РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс для детей УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе.
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нём. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма. В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфогра-фические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова- 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Русский язык» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Русский язык» отводится:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 3 часа 99 часов -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Русского языка является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок русского языка оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
На уроках русского языка при обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв. Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. При обучении письму не рекомендуется вырабатывать у учащихся навык безотрывного письма, также исключено обучение умственно отсталых первоклассников письму под счёт. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет приём списывания с образца. Это позволяет повысить качество письма и облегчить работу слабоуспевающим учащимся. Первоклассникам предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учитель на доске.
Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала первоклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.
В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные;
согласные звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 3
Количество учебных часов в год: 99
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Добукварный период 25
2 Букварный период 73
3 Самостоятельная работа 1
Итого: 99
Содержание программы учебного курса
1 класс
Добукварный период:
Различение и называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стул и др.) вместе с учителем или по заданному образцу.
Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х.
Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: Н, И, П, Т, Ш.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат.
Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг.
Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2-3) разного цвета.
Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик и т.д.)
Практическое усвоение пространственного расположения фигур, на части: ёлочка- три треугольника, дом- треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Складывание и раскладывание матрёшки, выкладывание из кубиков (4-6), картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике- цвету, форме или величине.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: изображение из пальчиков животных и других предметов.
Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев.
Игры с мозайкой.
Развитие умения держать ручку, карандаш.
Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме.
Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру.
Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период:
Усвоение рукописного начертания строчной буквы А.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (а).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы У.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (у).
Соотнесение графических образцов печатных и рукописных букв.
Работа с прописями.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы М. Списывание букв с печатного и рукописного шрифтов.Усвоение рукописного начертания прописной буквы (м). Списывание слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы О.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (о).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Х.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (х).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы С.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (с). Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Н.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (н).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ы). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Л.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (л).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы В.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (в). Запись букв под диктовку.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы И.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (и). Запись букв под диктовку.
Запись под диктовку букв и слогов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ш.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ш). Усвоение рукопис-ного начертания строчных и прописных букв.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы П.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (п). Списывание с печатного и рукописного текстов букв.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Т.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (т). Списывание с печат-ного и рукописного текстов слогов из усвоенных слоговых структур.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы К.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (к). Списывание с печат-ного и рукописного текстов слов из усвоенных слоговых структур.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы З.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (з). Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Р.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (р). Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы (й). Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ж.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ж) Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Б.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (б). Письмо на слух букв и слогов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Д. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (д).
Письмо на слух букв и слогов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Г.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (г). Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ь).
Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной бук-вы в словах под картинками.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Е.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (е). Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Я.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (я) Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ю.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ю). Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы ЁУсвоение рукописного начертания прописной буквы (ё). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ч.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ч). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ф. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ф).
Прописная буква в именах людей.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ц.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ц). Прописная буква в именах людей.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Э. Письмо на слух букв и слогов после предварительного анализа.
Усвоение рукописного начертания прописной буквы (э). Письмо на слух предложений после предварительного анализа.
Усвоение рукописного начертания строчной буквы Щ. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (щ).
Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ъ).
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова- 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с. 100
Дополнительная:
2.1 О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина. Тренажёр по чистописанию: добукварный и букварный периоды. 1 класс- 2-е изд. перераб. Москва: ВАКО. 2016- 96 с. 100
2.2 Разрезные кассы букв и слогов. 100
3.1 Наглядные пособия. Лента букв. Гласные и согласные буквы. Алфавит. Прописи и т.д. 100