Статья на тему: Применение проектно — исследовательской технологии для создания мини-проектов на уроках истории и обществознания как условие развития творческой деятельности учащихся


Применение технологии проектно – исследовательской деятельности для создания мини - проектов на уроках истории и обществознания как условие развития творческой деятельности учащихся.
Мартемьянова Антонина Вячеславовна,
Учитель истории и обществознания,
МКОУ «Слободо - Туринская СОШ №2»
Ключевые слова: метод мини – проектов, проектно – исследовательская деятельность, творческая деятельность, технология.Аннотация. В данной статье рассмотрено применение технологии проектно – исследовательской деятельности для создания мини – проектов на уроках истории и обществознания. В работе рассмотрены преимущества метода, виды и формы мини – проектов, а также представлен опыт работы применения данного метода.
Актуальность данной темы обусловлена изменениями, происходящими в современной системе образования. Традиционная классно – урочная система наполняет содержание образования. Проектно – исследовательская деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.
«Я ставлю тебя в центре мира…» - это слова Флорентийского философа эпохи Возрождения - Пикаделла Мирандолы. В центре мира, по его мнению, Бог поставил человека. В образовательной деятельности, на каждом уроке, в центре нашего маленького школьного мира, на мой взгляд, поставлен ученик и его возможности.
Педагог, используя в своей деятельности разнообразные формы и методы работы, способен помочь раскрыть творческие возможности каждого ученика.
В своём выступлении хочу поделиться опытом применения проектно – исследовательского метода на уроках, а именно метода мини – проектов.
Метод проектов имеет ряд преимуществ.
Во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, ребята учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:
во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;
во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;
в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому материалу. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие, ролевые.
Для того, чтобы в старших классах учащиеся могли самостоятельно формулировать цели, задачи, гипотезу при подготовке масштабных проектов, считаю необходимым внедрять в учебную деятельность мини проекты. Мини проекты являются краткосрочными и могут быть реализованы в 1-2 урока.
В 5 – 6 классах учимся представлять учебный материал в различной форме, творческие мини – проекты:
- составление кроссвордов, филвордов.
- творческое переосмысление материала: представить описательный текст с помощью рисунка или поделки.
Ролевые проекты: используя графику, текст, рисунки, схемы составить рассказ на темы: «Я – участник ледового побоища», «Я – зритель олимпийских игр», «Я – ученик Спартанской школы».
На уроке обществознания в 6 классе после изучения темы «Символика России», детям предлагалось творческое задание: придумать и изобразить герб своей семьи, объяснить символику.
При изучении темы «Будь смелым» на уроке формулировалась проблема: «Какой поступок является проявлением смелости, храбрости?» Ответить на данный вопрос необходимо было с помощью поиска информации в газетах и журналах. Результатом такого вида информационного проекта стали вырезки статей из газет и журналов о смелых поступках различных людей и высказывание собственного отношения к этим поступкам.
После изучения темы «Семья – ячейка общества» на уроке предлагалось составить постер на тему «Для меня семья – это…». Дети в своих работах использовали схемы, рисунки, картинки, пословицы, стихи, слова благодарности мамам. Результатом творческого процесса является творческий продукт.
В 7 классе по теме «Реклама – двигатель торговли» дети разрабатывали свой рекламный буклет или листовку того или иного товара. Результат такого мини проекта – мини баннер рекламы товара с названием товара, лозунгом, рисунками.
В 8 классе при изучении темы «Личность и социальная среда» на заключительном этапе урока ребята самостоятельно сформулировали основные характеристики зрелой личности, провели мини – исследование: по данным характеристикам привести примеры зрелой личности из истории или современности.
На уроках истории в 6 классе при изучении крестовых походов учащиеся получают задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его герб, знамя, девиз. Отправить его в крестовый поход: составить и начертить схему его передвижений, описать одно его сражение, используя знания, полученные на уроках.
В 7 – 8 классах на уроках истории возможно применение, так называемых, обратных кроссвордов, в которых ответы уже присутствуют, необходимо составить вопросы.
Считаю, что применение метода мини – проектов на уроках способствует более глубокому осмыслению учащимися учебного материала, ведёт к формированию собственных оценок тех или иных явлении, событий, развитию критического мышления.
Каждый мини – проект предполагает наличие какой – либо проблемы, поиска её решения и представления в творческой форме результатов.
Таким образом, использование проектно – исследовательской технологии для создания мини – проектов на уроках способствует развитию творческой деятельности учащихся.
Литература:
Агафонова, М.А. Метод проектов / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.- С. 28
Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2001. - №4. С.71–72.
Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. - М.: Владос, 2007.