Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по истории в 9 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области

Принято решением педагогического совета
Протокол № __18_
от _04__ _сентября_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
« » _________ 2015г. Утверждаю
Директор ________Пронин А. А.
Приказ № __151_
от « 4 » сентября 2015г

Адаптированная образовательная программа
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по истории в 9 классе
2015 – 2016
учебный год
с. Виткулово
Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по истории в 9 классе
Настоящая адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по истории в 9 классе
разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2006 г.
Цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально - трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Коррекционно– развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления,
речи, эмоционально– волевой сферы.
Составитель Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Настоящая адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по истории в 9 классе
разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец.
Программе соответствует учебник: «История России» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 34 часа.
Цель: изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.
Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению обучающегося выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Содержание программы
Материал представлен следующими темами:
- «Россия в началеXX в.»
- «Россия в 1917 – 1920 гг.»
- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы»
- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.»
- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.»
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью носит обзорный характер, но позволяет на доступном для обучающегося уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающегося осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. Контроль осуществляется в конце каждого раздела. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по истории
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала и допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или, если ответ полностью отсутствует.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С.Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. М.: 2009 г.
Интернет-ресурсы
http://historydoc.edu.ru/  - Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://his.1september.ru/ – Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://history.standart.edu.ru/ – История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы
http://school-collection.edu.ru/collection – Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР
http://www.historic.ru – Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории
http://slovari.yandex.ru/dict/io – История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch – Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций
http://www.bibliotekar.ru/rus/ – Русская история, искусство, культура
http://www.rusrevolution.info – Революция и Гражданская война: исторический проект
http://simvolika.rsl.ru – Государственные символы России. История и реальность
http://www.1941–1945.ru – Великая Отечественная война 1941–1945: хронология, сражения, биографии полководцев
http://gpw.tellur.ru  - Великая Отечественная война
http://battle.volgadmin.ru – Сталинградская битва
http://www.warheroes.ru – Герои страны
http://www.praviteli.org – Правители России и Советского Союза
http://imperiya.net – Образовательно-исторический портал Великая империя. История
http://www.pobediteli.ru – Победители. Солдаты Великой войны
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока дата
провед
план дата
провед
факт к-во
час
Раздел I «Россия в начале ХХ века» 1 Начало правления Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 г.г. 7.09 1
2 Первая русская революция. Появление первых политических партий в России. 14.09 1
3 Реформы государственного управления. Реформы П.А.Столыпина. 21.09 1
4 «Серебряный век» русской культуры. Россия в I мировой войне. 28.09 1
5 Обобщающий урок по разделу I «Россия в начале ХХ века» 5.10 1
Раздел II «Россия в 1917 – 1920 годах 6 Февральская революция и отречение царя от престола.
Захват власти большевиками в Петрограде. 12.10 1
7 Установление советской власти. Начало гражданской войны и интервенции. 19.10 1
8 Борьба между красными и белыми. Крестьянская война против белых и красных. 26.10 1
9 Экономическая политика советской власти.
Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. 2.11 1
10 Обобщающий урок по разделу «Россия в 1917 – 1920 годах 16.11 1
Раздел III «Советская Россия - СССР в 20 – 30-е годы ХХ века.» 11 Новая экономическая политика. Образование СССР. 23.11 1
12 Изменение в системе гос. управления. Культ личности Сталлина.
Индустриализация СССР. 30.11 1
13 Коллективизация крестьянских хозяйств.
Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы. 7.12 1
14 Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы.
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е годы.» 14.12 1
15 Обобщающий урок по разделу «Советская Россия - СССР в 20 – 30-е годы ХХ века.» 21.12 1
Раздел IV «СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. 16 СССР накануне Второй мировой войны.
Советский Союз в начале Второй мировой войны. 28.12 1
17 Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. 18.01 1
18 «Все для фронта! Все для победы!». Блокада Ленинграда 25.01 1
19 Сталинградская битва. Борьба советских людей на оккупированной территории. 1.02 1
20 Битва на Курской дуге. Героизм тружеников тыла. 8.02 1
21 Окончание Великой Отечественной войны. Вступление СССР в войну с Японией. Окончание. Второй мировой войны. 15.02 1
22 Обобщающий урок по разделу «СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.» 22.02 1
Раздел V. «Советский Союз в 1945 – 1991 годах» 23 Возрождение Советской страны после войны.
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. 29.02 1
24 Реформ Н.С.Хрущева. Достижения в науке и технике в 50 – 60 годы. 7.03 1
25 Освоение космоса. Хрущевская «оттепель». 14.03 1
26 Экономика и политика в эпоху «застоя».
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. 21.03 1
27 Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».
Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов ХХ века. 4.04 1
28 Реформы М.С.Горбачева. Распад СССР. 11.04 1
29 Обобщающий урок по разделу «Советский Союз в 1945 – 1991годах» 18.04 1
Раздел VI «Новая Россия в 1991 – 2003 годах» 30 Экономические реформы Б.Н.Ельцина.
Реформы государственного управления. 25.04 1
31 Развитие науки и культуры в 90-е годы ХХ века.
Продолжение реформ в России. 16.04 1
32 Обобщающий урок по разделу «Новая Россия в 1991 – 2003 годах» 23.04 1
33 Хронологическая таблица. 23.04 1
34 Повторение. 30.04 1