Программа с календарно-тематическим планированием: АОП по предмету Чтение и развитие речи (8 класс)


Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционнőй) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательнőй учреждение
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ________201 _г. УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________201 _г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ЧТЕНИЕ И РАЗВТИЕ РЕЧИ
8 КЛАСС
Срок реализации
программы: 1 год (8 класс)
Разработчик программы: Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения
с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В коррекционной школе обучение чтению носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих задач:
Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя».
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Повысить уровень общего развития учащихся;
Формировать нравственные качества школьников.
Специальной задачей обучения чтению в коррекционной школе является коррекция речи и мышления учащихся. В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей. Важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее под наблюдением учителя). Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся коррекционной школы овладевают с трудом, что, в свою очередь, затрудняет осмысление прочитанного. Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Основным видом чтения на уроках в старших классах остается чтение вслух, т.к. дети с недостатками в умственном развитии значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирована на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, т.к. чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений, в ходе организованной работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется самостоятельный подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу прочитанных событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. Далее также представлен перечень основных требований к умениям учащихся.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
В 6-9 классах навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения совершенствуется на материале чтения более сложных художественных произведений, чем в младших классах.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.
В 7-9 классах даются краткие сведения о наиболее ярких этапах жизни и творчества классиков русской и советской литературы. Авторы и их творчество изучаются в хронологической последовательности, сообщаются некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Языковые особенности сказки: присказка, зачин, троекратные повторы. Жанры художественных произведений: рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма. Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Учитывая подростковый период учащихся 6-9 классов, предусматривается комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе изучения произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Проводится не менее 1 раза в семестр.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению проводится текущая проверка и оценка знаний.
В отдельных случаях оценки выводятся по совокупности ответов на уроках. Такая форма опроса используется, в основном, на обобщающих уроках.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимся техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (более точный пересказ прочитанного) в соответствии с программными требованиями.
Адаптированная программа по предмету «Чтение» составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (2003 г.), к учебнику Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: Аксенова А.К. Москва «Просвещение». 2006 г и предназначена для индивидуального обучения Ф.И. ребенка (… г.р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении. … обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево на основании решения районной ПМПК, протокол от ... г. Поступил в … класс школы-интерната … г. на основании приказа по школе № … от … г. Ф.И. ребенка выведен на индивидуальное обучение.
У … низкая учебная мотивация. Не может долго заниматься однообразной деятельностью, поэтому в программе предусмотрено больше практических занятий.
Внимание. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Коррекционная работа направлена на развитие способности к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Память. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Коррекционная работа направлена на развитие возможности долговременного запоминания путем различных упражнений.
Мышление. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
Коррекционная работа направлена на развитие умения выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия.
Усидчивость в работе, работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала уроков).
Целенаправленность деятельности. Активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, неустойчивости внимания.
Психокоррекция поведения ребенка направлена на развитие познавательных интересов, любознательности.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 1-му уровню оценивания (базовому).
Обучение чтению и развитию речи невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающегося. Поэтому на уроках учитель учит подростка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование. Вся работа по чтению и развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и обучающегося.
Адаптированная образовательная программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
Повысить уровень общего и речевого развития обучающегося;
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Формировать нравственные качества.
Программа по индивидуальному обучению курса «Чтение и развитие речи» рассчитана на 1 год, 68 часов в год, 2 часа в неделю.
По окончании курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
В коррекционной школе по чтению проверяются умения и навыки, определенные требованиями программы. Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет специфические особенности. Проверяется техника чтения. Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения, ставятся конкретные задачи контролирующей деятельности. 
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого используются и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. 
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. 
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально. Для проверки применяются индивидуальные карточки, которые получает ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. 
