Рабочая программа для 3 класса, авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В. по ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании РМО
Заместитель директора по УВР
Директор

Протокол №1
Загумённова К. С. /_______/
_____________ Сорокина М.А.
___________Н.А. Горбунова

от « » августа 2015г.
«___» _________________ 2015г.
Приказ от №






Рабочая программа

Наименование учебного предмета ___МУЗЫКА_______________________________________________________________________________
Класс____________3____________________________________________________________________________________________________________
Уровень общего образования начальное общее образование
Учитель Чепракова Ольга Валентиновна_________________________________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год___2015-2016 учебный год__________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану всего 35 часа в год; в неделю 1 часа
Планирование составлено на основе1. Программы по учебному предмету «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В. 2012 год
УМК 2. Музыка  3 класс Учебник. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. /Академкнига, 2012 год
3. Музыка  3 класс Методическое пособие для учителя Челышева Т.В., Кузнецова В.В. / Академкнига, 2012 год

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а)____________________________________________Чепракова О.В._____________________________
подпись расшифровка подписи

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «музыка» разработана в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643);
с учётом примерной программы по учебному предмету «Музыка» 3 класс Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка  Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2012 год
                  Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

1.1. Общая характеристика учебного предмета, курса
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:

1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к  кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
Характеристика деятельности обучающихся:
- Импровизировать на заданную и свободную темы.
- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
Характеристика деятельности обучающихся:
- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения  музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки.  Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
- Перечислять простые музыкальные формы.
- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина,  П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы: 
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.

1.2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» (входит в образовательную область искусство) изучается в 3 классе один час в неделю, всего 35часа в год.

1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

1.4. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по предмету "Музыка" к уровню подготовки учащихся по следующим основным содержательным линиям:
содержание и язык музыкального искусства;
функционирование музыки в жизни;
отечественная и мировая музыкальная культура.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах.
Тематический контроль осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:



Уровни усвоения учебного материала
Показатели оценки результатов учебной деятельности

Низкий
Распознавание или различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Удовлетворительный
Восприятие музыкального образа на уровне переживания; определение настроения, выраженного в музыке.
Осуществление вокального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой.

Средний
Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения.
Осуществление вокального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объеме музыкального материала, предусмотренного учебной программой.

Достаточный
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.
Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств в процессе вокального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации.

Высокий

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения; воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели или пластического образа, соответствующих характеру музыки.
Создание исполнительского плана и его самостоятельное воплощение при помощи соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокального музицирования.


Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
    Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
    Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест.





II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Музыка - искусство интонируемого смысла» (34 часа)
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (9 часов).
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно – танцевальной и песенно – маршевой музыки.
«Интонация» (7 часов).
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания. Фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно – интонация, как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки.
«Развитие музыки» (10 часов)
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, тембровое, фактурное.
«Построение (формы) музыки» (8 часов)
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение период. Содержательно – образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

















III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
Тема урока
Кол-во часов (план/
факт)
Тип урока / форма проведения
Планируемые результаты
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Оборудование, ЭОР
Система контроля
Дата проведения





Предметные (по элементам системы знаний)
Метапред
метные
Личностные



План
Факт

1
2
3
4
5.1
5.2
5.3
6
7
8
9.1
9.2

Раздел 1
1-четверть
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1
Открываем для себя новые качества музыки
2
Изучение нового материала
Знать музыкальные термины : песня, танец, марш.
Регулятивные:
-Принимать учебную задачу
Познавательные:
- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
Коммуникативные:
- способность встать на позицию другого человека, вести диалог
Личностные:
- Воспринимать произведение, его характер и настроение
-Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Фронтальная
Мр3 диск
Музыкальный центр

Найти похожие песни в Интернете, в аудио или видеозаписях, прослушай и исполни их.



2
Мелодичность-значит песенность
2
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать музыкальные термины : главная тема, кульминация, крещендо, диминуэндо
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев оперы.
Познавательные:
Импровизировать музыку в пении, пластических движениях.

Личностные:
- Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ ведений.
Фронтальная
Мр3 диск 3 класс
Магнитофон

Найти полный текст либретто оперы «Иван Сусанин» в книге «Оперные либретто» или в интернете



3
Танцевальность бывает не только в танцах
2
Изучение нового материала / урок- беседа.
Знать музыкальные термины : Хота, былина,танцевальность, танец.

Коммуникативные:
- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
- Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ ведений
Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса,
Магнитофон

Придумать свои движения для «Девичьего хоровода» из балета «Конёк-горбунок»



4

Где слышится маршевость?
1
Урок-беседа.Повторение пройденного / круглый стол.
Знать что такое симфония,эпизод, сольфеджио, марш,пунктирный ритм, хор.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения
Регулятивные:
-адекватно воспринимать предложения учителя Познавательные:
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Коммуникативные:
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках

Личностные:
-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека
групповая
Магнитофон, диск МР3
Найти свединия о А.В.Суворове. С их помощью докажи, что музыка А.Аренского точно характерезует этого русского полководца.



5
Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой
2
Изучение нового материала / Урок-лекция
Знать музыкальные термины : сольминизация, такт, увертюра,тактирование, сюита, прелюдия.

Регулятивные:
- Принимать учебную задачу
Познавательные:
- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Личностные:
-Восприниматьокружающие звуки, звуки природы, срав нивать их с музыкальными звуками.

Фронталиная
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Выяснить, кто из композиторов сочинял прелюдии



Раздел 2
2-я четверть
Интонация

6
Сравниваем разговорную и музыкальную речь
2
Изучение нового материала
Знать музыкальные термины : интонация, скороговорка,динамические оттенки, ступени лада,диалог.
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей.

