Рабочая программа,тематическое планирование,МТО.ИЗО,2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: во 2 классе 34 ч в год.
Индивидуальных работ – 24
Парных работ – 2
Групповых работ – 2
Коллективных работ – 1
Коллективно – индивидуальных - 3
Выставок - 2

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов

1
Чем и как работают художники
8

2
Реальность и фантазия
7

3
О чём говорит искусство
11

4
Как говорит искусство
8


Итого
34


Содержание программы (34 часа)
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности.
Обобщающий урок года.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.














Тематическое планирование. Изо.
№ п/п
Наименование раздела(темы), тема урока
Количество часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся




План.
Факт.


КАК и ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК(8 часов)
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1.
Три основные краски,строящие многоцветие мира
1


Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

2.
Пять красок -все богатство цвета и тона
1


Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

3.
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
1


Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

4.
Выразительные возможности аппликации
1


Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению

5.
Выразительные возможности графических материалов
1


Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

6.
Выразительность материалов для работы в объеме
1


Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

7.
Выразительные возможности бумаги
1


Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

8.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
1


Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой

9.
Изображение и реальность
1


Индивидуальная, изображение животных или зверей

10.
Изображение и фантазия
1


Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

11.
Украшение и реальность
1


Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

12.
Украшение и фантазия
1


Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы

13.
Постройка и реальность
1


Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

14.
Постройка и фантазия
1


Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

15.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
1


Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)
Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

16.
Выражение характера изображаемых животных
1


Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

17.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ
1


Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

18.
Выражение характера человека в изображении; женский образ
1


Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

19.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме
1


Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

20.
Изображение природы в разных состояниях
1


Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

21.
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения
1


Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

22.
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»
1


Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

23-24.
Образ здания и его назначение
2


Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

25-26.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение
2


Выставка. Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства.Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)
Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27.
Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета
1


Индивидуальная, изображение угасающего костра

28.
Цвет как средство выражения: «тихие»(«глухие») и «звонкие» цвета
1


Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

29.
Линия как средство выражения: ритм линий
1


Индивидуальная, изображение весенних ручьев

30.
Линия как средство выражения: характер линий
1


Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением

31.
Ритм пятен как средство выражения
1


Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

32.
Пропорции выражают характер
1


Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

33.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности
1


Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

34.
Обобщающий урок года
1


Выставка. Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства.Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Изобразительное искусство
Библиотечный фонд
1.Примерные программы начального общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 328 с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021421-6.
2.«Школа России.» Сборник рабочих программ Москва. «Просвещение» 2011 528с.
Учебники
1.Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство .Искусство и ты». 2 класс .Под редакцией Б.М.Неменского.-Москва.:Просвещение,2012
Рабочие тетради
1.Горяева Н.А.,Неменская Л.А.,Питерских А.С.,Гуров Г.Е.,Коротеева Е.И. «Твоя мастерская» 2 класс/Под редакцией Б.М.Неменского.-Москва:Просвещение,2012
Методические пособия для учителя:
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству» 2 класс Москва. « Вако». 2014
О. В. Узорова ,Нефёдова Е.А.«Все предметы начальной школы в викторинах» 1 – 4 классы.Москва. « АСТ» «Астрель». 2010

Печатные пособия
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
 Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство.
Информационно средства:
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству (по возможности)
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по искусству (по возможности)
3.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по искусству
Технические средства обучения:
Классная доска
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер

15