Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 1- 4 классов начального общего образования. УМК Школа России2


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»«Согласовано»«Утверждаю»
на заседаниизаместитель директора по УВРдиректор МКОУ СОШ
_____________________________________________________________
Протокол № от_____20__г.от_______20____г.от_________20___г.
Рабочая программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 1- 4 классов
начального общего образования,
(базовый уровень)
Авторы-составители программы:
Козенко Т.В.-учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Цибулина Т.В.-учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Лебяжье, 2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Главные задачи программы:
Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Новизна программы заключается в том, что:
Конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию начальной школы;
Содержание материала представлено двумя шрифтами: обычным передано содержание базового уровня, курсивом - материал, расширяющий и углубляющий опорную систему и выступающий как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
Учащийся научится:
испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Учащийся получит возможность научиться:
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Учащийся научится:
овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Учащийся получит возможность научиться:
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
Учащийся научится:
знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Учащийся получит возможность научиться:
уметь обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
Учебно-тематический план
№п /пНаименование темы разделов Кол – вочасов
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь, строишь
1 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 8
2 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8
3 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 10
4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают другдругдругу7
Итого 33
2 класс
№п/пНазвание темы раздела Кол-во
часов
Искусство и ты
1 Чем и как работают художники?
8
2 Реальность и фантазия
7
3 О чём говорит искусство?
11
4 Как говорит искусство?
8
Итого 34
3 класс
№п/пНазвание темы раздела Кол-во
часов
Искусство и ты
1 Искусство в твоем доме
2
2 Искусство на улицах твоего города
10
3 Художник и зрелище
14
4 Художник и музей
8
Итого 34
4 класс
№п/пНазвание темы раздела Кол-во
часов
1 Истоки родного искусства
8
2 Древние города нашей Земли
7
3 Каждый народ — художник
11
4 Искусство объединяет народы
8
Итого 34
Содержание учебного курса
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь, строишь (33 ч)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8ч )Все дети любят рисовать.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Художники и зрители.
В результате изучения темы учащийся научится:
использовать приёмы изображения;
использовать различные материалы;
изображать пятном, линией, в объёме;
изображать настроение.
Получит возможность научиться:
находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.);
экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков;
создавать проект «Узоры на крыльях»;
участвовать в обсуждении выставки.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Цветы.
Узоры на крыльях.
Красивые рыбы.
Украшения птиц.
Узоры, которые создали люди.
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
В результате изучения темы учащийся научится:
применять основные средства художественной выразительности в рисунке;
придумывать и выполнять свой орнамент;
выполнять объёмную аппликацию;
изготавливать ёлочные игрушки из бумаги.
Получит возможность научиться:
видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре;
работать над проектом «Домики, которые построила природа»;
создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10ч)
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем.
В результате изучения темы учащийся научится:
лепить из пластилина сказочные домики в форме овощей, фруктов, ягод;
конструировать домики из упаковочных коробок;
использовать в работе природный материал;
выполнять аппликацию, оригами из геометрических фигур.
Получит возможность научиться:
приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы;
участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением улиц;
овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя;
принимать участие в обсуждении совместной работы трех братьев-Мастеров;
участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7ч)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Времена года.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето!
В результате изучения темы учащийся научится:
конструировать из бумаги объекты природы и украшать их
выполнять коллективное панно.
Получит возможность научиться:
узнавать произведения отдельных художников;
работать над коллективным проектом - панно «Здравствуй, лето!»
учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение.
2 класс
Искусство и ты (34 ч)
Чем и как работают художники? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
В результате изучения темы учащийся научится:
смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»;
овладевать первичными живописными навыками;
изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению;
учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона;
смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита;овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше);
овладевать техникой и способами аппликации;
понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна;
изображать, используя графические материалы, зимний лес;
создавать объёмное изображение живого с передачей характера.
Получит возможность научиться:
конструировать из бумаги объекты игровой площадки;
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
В результате изучения темы учащийся научится:
изображать животных ,выделяя пропорции частей тела;
передавать в изображении характер выбранного животного;
изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений;
создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.);
создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры;
работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины;
Получит возможность научиться:
конструировать из бумаги формы подводного мира;
участвовать в создании коллективной работы;
работать над созданием проекта «Сказочный город»;
создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
О чём говорит искусство?(11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
В результате изучения темы учащийся научится:
изображать животного с ярко выраженным характером и настроением;
создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи);
создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером;
создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники);
украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
Получит возможность научиться:
создание коллективного проекта «Осенний листопад»;
приобретать опыт творческой работы.
