Рабочая программа по курсу : Литературное чтение, Школа России

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 40 часов. Из-за праздничного дня будет сжата и тема: В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А» стр.5-10 , будет пройдена 9.03.2016.
Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты
В результате изучения курса выпускник начальной школы:
( осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для
успешного обучения по другим предметам;
( получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;
(полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширяет кругозор;
(приобретет первичные умения работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы

( овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
(научится самостоятельно выбирать интересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;
( осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
(научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения;
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
(осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
( понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
(осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
(оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
(вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;
(работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
(читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл прочитанного);
(читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
(ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
(использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
(передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
(коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
(ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
(составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
(самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
(воспринимать художественную литературу как вид искусства;
(осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
(осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
(определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
(доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;
(на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
(писать отзыв о прочитанной книге;
(работать с тематическим каталогом;
(работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
(читать по ролям литературное произведение;
(использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
(создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
(творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
(создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
(работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
(способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
(сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;
(отличать прозаический текст от поэтического;
(распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
(сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
(определять позиции героев и автора художественного текста;
(создавать прозаический или поэтический по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста

Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Круг детского чтения
1 класс - 39 часов


Раздел

1



Вводный урок
Знакомство с учебником. Система условных обозначений.



2
Жили-были буквы


Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

3
Сказки, загадки, небылицы


Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого

4
Апрель, апрель. 3венит капель!


Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».

5
И в шутку и всерьёз


Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

6
Я и мои друзья


Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

7
О братьях наших меньших


Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.





Календарно-тематическое планирование



Дата по плану
Дата
по факту
Название раздела и темы урока
Количество часов
Форма контроля

1
9.03

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Стр.3-4 В.Данько «Загадочные буквы».
И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».
Стр.5-10
1
Групповой

2
10.03

С.Чёрный «Живая азбука»
Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»
Стр.11-13
1
Групповой

3
13.03

Г.Сапгир «Про медведя»
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»
И.Гамазкова «Кто как кричит?»
Стр.14-17
1
Групповой

4
15.03

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»
С.Маршак «Автобус №26»
Стр.18-21
1
Групповой

5
16.03

Из старинных книг. Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»
Стр.22-27
1
Групповой индивидуальный

6
17.03

Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»
Стр.28
1
Групповой индивидуальный

7
20.03

Русская народная сказка «Теремок»
Стр.30-37

1
Групповой индивидуальный

8
22.03

Русская народная сказка «Рукавичка»
Стр.38-41
1
Групповой индивидуальный

9
23.03

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.
Стр.42-46
1
Групповой индивидуальный

10
24.03

Рифмы Матушки Гусыни.
Король Пипин.
Дом, который построил Джек.
Стр.47-51 4 четверть
1
Групповой индивидуальный

11
3.04

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1
Групповой индивидуальный

12
5.04

Русская народная сказка «Петух и собака»
Стр.52-57
1
Групповой индивидуальный

13
6.04

К.Ушинский «Гусь и Журавль»
Л.Толстой «Зайцы и лягушки».
Стр.58-59
1
Групповой индивидуальный

14
7.04

Урок обобщения. Разноцветные страницы. Викторина по сказкам.
Оценка своих достижений.
1
Групповой индивидуальный

15
10.04

А.Майков «Ласточка примчалась»
А.Блещеев «Травка зеленеет..»
Стр.64-65
1
Фронтальный групповой

16
12.04

А.Майков «Весна»
Т Белозёров «Подснежники»
Стр.66
1
Фронтальный групповой

17
13.04

С.Маршак «Апрель»
И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».
Стр.67-68
1
Фронтальный групповой

18
14.04

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»
Стр.69-71
1
Фронтальный групповой

19
17.04

Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.
Стр.73-77
1
Групповой индивидуальный

20
19.04

Обобщение по теме.
Проект «Составляем сборник загадок»
Оценка своих достижений.
1
Фронтальный групповой

21
20.04

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».
Я.Тайц «Волк»
Стр.5-7
1
Фронтальный групповой

22
21.04

Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова
«Саша-дразнилка»
Стр.8-11
1
Фронтальный групповой

23
24.04

К.Чуковский Федотка»
О.Дриз «Привет»
Стр.12-13
1
Групповой индивидуальный

24
26.04

О.Григорьев «Стук»И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
Стр.14-16
1
Фронтальный групповой

25
27.04

К.Чуковский «Телефон»
Стр.17-21
1
Фронтальный групповой

26
28.04

М.Пляцковский «Помощник».
Стр.22-23
1
Фронтальный групповой

27
3.04

Из старинных книг. К.Ушинский
«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Обобщающий рок. Оценка своих достижений.
Стр.24-28
1
Фронтальный групповой

28
4.05

Ю.Ермолаев «Лучший друг»
Е.Благинина «Подарок»
Стр.31-33
1
Групповой индивидуальный

29
5.05

В.Орлов «Кто первый?»
С.Михалков «Бараны»
Р.Сеф «Совет»
Стр.34-37
1
Групповой индивидуальный

30
10.05

И.Пивоварова «Вежливый ослик»
В.Берестов «В магазине игрушек»

1
Групповой индивидуальный

31
11.05

В Орлов «Если дружбой»
Стр.38-40



32
12.05

Я.Аким «Моя родня»
Стр.41 С.Маршак «Хороший день»
По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
1
Фронтальный групповой

33
15.05

Ю.Энтин «Про дружбу»
Стр.43-49 Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».
Разноцветные страницы.
Стр.50-53
1
Фронтальный групповой

34
17.05

Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья»
Стр. 54



35
18.05

С.Михалков «Трезор»
Р.Сеф «Кто любит собак»
Стр.57-59



36
19.05

В.Осеева «Собака яростно лаяла»
И.Токмакова «Купите собаку»
Стр.60-64 М Пляцковский «Цап Царыпыч»

1
Фронтальный групповой

37
22.05

Г.Сапгир «Кошка»
В.Берестов «Лягушата» Стр.65-69 Н.Сладков «Лисица и ёж»
Из старинных книг.
С.Аскаков «Гнездо»
Стр.73-75
1
Групповой индивидуальный

38
24.05

В.Лунин «Никого не обижай»
С.Михалков «Важный совет»
Д.Хармс «Храбрый ёж»
Стр.70-72

1
Групповой индивидуальный

39
25.05

Обобщающий урок. Разноцветные страницы.
Оценка своих достижений.
Стр.76-78
1
Фронтальный групповой












Лист корректировки прохождения программы.


Название темы урока
Дата проведения по плану
Причина коррекции
Форма коррекции
Дата по факту













































Рассмотрено:
Согласовано:

на заседании ШМО

Зам. директора по УВР

Пр. № «__»________ 20 г.

«__»________ 20 г.

Руководитель: .




________ .

_______














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915