Использование проектных технологий в процессе изучения географии с целью развития творческой личности и активизации учебно- познавательной деятельности учащихся.


Использование проектных технологий в процессе изучения географии с целью развития творческой личности и активизации учебно- познавательной деятельности учащихся.
Г.И. Пушкина, ОШ № 88, г. Донецк.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Приобщение талантливых и способных учащихся к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов позволяет создать благоприятные условия ля самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, заключается в том, что современное общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Один из возможных способов достижения указанных целей - проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования в информационном пространстве, что способствует развитию критического мышления, определение необходимых ресурсов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в XX годы прошлого столетия в США. И разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Килпатриком.
Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством российского педагога С.Т. Швацкого в 1905 году.
Основы исследовательского обучения представлены в трудах В.Н. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты», А.И.Савенкова «Концепция развития исследовательских способностей учащихся», Н.В. Яковлева «Проектная деятельность учащихся» и др.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Перечислим их:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию.
Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;
развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;
развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
способствовать мотивационному выбору профессии.


Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования.
Проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Проект имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.
Начиная с 5 класса, я начинаю разрабатывать с детьми простейшие проекты: «Путешествие капельки», «Мое любимое место отдыха», «Пыль вокруг нас» и другие.
С каждым годом работа над проектами усложняется. В 7 классе дети работают над проектом «Проблема «легких планеты», « И в Сахаре будут яблоки цвести», в 8-9 классах- «Экология Донбасса», в 10 классе – «Компьютер – новый век», «Современные чудеса света», «Мировые техногенные катастрофы». В ходе защиты проектов голосованием выбираются  наиболее интересные, и в конце года выбирается лучший проект и определяется победитель. В настоящее время эта работа продолжается – разрабатываются проекты интегрированные – межпредметные, краеведческие, экологические.
Результаты моей работы были показаны на районном семинаре по теме «Метод проектов в условиях проблемного обучения географии». После теоретической части мною был проведен урок в 7 классе на тему «Внутренние воды Африки». Опережающим заданием детям, которые были поделены на группы, был дан алгоритм исследовательского проектирования. В соответствии с проектно- исследовательской деятельностью, дети создали свои проекты и пришли к выводу, что:
1.Африка пересекается экватором и в то же время имеет большой бассейн внутреннего стока.
2.Река Нил, пересекая крупнейшую пустыню мира Сахара, полноводна в течении всего года.
3.Озера, расположенные на одном континенте, имеют разную форму и глубину.
4.Исследовали тайну границ озера Чад.
В рамках эколого-краеведческого направления, мы с учениками разрабатываем и воплощаем в жизнь наши проекты по материалам экскурсий: «Одесские катакомбы», «Туристический Львов», «По святым местам Славяногорска». Сейчас мы работаем над проектом «Донбасс непобедимый», «За чистоту Донецких улиц», «Донбасс – малая Родина». С данными проектами принимаем участие в конкурсах и конференциях различного уровня.
В процессе работы с методом проектных технологий я пришла к следующим выводам: 1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической) , что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний. 
Внедрение проектно-исследовательской деятельности, конечно же, не вытесняет другие формы и методы работы на уроке, а лишь искусно их дополняет!
Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества. Однако, при реализации проектных технологий, возникают некоторые сложности: реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и любой другой), иногда приходится урок сдваивать. Не все дети способны работать с большим объемом информации. Сложность в подборе материала (из разных источников).
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества». И я, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставала удивляться нашим ребятам: как быстро они менялись, становясь исследователями, как по-новому открывались нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорили, как преображались внутренне и внешне.