Как говорит искусство?(8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
В результате изучения темы учащийся научится:
уметь составлять тёплые и холодные цвета;
понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов;
осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»);
изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.);
составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета;
создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций;
понимать, что такое ритм;
передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа;
понимать, что такое пропорции;
создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций;
создавать работы в технике обрывной аппликации;
создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц»;
Получит возможность научиться:
фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли);
сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли;
работать над проектом «Наши друзья-птицы»,
анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
3 класс
Искусство вокруг нас (34 ч)
Искусство в твоем доме (8ч)
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома.
В результате изучения темы учащийся научится:
характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны;
выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней;
создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением;
понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты;
воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка;
знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы);
узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги;
овладевать навыками коллективной работы;
создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку.
Получит возможность научиться:
овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением;
обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением;
обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный);
создавать проект детской книжки-игрушки;
эстетически оценивать работы сверстников.
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села).
В результате изучения темы учащийся научится:
учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды;
изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм;
создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги;
сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное;
различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград;
изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание);
овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины;
уметь видеть образ в облике машины; характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Получит возможность научиться:
овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта;
фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки;
фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина;
фантазировать, создавать образы фантастических машин;
обрести новые навыки в конструировании из бумаги;
овладевать приемами коллективной творческой деятельности;
принимать участие в проекте «Витрины магазинов в моем поселке»;
Художник и зрелище(11ч)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Театральные маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал.
В результате изучения темы учащийся научится:
создавать красочные декорации, костюмы, цирковой реквизит и т.д.);
придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, учиться изображать яркое, весёлое, подвижное;
придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани;
использовать куклу для игры в кукольный спектакль;
отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Получит возможность научиться:
создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль;
овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.
конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику;
создавать в рисунке проект оформления праздника;
придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам;
Художник и музей(8 ч)
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка.
В результате изучения темы учащийся научится:
рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.);
изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением;
рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера);
создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета;
изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.);
изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию;
осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель);
назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор;
лепить фигуру человека или животного.
Получит возможность научиться:
называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина;
иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций;
проводить экскурсии по выставке детских работ.
4 класс
Истоки родного искусства (2 ч)
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники.
В результате изучения темы учащийся научится:
характеризовать красоту природы родного края;
характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон;
изображать характерные особенности пейзажа родной природы;
использовать выразительные средства живописи для создания образов природы;
различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма;
создавать женские и мужские народные образы (портреты);
овладевать навыками изображения фигуры человека;
изображать сцены труда из крестьянской жизни;
создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника;
овладевать на практике элементарными основами композиции.
Получит возможность научиться:
овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы;
создавать коллективное панно-проект (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений;
овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя;
характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников;
овладевать живописными навыками работы гуашью.
Древние города нашей Земли (10 ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
В результате изучения темы учащийся научится:
понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры;
анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства;
получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма;
понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов;
знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение;
создавать образ древнерусского города;
создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Получит возможность научиться:
создавать проект-макет древнерусского города, эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры;
моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
Каждый народ — художник(14 ч)
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире.
В результате изучения темы учащийся научится:
обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте;
сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин;
изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки;
понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа;
уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения;
осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека;
изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах);
Получит возможность научиться:
овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы;
осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира;
овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики, моделирования греческого храма;
создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников
Искусство объединяет народы (8)
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.
В результате изучения темы учащийся научится:
изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни;
выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты;
участвовать в обсуждении выставки.
Получит возможность научиться:
создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений);
участвовать в проекте «Все народы воспевают материнство»;
выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события, изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет;
приобретать творческий опыт создания проекта «Памятник героям» (в объеме);
овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре;
обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Тематическое планирование
С определением основных видов учебной деятельности
1 класс
Общее число часов: 33 ч.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки - 10 ч.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 7 ч.