Личностные:
-Восприниматьокружающие звуки, звуки природы, срав нивать их с музыкальными звуками.

Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Выучить всю песню



7
Зерно-интонация в музыке
4
Закрепление пройденного, изучение нового материала.
Знать музыкальные термины : импровизация,пьеса, легато, лад, штрих,затакт,зерно-интонация,либретто,авансценазадник сцены,кулисы,генеральная репетиция, премьера, артист.антракт
Коммуникативные:
-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми
Личностные:
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями
.
Фронтальная
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Рассказать о персанажах басни «Стрекоза и муравей»




8
Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
2
Изучение нового материала, повторение пройденного/ Урок- лекция, беседа
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира.Знать:аккомпанемент,звукоряд,струна,напев,смычок
Познавательные:
 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения учителя

Личностные:
- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ ведений.

фронтальная
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Найти и прочитать либретто оперы «Сказка о Царе Салтане»



Раздел 3
3-я четверть
Развитие музыки

9

Почему развивается музыка?
2
Изучение нового материала.
Знать музыкальные термины:фортепьянная миниатюра, мелодист, канон, аллегро,ритенуто, аккорд.
Коммуникативные:
Исполнять песни.
Личностные:
-. Восприниматьокружающие звуки, звуки природы
Групповая форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Найти значение выделенных слов в учебнике



10
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?
2
Изучение нового материала, закрепление пройденного.
Знать музыкальные термины: крещендо, диминуэндо, орган, клавесин,виртуоз, кантилена, синкопа
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей
.
Личностные:
-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки
Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Спеть песню «За рекою старый дом» сольфеджио



11
Что такое исполнительское развитие музыки?
3
Изучение нового материала, закрепление пройденного.
Знать музыкальные термины:а капелла, подголосок, вокализ, устоичивая, неустойчивая ступень лада,унисон.
Познавательные:
-. Находить особенности музыкального отражения жиз ненных ситуаций.
.

Личностные:
-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Найти песни соответствующие празднику День защитника Отечества



12

Развитие, заложенное в самой музыке
1
Комбинированный урок / урок-беседа
Знать музыкальные термины: ладовое развитие, попевка, динамическое развитие, темповое и фактурное развитие
Коммуникативные:
- Исполнять различные по характеру музыкальные про изведения с группой одноклассников.
.

Личностные:
-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Групповая форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Узнать из книг или интернета о народных праздниках и народном творчестве,как ходили закликать весну



13
Что нового мы услышали в музыкальной сказке «Петя и Волк»
2
Комбинированный урок / урок-беседа
Знать музыкальные термины:скрипка, альт, виолончель, контрабас,гобой, тема, кларнет, валторна
Коммуникативные:
- Воплощать художественно-образное содержание народ ной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Личностные:
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям
Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Знать сюжет симфонической сказки



Раздел 4
4-я четверть
Построение(формы) музыки

14
Почему музыкальные произведения бывают одночастными
2
Комбинированный урок / урок-беседа
Знать музыкальные термины: музыкальная форма тремолоодночастная форма, канон, цезура.
Познавательные:
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке
Личностные:
- Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцеваль ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Групповая форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Спеть мелодию пастушьей песни сольфеджио.



15
Когда музыкальные произведения имеют две или три части?
2
Изучение нового материала, закрепление пройденного.
Знать музыкальные термины:форте, пиано, двухчастная и простая трёхчастная форма.
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности.
Личностные:
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
Фронтальная форма.
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Выучить всю песню



16
Рондо-интересная музыкальная форма
1
Изучение нового материала, закрепление пройденного.
Знать музыкальные термины: рондо, рефрен, романс.
Коммуникативные:
- Исполнять различные по характеру музыкальные про изведения с группой одноклассников.

Личностные:
- Импровизировать(вокальная,танцеваль ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
индивидуальная и групповая формы.
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Понять что такое рондо



17
Как строятся вариации?
1
Урок изучения нового материала / урок-лекция, беседа.
Знать музыкальные термины: вариации
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности.
Личностные:
- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

Фронтальная форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Знать что такое вариации



18


О важнейших средствах построения музыки
1
Комбинированный урок / урок-беседа
Урок закрепления знаний и изучения нового материала / урок-викторина.
Знать музыкальные термины: вариации, рондо, 1и 2-ух и трёхчастная форма, увертюра
Познавательные:
-Выявлять выразительные возможности музыки.
Личностные:
- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, испол нителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой дея тельности.
Групповая форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса

Знать все термены пройденные в течении года



19
Итоговый урок

1
Урок обобщения
Знать все термены.
Коммуникативные:
- Отражать в исполнении интонационно-мелодические
особенности музыкальных образов.

Личностные:
- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, испол нителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой дея тельности.
Групповая форма
Мр3 диск с музыкой для 3 класса
Знать музыкальные термены



IV. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература:

1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка  3 класс Учебник /Академкнига, 2013 год
2.  Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка  3 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2012 год
3. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1- 2 классы. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2009; 
4.Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы;
5.«Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005 г.;
6.Поурочные планы по учебнику  «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр;
7.Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова;

Средства обучения:

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, мультимедийная установка.













V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится:
 воспринимать музыку различных жанров; выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
 ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
 воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Ученик получит возможность научиться:
 реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Ученик научится:
 воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов.
Ученик получит возможность научиться:
 реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
 владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.



Музыкальная картина мира
Ученик научится:
 исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, инструментальное );
 оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Ученик получит возможность научиться:
 адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение).













13PAGE 15


13PAGE 142415








15