РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу РУЧНОЙ ТРУД 1 класс для детей УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Ручной труд»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятель-ности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслитель-ных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).
Задачи:
развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, простран-ственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
развитие речи;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учётом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной коорди-нации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Л.А. Кузнецова «Технология»: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,.- 2-е. изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013 год, 103 с.
Ручной труд: Рабочая тетрадь: Приложение к учебнику для 1 класса, 1 ч., Кузнецова А.А., в 2 ч., / М.: «Просвещение», 2013 год.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Ручной труд» - образовательная область «Технология». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 58 часов в год:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 2 часа 58 час -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Ручной труд» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Ручной труд» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Т.е. на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы и другие материалы, как: цветная бумага и картон, пластилин, природный материал (щищки ели или сосны, крылатки клёна, листья деревьев, скорлупа грецкого ореха, каштана, поролон, ткань, нитки для шитья и вышивания, иголки разных размеров для шитья и вышивания, спицы, шнурки разных цветов и размеров и т.д).
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально выражать свои чувства;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям.
Результатами изучения курса «Ручной труд» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
Познавательные БУД:
- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать последовательность выполнения работы;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации и образцу изделий;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметным результатом изучения курса «Ручной труд» являются:
- умения называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- умение отвечать на вопросы, используя слова данного вопроса,
- ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;
- умение самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом;
- умение предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- умение организовывать своё рабочее место.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 2
Количество учебных часов в год: 58
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Вводное занятие 2
2 Работа с глиной и пластилином 15
3 Работа с природными материалами 7
4 Работа с бумагой 15
5 Работа с нитками 19
Итого: 58
Содержание программы учебного курса
1 класс
«Работа с глиной и пластилином»:
Изготовление домика, ёлки, самолёта из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
Лепка по образцу предметов шаровидной формы. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара.
Лепка по образцу букв и цифр на подложке.
Изготовление по образцу ежа из пластилина.
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев.
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна или мелких листьев.
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки.
Изготовление по образцу утёнка из желудей.
Изготовление по образцу гриба из плодов каштана и пластилина.
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок: (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка»).Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, («Колобок», «Весна»).
«Работа с природными материалами»:
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлёт птиц», «Букет».
Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек.
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей.
Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зёрен (глаза).
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели. Крылаток клена пластилина.
Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
«Работа с бумагой»:
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.
Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.
Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка).
Изготовление гирлянд змейка.
Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений фруктов (сливы, яблока).
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей (огурца, помидора).
Изготовление деталей аппликаций на флажки.
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик)
Составление по образцу орнамента в полосе 6 из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка.
Составление по образцу композиций: фрукты, овощи.
Самостоятельное изготовление по образцу (на выбор) орнамента в квадрате.
Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
«Работа с нитками»:
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины.
Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку.
Составление коллекции ниток наклеивание на подложку из плотной бумаги.
Витье шнурка из толстых цветных ниток.
Завязывание узелка на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка.
Изготовление кисточки из цветных ниток к шапочке.
Упражнения по вдеванию нитки в иголку.
Закрепление нитки в начале и конце строчки.
Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга. Квадрата, треугольника.
Закрашивание контура.
Вышивание по готовым проколам контуров овощей с последующим раскрашиванием.
Вышивание по готовым проколам контуров фруктов с последующим раскрашиванием.
Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленным учителем, с самостоятельным прокалыванием.
Упражнения по вдеванию нитки в иглу.
Закрепление нитки в начале и конце строчки.
Закрашивание контура.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/под редакцией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Л.А. Кузнецова «Технология»: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,.- 2-е. изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013 год, 103 с.
Ручной труд: Рабочая тетрадь: Приложение к учебнику для 1 класса, 1 ч., Кузнецова А.А., в 2 ч., / М.: «Просвещение», 2013 год. 100
Дополнительная:
2.1 Наглядные и демонстрационные материалы по перечисленным выше темам. 100