Проект Активация познавательной деятельности учащихся как средство развития мотивации при изучении физики через использование ИКТ


Тема проекта: «Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития мотивации при изучении физики через использование  ИКТ»
Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах.
Предмет исследования: Применение ИКТ в обучающей среде школьного курса физики.
Цель проекта: показать целесообразность использования ИКТ на уроках физики при формировании у учащихся интереса к предмету.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач.
Задачи проекта:
1.создание обучающей среды, способствующей формированию мотивации изучения предмета физики, физических явлений, через применение ИКТ;
2.ознакомление, изучение, классификация интерактивных форм обучения и подбор оптимальных форм работы при использовании ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся;
3.разработка серии уроков физики с применением ИКТ.
Актуальность работы: Следует отметить, что во многих сельских МКШ наблюдается отсутствие лабораторного и демонстрационного оборудования по физике, наглядные пособия также имеются в недостаточном количестве. Применение же ИКТ даст возможность использовать виртуальные лабораторные работы и видеофрагменты с показом физических опытов и физических явлений. Использование компьютерных презентаций и анимации физических процессов снимает проблему малого количества наглядности,
а автоматическое решение задач по предложенным ученикам формулам в электронных таблицах, использование компьютерных моделей при решении задач поможет процесс обучения сделать мобильным и гибким.
Гипотеза: Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволит повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Ожидаемый результат:
Применение ИКТ на уроках физики позволит создать учебную среду, способствующую формированию мотивации обучения у учащихся.
Ресурсы проекта: кабинет физики, оборудованного компьютером, проектором, интерактивной доской, доступ в Интернет, интернет-ресурсы, электронные учебники.
Введение
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике. Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания, поэтому учащимся необходимо владеть умением анализировать, сравнивать, классифицировать, одним словом, на уроках физики возникает среда, требующая активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся. Мы считаем, что обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий, позволит создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины. Не секрет, что дети легко учатся тому, что им интересно. Так вот необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект.
Наиболее значимые цели учебного процесса с применением образовательных информационных технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии рефлексии, творческой мысли учащихся.
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений, направленное на повышение эффективности обучения физике. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. Несомненное удобство обработки информации, наглядность, возможность получения информации из поистине неиссякаемых баз данных мировой компьютерной сети Интернет делают компьютер незаменимым помощником учителя. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса.
Владение компьютером позволило превратить подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям из скучной и неинтересной в творческую и увлекательную.
Основное содержание проекта
В современном образовательном пространстве создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Перед учителями физики ставится задача – пробудить интерес ребят к физике, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
В своей работе я использую компьютерные технологии в разных целях:
1) для индивидуализации учебного процесса;
2) как средство наглядности учебного процесса (презентации, анимации, фотографии и портреты ученых, логические схемы, таблицы, плакаты);
3) для поиска информации из самых широких источников (Интернет);
4) как способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах) (презентация);
5) для иллюстрации алгоритмов и различных способов решения разно уровневых задач;
6) для контроля уровня знаний учащихся через формативное и суммативное оценивание;
7) для организации коллективной и групповой работы (проекты);
8) как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное и тематическое планирование, контрольные, проверочные, тесты и другие виды работ).
9) для организации внеклассной работы по предмету.
В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют экономить время на уроке, добиваться глубины погружения в материал, повышения мотивации в обучении. Осуществляют интегрированный подход в обучении, дают возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему.
Своей целью я ставлю активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, продвижение по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я привлекаю их к выполнению презентаций с использованием Интернета по изучаемым темам. На первом уроке новой главы я сообщаю список тем и даты для презентаций. Проверив выполненную работу, тактично прошу внести изменения в содержание или оформление, (если это необходимо), и только затем разрешаю провести презентацию выбранной темы. Они не только творчески подходят к выполнению работ, но стараются грамотно их прокомментировать. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, ученики имели возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Практика показывает, что этот вид деятельности помогает учащимся лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить главное. Презентации позволяют продемонстрировать ученикам то новое, что может поразить и удивить их, знакомить учащихся с историей науки, что поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия, показать жизненную значимость изучаемого материала. Самые удачные элементы детских презентаций я использую при подготовке к урокам.
При объяснении новых тем я часто использую диски с «Электронными уроками», где есть и презентации, и видеосюжеты, и плакаты, поясняющие большинство физических явлений. В некоторых темах приходится изучать явления, используя словесный метод. К примеру, в темах «Инерция» в 7 классе и «Электризация» в 8 классе такого материала нет, поэтому я даю задания учащимся 10-х классов: с помощью компьютерной анимации представить эти явления. Дети с удовольствием выполняют задание, представив не только анимации по предложенным темам, но и по другим ранее изученным. Данный вид технологий позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся: более детально изучить физическое явление, условия его протекания и возможность практического применение, а также вызывает удовлетворение от самого процесса труда.
повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
реализация идей открытого образования на основе   использования сетевых технологий.
Мониторинг по результатам ЕНТ по физике за 2015-2016 годы
ЕНТ 2016 ЕНТ 2015
Количество учащихся 2 4
Средний балл 13 15
Максимальный балл 15 22
Минимальный балл 11 10
Качество знаний учащихся по физике за 2014 – 2017 годы
Кл 2014-2015 2015-2016 2016-2017
(I полугодие)
7 37,5% 30,5% 40,5%
8 40% 36,3% 35%
9 33,3% 38,5% 38,6%
10 50% 75% 52,3%
11 75% 58% 62%
итого 43,9% 47,6% 45,6%