Программа с календарно-тематическим планированием: АОП по предмету Письмо и развитие речи (8 класс)


Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционнőй) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательнőй учреждение
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ________201 _г. УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________201 _г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
8 КЛАСС
Срок реализации
программы: 1 год (8 класс)
Разработчик программы: Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения
с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.      Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.      Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
1. Грамматика, правописание, развитие речи.
2. Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должен овладеть обучающийся к концу обучения.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.       Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).      В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.      Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащегося совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащийся наблюдает за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
      Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В  частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
При обучении письму и развитию речи использую следующие методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, карточки, тесты.
Принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности;
воспитывающий и развивающий принципы;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Адаптированная программа по предмету «Русский язык и развитие речи» составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (2003 г.), к учебнику Русский язык 8 класс /Сост. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская, М.: Просвещение, 2009 г. и предназначена для индивидуального обучения Ф.И. ребенка. (… г.р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении. … обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево на основании решения районной ПМПК, протокол от … г. Поступил в … класс школы-интерната … г. на основании приказа по школе № … от … г. Ф.И. ребенка выведен на индивидуальное обучение.
У … низкая учебная мотивация. Не может долго заниматься однообразной деятельностью, поэтому в программе предусмотрено больше практических занятий.
Внимание. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Коррекционная работа направлена на развитие способности к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Память. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Коррекционная работа направлена на развитие возможности долговременного запоминания путем различных упражнений.
Мышление. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
Коррекционная работа направлена на развитие умения выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия.
Усидчивость в работе, работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала уроков).
Целенаправленность деятельности. Активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, неустойчивости внимания.
Психокоррекция поведения ребенка направлена на развитие познавательных интересов, любознательности.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 1-му уровню оценивания (базовому).
Обучение русскому языку и развитию речи невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающегося. Поэтому на уроках русского языка и развития речи во время индивидуального обучения учитель учит повторять собственную речь, которая является образцом для обучающегося, вводит сопряженное, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности.Адаптированная образовательная программа по русскому языку и развитию речи учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанника, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь.
Работать над формированием познавательных способностей ученика через развитие психологических функций.
Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для учащегося, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
Соблюдать здоровьесберегающие технологии, используя средства и приемы, направленные на исключение мышечного и зрительного переутомления.
Курс индивидуального обучения по данной АОП рассчитан на 1 год, 68 часов в год, 2 часа в неделю.
По окончании курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по русскому языку и развитию речи проводятся самостоятельные, контрольные работы.
Содержание учебного предмета. 8 класс.
Предложение. Повторение.
Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а, но в простом и сложном предложениях. Знаки препинания. Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с однородными членами. Запятая при однородных членах предложения.
Состав слова.
Правописание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корне слова. Образование слов с помощью суффикса и приставки. Гласные и согласные в приставках. Сложные слова с соединительной гласной и без неё.
Части речи.
Имя существительное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение). Анализ имён существительных с опорой на таблицу. Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правописание существительных единственного и множественного числа с, другими словами. Имена существительные с шипящей на конце.
Имя прилагательное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование имён прилагательных с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Правописание и склонение имён прилагательных на -ий, - ья, -ье, -ьи. Упражнения в самостоятельном подборе прилагательных для описания картины или рассказа по ней.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, падеж). Род местоимений 3-го лица единственного числа. Склонение личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте.
Глагол. Значение в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, время). Неопределённая форма глаголов на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся,-ться. Понятие о 1 и 2 спряжении. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Правильное использование временных форм глагола. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Предложение.
Простое предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. Запятая при однородных членах предложения. Предложения по цели высказывания. Сложные предложения с союзами, а, и, но и с союзными словами что, чтобы, потому что, который, где, когда. Синтаксический разбор предложений.
Связная речь.
Свободный диктант по тексту повествовательного характера с предварительным анализом. Сочинение с опорой на картинку. Изложение текста с элементами рассуждения. Сочинение с элементами рассуждения. Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи.

