Рабочая программа УМК «Школа России» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа УМК «Школа России»
по предмету «Основы мировых религиозных культур»
4 класс
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
развитие способностей младших школьников к общению в полтэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований  к  результатам  освоения  содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного предмета в учебном плане.
Курс  «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе 34 часа в год
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Требования к уровню подготовки к окончанию 4 класса.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование темы Количество часов на изучение Лабораторные (практические) работы, экскурсии Формы контроля
1 Россия – наша Родина 1 ч. 2 Культура и религия 28 ч тест
3 Любовь и уважение к Отечеству 5ч. Защита пректов
Итого 34 № п/п Наименование темы Количество часов на изучение Лабораторные (практические) работы, экскурсии Формы контроля
1 Россия – наша Родина 1 ч. 2 Культура и религия 2 ч 3 Возникновение религий 2 ч. 4 Священные книги религий мира 2 ч. 5 Хранители преданий в религиях мира 1ч. 6 Добро и зло 2ч 7 Человек в религиозных традициях мира 1 ч. 8 Священные сооружения 2 ч 9 Искусство в религиозной культуре 2 ч. 10 Творческие работы учащихся 2 ч. 11 История религии в России 2 ч. 12 Религиозные ритуалы 2 ч. 13 Паломничество и святыни 1ч. 14 Праздники и календари 2 ч. 15 Религии и мораль 2 ч. 16 Милосердие 1ч. 17 Семья 1ч. 18 Долг, свобода, ответственность, труд 1ч. 19 Любовь и уважение к Отечеству 1ч. тест
20 Проектная деятельность 2 ч. проект
21 Защита проектов 2 ч. проект
Итого 34 Содержание курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока Тема
урока Тип
урока Основные понятия Предметные результаты Универсальные учебные действия Личностные Дата проведения
4А 4Б
1.  Россия - наша Родина. Применения знаний на практике
Россия, Родина знать/понимать:
ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг
коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
03.09.15 07.09.15
2. Культура и религия
Открытие новых знаний
Культура и религия
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
10.09.15 14.09.15
3.  Культура и религия Применения знаний на практике 17.09.15 21.09.15
4.  Возникновение религий. Открытие новых знани Древние верования, язычество Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
24.09.15 28.09.15
5.  Религии мира и их основатели Комбинированный 01.10.15 05.10.15
6.  Священные книги религий мира. Комбинированный Священные книги разных религий, традиции знать/понимать:
историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
08.10.15 12.10.15
7.  Священные книги религий мира. Комбинированный 15.10.15 19.10.15
8.  Хранители предания в религиях мира Открытие новых знаний формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
22.10.15 26.10.15
9 Добро и зло. Комбинированный Добро и зло знать/понимать:
описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением
людей Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого 29.10.15 09.11.15
10 Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Комбинированный 12.11.15 16.11.15
11 Человек в религиозных традициях мира Комбинированный Священные книги разных религий, традиции знать/понимать:
историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
19.11.15 23.11.15
12 Священные сооружения (Православие. Ислам)Комбинированный Священные сооружения. Их виды 26.11.15 30.11.15
13 Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм)Комбинированный 03.12.15 07.12.15
14 Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам)Комбинированный Искусство и религия 10.12.15 14.12.15
15 Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм)Комбинированный 17.12.15 21.12.15
16.  Творческие работы учащихся Применения знаний на практике Добро и зло знать/понимать:
описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением
людей Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого 24.12.15 11.01.16
17. Презентации творческих работ учащихся Применения знаний на практике 14.01.16
21.01.6 18.01.16
18-19 История религий в России Применения знаний на практике Виды религий знать/понимать:
основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов 28.01.16
04.02.16 25.01.16
01.02.16
20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Комбинированный Обычаи и обряды знать/понимать:
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиознойкультуры;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий 11.02.16
18.02.16
08.02.16
15.02.16
22.  Паломничества и святыни Урок открытия новых знаний Святые места. паломничество знать/понимать:
историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов воспита-ние худо-жественного вкуса, спо-собствова-ние формиро-ванию куль-турной эру-диции 25.02.16 22.02.16
23-24 Праздники и календари Комбинированный Праздники разных культур знать/понимать:
историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов воспитание художественного вкуса, способствование формированию культурной эрудиции 03.03.16
10.03.16 29.02.16
07.03.16
25 Религия и мораль Комбинированный Религия и мораль
Нравственность, заповеди знать/понимать:
основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов 17.03.16 14.03.16
26 Нравственные заповеди в религиях мира Комбинированный 07.04.16 04.04.16
27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Комбинированный Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Знать/понимать:
ценности нравственности духовности в человеческой жизни
уметь:
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные : перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные:
рзвитие способностей к общению в полиэтни-чной и мно-гоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общес-твенного ми-ра и согла-сия формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов 14.04.16 11.04.16
28 Семья. Комбинированный Семья, родственники знать/понимать:
ценности нравственности духовности в человеческой жизни Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные : перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
Развитие представле-ний о значении нравствен-ных норм и ценностей для достой-ной жизни личности, семьи, общества формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
21.04.16 18.04.16
29 Долг, свобода, ответственность, труд Комбинированный Долг, свобода, ответственность, труд знать/понимать:
ценности нравственности духовности в человеческой жизни Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные : перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
Развитие представле-ний о значении нравствен-ных норм и ценностей для достой-ной жизни личности, семьи, общества формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
28.04.16 25.04.16
30 Любовь и уважение к Отечеству Комбинированный Отечество. Гордость уважение знать/понимать:
ценности нравственности духовности в человеческой жизни
уметь:
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества 05.05.16 02.05.16
31-34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся Применения знаний на практике Проект презентация уметь:
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить презентацию по выбранным темам 12.05.16
19.05.16
26.05.1616.05.16
23.05.16
30.05.16
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
I. Для учащихся –
- А.Л. Белов, Е.В.Саплина, А.Я Данилюк «Основы мировых религиозных культур»
Учебник, Москва. Просвещение 2011 г.
II. Для учителя –
- А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»
Программы образовательных учреждений 4-5 классы Москва. Просвещение 2012г.
- А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»
Книга для родителей. Москва. Просвещение 2012 г.
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся,  методическая /справочная литература учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
2. Печатные пособия:
-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
3.Технические средства обучения
1.Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. .(по возможности)
2. Интерактивная доска.
3. Персональный компьютер с принтером, сканером.
4.Мультимедийный проектор.
4. Информационно-коммуникативные средства:
1.Электронное приложение к учебнику А.Л. Белов, Е.В.Саплина, А.Я Данилюк «Основы мировых религиозных культур»
Учебник, Москва. Просвещение 2011 г. (CD).
2.Детские электронные презентации и клипы. - http://viki.rdf.ru/3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
4. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
5.Интернет – ресурсы УМК «Школа России» - http://school-russia.prosv.ru/.
6.Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов. - http://akademius.narod.ru/index1.html
7.Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ. - http://rusedu.ru/subcat_28.html
8.Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru
9.Сеть творческих учителей–http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
10.Сказочное образование представляет диски с играми и заданиями по образовательным предметам- http://babydreams.bestnetservice.com/index.htm
11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – http://festival.1september.ru
12.Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». – http://nsc.1september.ru
5. Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.