13 Пещера эхо Рифма и смысл.
Н. Носов
«Приключения Незнайки» (отрывок)
2 Введение новых знаний Знать содержание произведения.
Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворногоЛичностные
(самоопределение) Познавательные(перечит. текста с разными задачами,
маркер. текст, анализ, подведение под понятие)
Коммуникативные (сотрудничество)
Текущий.
Ответы
на вопросы 21.04
25.04
14
15
Шуточные стихи.
И. Пивоварова, А. Дмитриев,
Джеймс Ривз
2 Комбиниро
ванный Знать наизусть одно из стихотворений.
Уметь рифмовать слова Познавательные
(работа с дидакт. иллюстр.)
Логические
(классификация объектов)
Тематический
Чтение наизусть 26.04
27.04
16
17
На пути в волшебный лес Сказка-цепочка.
Русская народная сказка «Репка»
2 Комбиниро
ванный Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.
Уметь читать по цепочке Познавательные
(перечит. текста с разными задачами, работа с дидакт. иллюстр., анализ, подведение под понятие)
Коммуникативные
(Слушать и слышать учителя) Текущий.
Выразитель
ное чтение 28.04
03.05
18 Клумба с колокольчиками Звучащие стихи.
Е. Благинина.
А. Усачёв.
Джеймс Ривз
1 Введение новых знаний Знать наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изобр.-му.Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений Познавательные (информация, перечит. текста с разными задачами, анализ) Коммуникативные (сотрудничество) Текущий.
Чтение наизусть 04.05
19
20 Звукопись в поэзии и прозе.
М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)
2 Введение новых знаний Знать содержание прочитанных произведений.
Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах Познавательные
(работа с дидакт. иллюстр.) Текущий.
Пересказ 05.05
10.05
21 В лесной школе
Считалка, скороговорка или дразнилка?
1 Введение новых знаний Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка.
Уметь различать малые жанры фольклора: считалку, скороговорку Личностные
(самоопределение) Познавательные(перечит. текста с
разными задачами,
маркер. текст, анализ, подведение под понятие)
Коммуникативные (сотрудничество) Текущий.
Чтение в парах 11.05
22 Чувство юмора в поэзии.
Тим Собакин.
Б. Заходер
1 Введение новых знаний Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения Познавательные (перечит. текста с разными задачами, маркер. текст, анализ, подведение под понятие) Коммуникативные
(сотрудничество) Текущий.
Выразительное чтение 12.05
23 Стихи про мальчиков и девочек.
В. Лунин.
Э. Успенский
1 Комбиниро
ванный Знать наизусть одно из стихотворений.
Уметь читать по ролям; определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов
Личностные
(самоопределение) Коммуникативные (взаимодействиеТекущий.
Чтение наизусть 16.05
24 Фантазия в литературе.
Б. Заходер
1 Комбиниро
ванный Знать краткие сведения о биографии и творчестве Б. Заходера.
Уметь читать по ролям стихотворные произведения Личностные
(смыслообразование) Коммуникативные (взаимодействие)
Познавательные (работа с дидакт. иллюстр. анализ, подведение под понятие) Коммуникативные
(сотрудничество) Тематический
Выразитель
ное чтение 17.05
25
26
Музей Бабы Яги.
Тайна особого зрения
Особый взгляд на мир.
И. Токмакова.
С. Козлов
2 Введение новых знаний Знать наизусть одно из стихотворений.
Уметь читать по ролям.
Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях Познавательные (информация) Коммуникативные (взаимодействие) Текущий.
Чтение наизусть 18.05
19.05
27
28 Что видит и слышит поэт.
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»
2 Введение новых знаний Знать жанровые особенности литературных произведений
Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. Иметь представление о жанрах – рассказе, стихотворении Познавательные (информация, работа с дидакт. иллюстр.) Коммуникативные (взаимодействие) Текущий.
Отвечать
на вопросы 23.05
24.05
29 На выставке рисунков Юрия Васнецова
Прибаутка и небылица
1 Введение новых знаний Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.
Уметь соотносить текст силлюстрацией Личностные
(самоопределение, смыслообразование)
Познавательные (информация, перечит. текста с разными задачами, маркер. текст, анализ, подведение под понятие) Текущий.
Чтение в парах 13.05
30
31 Дразнилка, прибаутка или небылица 1 Введение новых знаний Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.
Уметь находить в тексте парную рифму Личностные
( смыслообразование) Познавательные (информация, перечит. текста с разными задачами, маркер. текст, анализ, подведение под понятие) Коммуникативные (взаимодействие) Текущий.
Чтение в парах 14.05
15.05
31
32 На выставке рисунков Юрия Васнецова Искусство иллюстрации. Что видит художник
1 Введение новых знаний Знать жанровые особенности литературных произведений
Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию Познавательные (информация, перечит. текста с разными задачами, маркер. текст, работа с дидакт. иллюстр., подведение под понятие Коммуникативные
(сотрудничество) Текущий.
Выборочное чтение 19.05
20.05
33
34 Рифмующиеся слова и изображения
1 Комбиниро
ванный Знать жанровые особенности литературных произведений
Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста Личностные
( смыслообразование) Познавательные (информация, перечит. текста с разными задачами, маркер. текст, анализ, подведение под понятие) Коммуникативные (взаимодействие) Тематический.
Выразитель-но читать 21.05
22.05
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Азбука» к концу подготовительного периода.

Учащиеся должны
знать/понимать: -на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
-знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь: -составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
-правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Азбука» к концу основного, звукобуквенного периода
Учащиеся должны знать/понимать, что:
-звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;
-слово представляет собой единство звучания и значения;
-звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
-звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;
-основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
-устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
-элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
-форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
-формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.
Уметь:
-акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; -при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
-делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
-читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
-читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
-перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
-анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
-правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
-писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
-выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
-при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
-записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
-выполнять узоры-бордюры и росчерки.
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Азбука» к концу заключительного периода.

Учащиеся должны знать/понимать:
-структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
-графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
-форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
-иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Уметь:
-читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
-озаглавливать прослушанный текст;
-связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
-ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
-выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
-анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
-применять приемы
а) слогового,
б) орфоэпического,
в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
-осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
-применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу
«Литературное чтение» к концу первого года обучения.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1/5 страниц);
делить текст на смысловые части
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
Аннотация к рабочей программе «Обучение грамоте»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, общий объем часов составляет 100 в том числе:
Плановых проверочных работ – 0
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет обучение грамоте . Курс обучения грамоте в 1 классе составляет 100 часов (из расчёта по 4 часа в неделю).
Цель : формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи : формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты, развитие речевых умений, обогащение словаря.
Структура рабочей программы: пояснительная записка; учебно –тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.
Дополнительная литература
Чуракова М. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011