Практикум для родителей «КАК НАДО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ ОН ОСОЗНАВАЛ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ»

Практикум для родителей

«КАК НАДО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ ОН ОСОЗНАВАЛ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ»

Цель: содействовать осознанию родителями важности правильного общения с детьми, для гармоничного развития личности ребенка.
Задачи: Рассмотреть значение детско-родительского общения для развития личности ребенка. Формировать рефлексивное отношение к построению воспитывающего диалога в собственном общении с ребенком. 
Мотивировать на позитивные изменения в общении с ребенком.
Ход сессии:
1. Приветствие. Знакомство.
Притча «Мать и ребёнок»
- Люди, помогите! Мой сын потерялся, кричала мать среди толпы на ярмарке.
- Найдётся! Кому нужен чужой чумазый мальчишка! со смехом ответил прохожий.
- Мой сынок самый красивый, голубоглазый, высокий, кудрявый и стройный. Я дам тебе серебряную монету, если найдёшь моего сына, отметила мать.
Полдня искал прохожий сына для матери. Он приводил к ней разных мальчишек: высоких и кудрявых, стройных и голубоглазых, красивых, как ангелочки.
- Нет, не тот, мой сынок гораздо лучше, твердила мать в слезах.
Наступил вечер. Мать была в отчаянии. Вдруг сено на ближайшей телеге зашевелилась, и из-под него вылез худой, чумазый мальчишка.
- Ах ты, горе моё! Перепачкался весь, одежду разодрал, меня напугал, закричала мать. Схватив мальчишку, она принялась стряхивать солому с его одежды.
- Я все пряники съел и спать захотел, прошепелявил мальчишка, потому что передних зубов у него не было.
Женщина, ты меня обманула? сердито спросил прохожий. Я искал красавчика, а не такого оборванца.
- Сам ты оборванец, нахмурилась мать.
- Плати за то, что заставила меня зря по ярмарке бегать, потребовал прохожий.
Но тут в разговор вмешался старик:
В глазах матери неокрепший детёныш прекрасная газель. Разве твоя мать не считала тебя самым лучшим ребёнком на свете?
Прохожий рассмеялся и пошёл прочь.

Воспитатель: Сейчас мы по кругу будем передавать мяч (мяч, мягкая игрушка). Ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители  и закончить следующее предложение назвав положительную черту ребенка: «Мой ребенок (добрый, веселый, отзывчивый и т.п.).
Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

«Правила работы в группе»
-доверительный стиль общения.
-общение по принципу «Здесь и сейчас»
-регламент высказывания
-искренность в общении
-конфиденциальность
-активное участие
-уважение к говорящему.

2. Вызов (побуждение к действию).
Воспитатель зачитывает текст рассказа «Если бы я был волшебником»     "Если бы я был волшебником, я бы дунул, плюнул, и все взрослые бы на земле исчезли в один момент. И еще бы я сделал так, чтобы детям не надо было становиться взрослыми. Потому что все взрослые - предатели и вруны!

А еще лучше, согнать всех взрослых в отдельную страну, чтобы они издевались там друг над другом, а не над детьми. И снимать их на камеру при этом и показывать по телевизору самые ужасные случаи. Чтобы все видели, какие все взрослые гады. А тех взрослых, которые издевались над детьми - привязать в тире и стрелять по ним из рогатки. И чтоб любой мог бесплатно!

Но это все фигня, потому что волшебства не бывает! Потому что если бы было волшебство, то я бы нашел настоящего волшебника и попросил его, чтобы он нашел мою... (маму)".


3. Анализ текущей ситуации  «Что происходит?»
Постановка целей  «Чего мы хотим?»
Вопросы для родителей /родители рассуждают/;
- Что вы об этом думаете?
- Какие мысли у вас появились?
- Почему у ребенка сложилось такое мнение о взрослых?
- Причины, по которым ребенок всё равно мечтает найти свою маму (папу)?

3. Информация /мотивация для родителей/
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладывается основа личности ребенка. Ян Каменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Для полного и гармоничного развития личности нужны любовь и понимание. В семье, дети нуждаются в полноценном общении. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Личность родителей играет существеннейшую роль в развитии каждого человека. Связь между родителями и ребенком относиться к наиболее сильным человеческим связям.
Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Наше поведение и есть личность.
4. Реализация (визуализация-осмысление).
Демонстрация «Разрушительные слова и чувства для ребенка.»

