РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу ЧТЕНИЕ 1 класс для детей УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Чтение»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Основная цель курса «Чтение» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Чтение» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Чтение» отводится:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 3 часа 96 часов -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок Чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения чтения являются:
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
Базовый уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Результатами изучения курса «Чтение»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные УУД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях.Коммуникативные УУД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодейство-вать с людьми.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 3
Количество учебных часов в год: 96№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Добукварный период 22
2 Букварный период 74
Итого: 96
Содержание программы учебного курса
1 класс
Добукварный период
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь и др.
Практическое знакомство со словом (Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксиро-ванных слов, соотнесение их с конкретными предметами.
Дифференциация сходных по звучанию слов: дом-дым, удочка-уточка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предло-жения.
Составление предложений из 2-3 слов по картинке, запись их условно-графи-ческой схемой. «Чтение» каждого предложения.
Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.
Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за и т.д.
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упраж-нения в игре: «Покатай ватный шарик по парте».
Отработка чёткого звуко-произношения на материале коротких стихот-ворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш и т.д. Выделение звуков а, у, м, о, н, с в начале слова при произношении этих звуков учителем.
Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Букварный период
Звук и буква «А».
Правильное и отчетливое произношение звука «А», выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука «А» с опорой на картинки или задание учителя.
Звук и буква «У».
Правильное и отчетливое произношение звука «У», выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука «У» с опорой на картинки или задание учителя.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а).
Звук и буква «М».
Образование и чтение закрытых слогов «-ам-ум».
Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ам, -ма; -ум, -му. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Звук и буква «О».
Чтение слоговых таблиц.
Звук и буква «Х».
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (-ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.
Звук и буква «С».
Чтение слоговых таблиц. Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом и т.д.
Звук и буква «Н».
Чтение слоговых таблиц.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке.
Звук и буква «ы».
Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Звук и буква «Л».
Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Звук и буква «В». Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Звук и буква «И». Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Повторение пройденных звуков и букв.
Звук и буква «Ш».
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «П».
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений.
Звук и буква «Т».
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «К».
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Чтение слов, обозначающих один и много предметов.
Звук и буква «З».
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Соотнесение слова с иллюстративным материалом.
Звук и буква «Р».
Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Звук и буква «й». Чтение небольших текстов с последующим воспроизведе-нием прочитанного.
Звук и буква «Ж».
Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «Б».
Чтение небольших текстов с последующим воспроизведением прочитанного.
Звук и буква «Д».
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений.
Звук и буква «Г».
Чтение небольших текстов с последующим воспроизведением прочитанного.
Звук и буква «ь».
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек).
Разучивание их с голоса учителя.
Звук и буква «Е».
Выборочное чтение по заданию учителя.
Звук и буква «Я».
Чтение небольших текстов с последующим воспроизведением прочитанного.
Звук и буква «Ю». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «Ё». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.
Звук и буква «Ч».
Звук и буква «Ф». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.
Звук и буква «Ц».
Звук и буква «Э». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «Щ». Чтение небольших текстов из 2-4 предложений.
Звук и буква «ъ». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Чтение» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.
100
Дополнительная:
2.1 Дидактические игры и материалы:
«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометри-ческих фигур», Наглядные карточки по развитию речи; Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам:
«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы…Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам. 100