Структура курса.
№ Наименование раздела Количество часов
1. Повторение изученного5
2. Состав слова. 5
3. Части речи. 43
4. Предложение. 15
Всего 68
Календарно-тематический план.
№ п/п Наименование разделов, тем Кол-во уро-ковПрактические
С/РДиктант Изложе-
ниеСочинение НРК
1 семестр 11
Повторение 5 ч. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. 1 Простое и сложное предложение. Сложные предложения без союзов. Сложные предложения с союзами. 1 +
Запятая при однородных членах предложения. Предложения с однородными членами. 1 + Подготовка к контрольному диктанту. 1 +
Контрольный диктант. 1 + Cостав слова 5 ч. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. 1 Образование слов с помощью суффикса и приставки. Гласные и согласные в приставках. Приставка и предлог. 1 Сложные слова. Закрепление темы. Изложение. 1 + Подготовка к контрольному диктанту. 1 Контрольный диктант по теме «Состав слова». 1 + 2 семестр 10
3. Части речи. 1. Имя существительное как часть речи. Собственные и нарицательные имена существительные. 1 2. Творческий диктант. (НРК) 1 + +
3. Склонение имён существительных. 1 4. Сочинение по картине. 1 + +
5. Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. 6. Имена существительные с шипящей на конце. 1 +
7. Несклоняемые имена существительные. 1 +
8. Морфологический разбор существительного. 1 9. Подготовка к контрольному диктанту. 1 10. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 1 + семестр 1. Беседа об имени прилагательном. Согласование прилагательного с существительным. 1 +
2. Родовые окончания прилагательных. 1 + 3. Безударные окончания прилагательных. 1 4. Имена прилагательные множественного числа. 1 5. Закрепление темы. 1 + 6. Изложение. 1 + 7. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи. 1 8. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода на - ий. 1 9. Подготовка к контрольному диктанту. 1 + 10. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 1 + 4 семестр 12
1. Сочинение. 1 + 2. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лицо и число местоимений. 1 + 3. Местоимения 3-го лица единственного числа 1 +
4. Склонение местоимений 1,2,3-го лица. 1 5. Предлоги с местоимениями. 1 6. Согласная н в местоимениях 3-го лица. 1 7. Изложение. 1 + 8. Морфологический разбор местоимения. 1 9. Подготовка к контрольному диктанту. 1 + 10. Контрольный диктант по теме «Местоимение». 1 + 11. Глагол как часть речи. Значение глагола в речи. 1 12. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Глаголы близкие и противоположные по значению. 1 семестр 12
1. Изменение глаголов по временам. 1 + 2. Изменение глаголов по лицам и числам. 1 3. Сочинение. 1 + 4. Спряжение глаголов. 1 5. Изложение. (НРК) 1 6. Способы проверки безударных окончаний глаголов. 1 7. Морфологический разбор глагола. 1 8. Подготовка к контрольному диктанту. 1 9. Контрольный диктант по теме «Глагол». 1 + Предложение.
10. Простое предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. 1 + 11. Главные и второстепенные члены предложения. 1 +
12. Изменение глаголов по временам. 1 семестр 1. Запятая при однородных членах предложения. 1 2. Однородные члены предложения с союзом и, а, но. 1 + +
3. Однородные члены предложения, распространённые и
нераспространённые. Объявление. (НРК) 1 +
4. Сочинение по личным наблюдениям. 1 + 5. Обращение. 1 6. Повествовательные предложения. (НРК) 1 7. Восклицательные, вопросительные предложения. 1 + 8. Изложение. 1 9. Сложные предложения с союзами и, а, но. 1 +
10. Сложные предложения со словами что, чтобы, потому что. 1 + 11. Сложные предложения со словами который, где, когда. 2 + 12. Подготовка к контрольному диктанту. 1 13. Контрольный диктант по теме «Предложение». 1
Основные требования к умениям учащихся.