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч.
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
 Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору -находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать(на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
 Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Изображать радость или грусть (работа гуашью).
 Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.  
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать к Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
 Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки - 10 ч.
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.),анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. 
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
 Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
 Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 7 ч.
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения),выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
 Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
Наблюдать и анализировать природные формы.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
 Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов
2 класс
Общее число часов: 34 ч.
Чем и как работают художники? – 8 ч.
Реальность и фантазия - 7 ч.
О чём говорит искусство? – 11 ч
Как говорит искусство? – 8 ч.
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Чем и как работают художники? – 8 ч.
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.
Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы, зимний лес.
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать объёмное изображение живого с передачей характера.
Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Реальность и фантазия - 7 ч.
Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.
Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Эмоционально откликаться на красоту природы.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины.
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать приемы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).Конструировать (моделировать)и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
О чём говорит искусство? – 11 ч
Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы гуашью
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи)
Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.
Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.
Как говорит искусство? – 8 ч.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).
Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Получать представление об эмоциональной выразительности линии.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).
Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
 Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
Повторять и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.
3 класс
Общее число часов: 34 ч.
Искусство в твоём доме (8 часов)
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Художник и зрелище (11 часов)
Художник и музей (8 часов)
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Искусство в твоём доме (8 часов) Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские.
Создавать игрушки из любых подручных материалов.
Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).
Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская).
Понимать значение слова «ритм».
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.
Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.
Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.
Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).
Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров.
Участвовать в выставке и обсуждении детских работ.

Искусство на улицах твоего города (7 часов) Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.
Понимать значение слов «памятники архитектуры».
Называть разновидности парков.
Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги.
Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города.
Создавать проект ажурной решетки или ворот.
Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.
Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Создавать проект оформления витрины любого магазина.
Видеть образ в облике машины.
Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).
Художник и зрелище (11 часов) Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.
Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Понимать значения слов «декорация», «макет».
Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль.
Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Создавать куклу к кукольному спектаклю.
Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.
Понимать значение слова «грим».
Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами.
Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Выполнять рисунок проекта оформления праздника.
Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.
Художник и музей (8 часов) Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция».
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».
Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.
Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения.
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». или изображать яркое общезначимое событие. понимать значение слова «натюрморт».
4 класс
Общее число часов: 34 ч.
Истоки родного искусства (8 часов)
Древние города нашей земли (7 часов)
Каждый народ – художник (11 часов)
Искусство объединяет народы (8 часов)
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Истоки родного искусства (8 ч) Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.
Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами композиции.
Древние города нашей земли (7 ч) Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
Знать картины художников, изображающие древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.
Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города.
Каждый народ – художник (11ч) Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства.Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего средне - азиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях. эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.
Искусство объединяет народы. 8ч. Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия.
Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство»
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);К – полный комплект (для каждого ученика);Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству Д
1.2 Неменский Б.М., Горяева В.Г., Гурова Г.Е. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Д
1.3 Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 1класс. К
1.4 Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 2класс. К
1.5. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 3класс. К
1.6. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 4класс. К
2 Методическая литература для учителя 2.1 Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 1 класс. -М.: ВАКО, 2014 Д
2.2 Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 2 класс. -М.: ВАКО, 2014 Д
2.3. Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 3 класс. -М.: ВАКО, 2014 Д
2.4. Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 4 класс. -М.: ВАКО, 2014 Д
3 Технические средства обучения  
3.1 Музыкальный центр Д
3.2 Экспозиционный экран Д
3.3 Компьютер (моноблок) Д
3.4 МультимедиапроекторД
3.5. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, репродукции картин Д
4 Учебно-практическое оборудование  
4.1 Краски акварельные или гуашевые К
4.2. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой К
4.3. Бумага А4К
4.4. Бумага цветная К
4.5. Фломастеры К
4.6. Кисти беличьи № 5, 10, 20 К
4.7 Кисти из щетины № 3, 10, 13 К
4.8 Емкости для воды К
4.9 Пластилин К
4.10 Клей К
4.11. Ножницы К
5 Оборудование класса 6.1. Ученические одно – двухместные столы с комплектом стульев. К
6.2. Стол учительский с тумбой Д
6.3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Д
6.4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Д
6.5. Полки для книг. Д