Внеклассное чтение
Чтение книг из школьной и сельской библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
С Т Р У К Т У Р А
№ Раздел Количество
часов
1 Устное народное творчество 6
2 Из произведений русской литературы XIX века 20
3 Из произведений русской литературы XX века 42
Всего: 68
IV. К А Л Е Н Д А Р Н О-Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
№ урока Наименование разделов, тем Количество часов Из них
Наизусть НРК
1 семестр – 10 часов
Раздел 1. Устное народное творчество – 6 часов
1 УНТ. 1 2 Сказки. Волшебное кольцо. 1 3 Пословицы и поговорки. Баллады. Перчатка 1 4-5 Былины. Добрыня и змей 2 6 Внеклассное чтение 1 +
Раздел 2. Из произведений русских писателей XIX в. – 20 часов
7 А.С.Пушкин. Биография. «Публичное испытание» 1 8 «Памятник», « Во глубине…», «Няне» 1 + 9-10 «Сказка о попе и его работнике Балде» 2 2 семестр – 10 часов
11 М.Ю.Лермонтов. Биография. «Смерть поэта», «Парус», «Родина». 1 +
на выбор 12 И.А. Крылов. Биография. «Волк на псарне» 1 13 И.А. Крылов. «Осел и соловей», «Муха и пчела» 1 +
на выбор 14 Н.А.Некрасов. Биография. «Размышление у парадного подъезда» 1 15 «Мороз красный нос» 1 16 «Русские женщины» 1 17 Внеклассное чтение 1 +
18-20 И.С. Тургенев. Биография. «Му-Му» 3 3 семестр – 10 часов
21-24 И.С. Тургенев. Биография. «Му-Му» 4 25 Л.Н. Толстой. Биография 1 + 26-27 Л.Н. Толстой. «После бала» 2 Раздел 3. Из произведений русских писателей XX в. – 40 часов
28 А.П. Чехов. Биография. «Лошадиная фамилия» 1 29 Внеклассное чтение 1 +
30 В.Г. Короленко. Биография 1 4 семестр – 12 часов
31-38 В.Г. Короленко. «Слепой музыкант» 8 39-40 М.Горький. Биография. «Макар Чудра» 2 + 41 С.А. Есенин. Биография. «Спит ковыль» 1 42 С.А. Есенин. «Пороша», «Отговорила роща золотая» 1 +
на выбор 5 семестр – 11 часов
43 А.П. Платонов. Биография 1 44 А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка» 1 45 Внеклассное чтение 1 +
46 А.Н.Толстой. Биография 1 47-48 А.Н.Толстой. «Русский характер» 2 + 49 Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка» 1 50 К.Г. Паустовский. Биография 1 51 К.Г. Паустовский. «Телеграмма» 1 52-53 Р.И. Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго» 2 6 семестр – 15 часов
54-57 «Дикая собака Динго» 4 58-59 Л.А.Кассиль. Биография. «Пекины бутсы» 2 60-62 А.Т. Твардовский. Биография. «Василий Теркин» 3 + 63 В.М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин» 1 64 В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» 1 65-68Р.П. Погодин. Биография. «Алфред» 4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП
В соответствии с решением педсовета (протокол № … от …) в 8 классе в соответствии с особенностями психофизиологического развития обучающиеся разделены на два уровня оценивания результатов:
обучающиеся 1-ого уровня оценивания должны
читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях – целым словом;
читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях – самостоятельно;
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя)
соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Оценивание обучающихся в 8 классе проводится в соответствии со следующими показателями:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты – самостоятельно);
называет главных действующих лиц произведения; характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, последовательно;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
читает, в основном, правильно, бегло;
допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логические ударения; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и в озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:
читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две – в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «2» ставится ученику, если он:
читает по слогам;
допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;
не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;
не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
затрудняется в чтении текста по слогам;
допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного;
не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание;
не знает наизусть стихотворение.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Список литературы:
Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: Малышева З.Ф. Москва, «Просвещение». 2006 г.;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы /сост. В.В.Воронкова. М.: Просвещение. 2001.-191с.;
Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Сборник 1. М.: Просвещение. 1990.- 320с.;
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1-2» Издательство «РООССА»;
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М., 2010;
«Краткий толковый словарь русского языка» по ред. В.В. Розановой. М., «Русский язык», 1982.
Наглядные и раздаточные пособия (альбомы):
- А.С.Пушкин и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Составитель Н.Е. Кутейникова. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- М.Ю. Лермонтов и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Автор-составитель Э.В.Иванов. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Н.А.Некрасов и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Составитель Э.В.Иванов. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Л.Н.Толстой и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Автор-составитель С.М.Мельникова. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- С.А.Есенин и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Автор-составитель А.В.Чумак. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Портреты детских зарубежных писателей. Демонстрационный материал для школы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Видеоматериалы:
- м\ф «Волшебное кольцо»
- м\ф «Сказка о попе и работнике Балде»
- презентации по биографиям писателей: А.С.Пушкина,
М.Ю. Лермонтова,
И.Крылова,
Н.А.Некрасова,
Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова,
В.Г.Короленко,
М.Горького,
М.В Исаковского,
К.Г.Паустовского,
М.Зощенко,
К.М.Симонов,
В.П.Катаев,
Н.И. Рыленкова,
Ю.И.Коваля
- презентации «В полном разгаре страда деревенская»,
«Русские женщины»,
«Василий Тёркин»
- в\р «Басни И.Крылова»,
- х\ф «Муму»,
- х\ф «Слепой музыкант»,
- х\ф «Телеграмма»,
- х\ф «Дикая собака Динго»
3. Аудиоматериалы: - русские народные песни
- песни на стихи Есенина,
4. ТЕСТЫ:
Биография А.С.Пушкина
Биография М.Ю.Лермонтова
Биография И.А. Крылова
Биография Н.А.Некрасова
Биография И.С.Никитина
Биография И.С.Тургенева
Биография Л.Н.Толстого
Биография А.П.Чехова
Биография В.Г.Короленко
Биография М.Горького
Биография С.А.Есенин
Биография К.Г.Паустовского
Биография Р.И.Фраермана