1-й уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов);
писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить и решать орфографические задачи;
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Критерии и нормы оценок различных видов работ. Грамматика, правописание и развитие речи.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов знаний, умений и навыков в коррекционной школе. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждаются в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.). Основные виды контрольных работ в 8 классе- диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными для учащихся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в классе – 75-80 слов.
Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов, учащихся.
При оценке письменных работ в 8 классе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной-двумя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя-пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть-восемь ошибок. Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно - два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписывать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.
В 8 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера по объёму 45-70 слов, допускается самостоятельное составление планов.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографических ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста, с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение(сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения и сочинения.
8класс
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной-двумя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя-пятью ошибками.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Индивидуальные карточки с заданиями;
Мультимедийные презентации;
Памятки – таблицы по темам;
Репродукции картин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯРусский язык 8 класс /Сост. Н.Г.Галунчикова.-Э.В.Якубовская, М.: Просвещение, 2009 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: «ВЛАДОС», 1999 г..Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы /сост. В.В.Воронкова. М.: Просвещение. 2001.-191с.
Аксёнова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. Москва «Просвещение» 2002 г.
Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.-М.: Просвещение, 1992.
Бебешина Н.Н., Свириденков В. Развитие речи на уроках русского языка 5-8кл. вспом.шк. М.: Просвещение, 1978г.
Вахрушева Т.В. Диктанты по русскому языку. Москва «Аст-пресс» 1999 г.
Воронкова Н.Н. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (5-9 классы) Москва «Просвещение» 2000 г.
Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Сборник 1. М.: Просвещение. 1990.- 320с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты изложений.

Орёл.
Орёл свил гнездо на большом дереве и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.
Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.
Тогда орёл полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.
План:
1.Орёл остался без рыбы.
2.Птенцы просят есть.
3. Птенцы накормлены.
Медвежья смекалка.
Геологи разбили лагерь на краю озера. На краю лагеря они поставили подарок местных жителей – пчелиный улей.
Утром геологи нашли улей опрокинутым. К нему вела умятая медведем тропа. Улей перенесли в другое место, окружили костром и стали ждать гостя.
Вскоре на тропинке показалась медведица с медвежонком. Звери увидели огонь и повернули к озеру. Вернулась медведица вся мокрая – окунулась в озеро. Она стряхнула воду с мохнатой шкуры в огонь. Так повторялось несколько раз, пока медведица не потушила костёр. Медвежонок кинулся к улью и стал таскать мёд.
План:
1.Подарок местных жителей.
2.Геологи ждут гостя.
3. Перехитрила.
Встреча.
Ребята шли по краю оврага. Солнечные лучи слабо освещали его. Ели и сосны окружали овраг. Прокуковала кукушка. Сорока перелетела овраг и заволновалась. Что её испугало?
Дети стали осматривать овраг. На дне его из-под корней упавшей ели выходили из норы лисята. Их было пять. Это были маленькие рыжие комочки. Они понюхали воздух, словно горячий чай попробовали. Малыши стали играть. Они гонялись друг за другом, толкались, кусались. Показалась мать. В зубах она несла гусёнка.
Ребята тихо отошли от оврага. Они не стали пугать животных. Пусть живут спокойно!
План:
1.Край оврага.
2.Маленькие рыжие комочки.
3. Спокойная жизнь лисят.
После тяжёлых боёв.
Давно это было, но из памяти не уходит. Стихла пальба. Солдаты отдыхали на берегу реки. На их лицах лежала усталость. Четыре года тяжёлых боёв остались позади. Наступила тишина.
В полной тишине раздались звуки. С синего неба спустилась стайка диких уток. Они покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды. Смотрят на них солдаты. Легко стало на сердце. Они вспоминали свой родной дом. Птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.
План:
1.Солдаты отдыхают.
2.Воспоминания о доме.
