РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу Физическая культура 1 класс для учащихся с УО и ОВЗ. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Физическая культура»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26); Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью рабочей программы по физической культуре для 1 класса является формирование основ физической культуры личности. Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно - ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая оптимальное физическое состояние) и знания.
Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.
Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:
Коррекция нарушений физического развития;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений, гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в области физической культуры.Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических способностей ребенка.
Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Учебно - методического комплекта по предмету «Физическая культура» нет в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Физическая культура» - образовательная область «Физическая культура». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 87 часов в год:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 3 часа 87 час -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Физическая культура» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные
правильное выполнение упражнений;
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
Знакомство со специальной терминологии физических упражнений.
Обучение специальной терминологии физических упражнений.
Обучение и применение дыхательной гимнастики.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 3
Количество учебных часов в год: 87
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Лёгкая атлетика 19
2 Гимнастика 26
3 Подвижные игры 30
4 Лыжная подготовка 12
Итого: 87
Содержание программы учебного курса
1 класс
«Лёгкая атлетика»:
Правила ТБ на уроках лёгкой атлетики. Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Тестирование. Прыжки в длину с места.
Ходьба парами взявшись за руки. Тестирование. Бег на 30 м.
Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.
Метание на дальность- тестирование. Ходьба с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений.
Перебежки группами и по одному.
Прыжки в длину с места.
«Гимнастика»:
Техника безопасности на уроках гимнастики. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выпол-няемые на месте и в движение.
Перестроение из одной шеренги в круг взявшись за руки. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Размыкания на вытянутые руки в шеренге в колонне. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!». Комплекс упражнений с флажками.
Комплекс упражнений с малыми обручами.
Комплекс упражнений с большими и малыми мячами.
Элементы акробатических упражнений. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.
Лазанье. Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20-25 см, по гимнастической скамейке.
Произвольное лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек.
Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Построение в обозначенном месте (в кругу, в квадрате) построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движение вперед, назад, на ориентир предложенный учителем.
«Подвижные игры»:
Подвижные игры «Слушай сигнал» и т.п.
Подвижные игры «Космонавты» и т.п.
Подвижные игры «Запомни порядок» и т.п.
Подвижные игры «Летает – не летает», «Удочка».
Подвижные игры: «Во т так позы!», «Совушка».
«Лыжная подготовка»:
Техника безопасности при проведении занятий по лыжам. Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период.
Ходьба на месте с подниманием носков лыж.
Ходьба приставным шагом.
Ходьба наступающим шагом.
Прогулки на лыжах.
«Гимнастика»:
Упражнения на точность движений. Ходьба по ориентирам начертанным на полу. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.
Прыжок в длину с места в ориентир. Кружение на месте и в движении.
Произвольное лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек. Ходьба по коридору шириной 20см. Стойка на носках (3-4сек.). Упор в положении присев и лежа на матах.
Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.
«Подвижные игры»:
Подвижные игры «Мы солдаты» и т.пПодвижные игры «Гуси-Лебеди» и т.п.
Подвижные игры «Прыгающие воробушки» и т.п.
Подвижные игры «Быстро по местам» и т.п.
Подвижные игры «Кошка и мышки» и т.п.
Подвижные игры «Метко в цель» и т.п.
Подвижные игры «Догони мяч» и т.п.
Подвижные игры «Кого назвали - тот и ловит» и т.п.
Подвижные игры «Космонавты» и т.п.
Подвижные игры «Кошка и мышки».
Подвижные игры «Слушай сигнал».
Подвижные игры «Удочка» и т.п.
Подвижные игры «Совушка» и т.п.
Подвижные игры « Метко в цель» и т.п.
«Лёгкая атлетика»:
Подготовка кистей рук к метанию. Упражнение на правильный захват мяча, своевременное освобождение его.
Броски и ловля мячей.
Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Тестирование: метание мяча на дальность.
Ходьба в чередовании с бегом. Тестирование: прыжки в длину с места.
Ходьба в медленном темпе. Тестирование: бег 30м.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/под редакцией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Учебно - методического комплекта по предмету «Физическая культура» нет в феде-ральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образователь-ных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Дополнительное:
2.1 Спортивный инвентарь:
мячи, скакалки, обручи, кегли и.д.100