Тексты контрольных работ.
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»
Листопад.
Листопад – красивая пора осени. С деревьев опадают листья. Они падают на дорожки и устилают их разноцветным ковром.
Осенью солнце светит мало. Поэтому на листьях деревьев исчезает зелёный цвет. И деревья желтеют. У дуба листья краснеют. У осины и клёна они как бы становятся румяными.
Лёгкий ветерок срывает листья с веток. Но листья опадают и в безветренные дни, потому что осенью вода всё меньше доходит до них и черешки листьев слабо держатся на ветках. Листья легко отрываются от веток.
Грамматические задания:
1. Выписать из текста одно простое предложение и разобрать по членам предложения. Указать части речи.
2. Выписать из текста одно сложное предложение и разобрать по членам предложения.
Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова»
Лес осенью.
Осень пришла в лес. Солнце редким гостем появляется на небе. Подули сердитые ветры. Они срывали разноцветные листья с веток деревьев. Листья кружились в воздухе и тихо падали на землю.
Скоро лес поредел. Тёмные тучи закрыли солнце. Грустно стало в осеннем лесу. Перелётные птицы улетели в дальние тёплые края. В воздухе стало прохладно и сыро.
Но были и ясные дни. Нежаркое солнце ярко светило. Оно прощалось с летом.
Грамматические задания:
Разобрать по составу слова перелётные, нежаркое.
Разобрать по членам предложения 2 предложение.
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное»
Великая Волга.
Волга – великая русская река. Её исток – маленький ручей. Постепенно ручеёк расширяется и становится полноводной рекой. Самые большие притоки Волги – Ока и Кама. Зимой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет, потом тает. Лопается и начинает двигаться вниз по течению лёд. Великая река разливается и кажется морем.
Это широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по нему теплоходы. По Волге перевозят хлеб, нефть, рыбу. Туристы приезжают, чтобы увидеть красоту этой река.

Грамматические задания:
1. Морфологический разбор существительного льдом.
2. 3-ее предложение разобрать по членам предложения.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»
Липа.
Липа относится к числу широколиственных древесных пород. Часто она растёт в окружении дуба, клёна и других широколиственных деревьев. Чистые липовые леса сравнительно редки.
Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси она широко использовалась человеком на различные бытовые нужды. Из её коры, богатой прочным волокном, получали лыко, необходимое для плетения лаптей. Из мягкой липовой древесины делали ложки, миски, скалки и другую домашнюю утварь. Липу сильно истребляли на различные хозяйственные нужды, поэтому сейчас в лесах её стало гораздо меньше.
Грамматические задания:
1.Морфологический разбор прилагательного из мягкой.
2.Первое предложение разобрать по членам предложения.
Контрольный диктант № 5 по теме «Местоимение»
Лебеди.
Настала осень. Она пришла в лес. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжёлые тучи сыпали на землю град, снег, дождь. Раз под вечер над лесом показалась стая чудесных птиц. Она были белые. У них были длинные и гибкие шеи.
Это оказались лебеди. Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они летели с холодных лугов в тёплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз. Хотелось смотреть и смотреть на них.
Грамматические задания:
1.Разобрать местоимение его как часть речи.
2.Найти и подчеркнуть в тексте местоимения.
Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»
В городском парке.
Красиво зимой в городском парке. Снежная скатерть покрыла все дорожки и тропинки. Деревья стоят в зимнем наряде. Сквозь пушистые снежные шапки видно синее небо.
Раннее солнце ещё за деревьями. Но уже видно, что будет хороший день. Вот на тёмной зелени сосны заиграл луч солнца. Пролетела стая зябликов и скрылась в тёмной аллее. Чёрная галка весело замахала большими крыльями. Она слетела с высокой ели на дорожку. С широких ветвей ели посыпалась снежная пыль.
Грамматические задания:
1.Разобрать последнее предложение по членам предложения.
2.Определить время и число глаголов покрыла, стоят.