Воспитатель: К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников. Это вызывает у ребенка такие негативные эмоции как - гнев, злоба, агрессия. Эти чувства разрушают как психику и здоровье человека, так и его взаимоотношения с окружающими.

Подумайте, а от чего возникает гнев у вас при общении?  /Высказывания родителей/ 

Воспитатель: Предлагаю наглядно посмотреть влияние грубых слов на душу ребенка.
Кувшин с водой – это ребенок (чистота, наивность, простота) ; Соль – это грубые, соленные слова; Перец – это слова которые обжигают, обидные слова; Горсть земли – безразличие, неуважительность к ребенку со стороны взрослого.  Соль, перец, земля в банку. Все это хорошо перемешав – получаем состояние ребенка. Сколько времени должно пройти, пока все это осядет, забудется. А стоит только немножко взболтать и все поднимается вверх. 
Упражнение «Запрет»
Воспитатель: Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учиться видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы жизни закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Воспитатель: Для упражнения мне нужен 1 помощник - родитель.
Вы - ребенок, а я - мать.
До трех лет я ничего ему не запрещаю:
- мы вместе готовим кушать, я позволяю ему все, лишь бы он меня не отвлекал
- он убегает, а я догоняю его на улице
- он спит в нашей спальне на одной кровати и т.д.
Исполнилось 3 года
Мы в кухне, я готовлю обед, не замечая, как малыш их кухонного шкафа достал муку и увлеченно лепит «пирожное»
- Что ты делаешь? (мама в ярости) - ребенку завязали руки
Исполнилось 5 лет
Мы гуляем. Ребенок прыгает по луже.
- Ну как же так, ты уже такой большой!!! Должен понимать, что это не красиво и плохо. Завязали ноги
Исполнилось 7 лет
Вечер. Время ко сну.
Дочь: «Мама, мне страшно, я хочу спать с вами»
Мама: «Что ты еще придумала? Дети должны спать отдельно от взрослых, у тебя есть своя комната» Завязали глаза
Исполнилось 9 лет
Вы заходите с ребенком в магазин и встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает и задает вопрос: «Мам, а кто такой д. Саша?»
Мать: «Ты что вмешиваешься во взрослые разговоры? И вообще ты что уши развесила, как не стыдно подслушивать!» Завязали уши
Исполнилось 13 лет
Ужин. Вся семья за столом. Вы с мужем начинаете о чем-то спорить. Дочь пытается сгладить ситуацию
- Мам, пап
- А ты вообще не лезь во взрослые разговоры, тоже мне нашлась папина защитница
Завязали рот
Коуч: Посмотрите на нашего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Все эти действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.

Родители находят компромисс для решения проблемных ситуаций:
- не завязывать руки - а убрать муку выше, участия ребенка в приготовлении пищи;
- не завязывать ноги – одеть резиновые сапоги;
- не завязывать глаза – полежать с ребенком немного в его комнате;
- не завязывать уши – разговаривать спокойным голосом, не ругаясь;
- не завязывать рот - выслушать ребенка.

- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?  - Какие чувства вы испытали?  /ответы родителя/

Воспитатель: Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.  Объятия: - Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте. 

Воспитатель зачитывает родителям притчу «Любимый телевизор». /Родители формулируют мораль притчи/
Притча "ЛЮБИМЫЙ ТЕЛЕВИЗОР"

Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, что бы хотели они попросить у Деда Мороза. Придя домой, села проверять детские сочинения. И одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде.

Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, дорогая, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку. "Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любимого телевизора!"

– Бедный ребенок И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...

Просмотр по видео: «Нурик учит маму, как надо разговаривать» (видео) https://www.youtube.com/watch?v=VsztJ9guHwg

Воспитатель раздает информационные листы «Полезные правила общения с детьми» с пожеланием теплого и дружеского общения с собственным ребенком.
8. Рефлексия «Закончи предложение» - Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме: 1. Меня побудило задуматься то, что
Спасибо за активную работу! До свидания!


Полезные правила общения с детьми.
Важность общения родителей с детьми, сомнениям не подлежит. Человек существо социальное, лишаясь общения, малыш лишается возможности стать человеком. Весь вопрос в том, как правильно общаться с ребенком, чтобы от этого процесса была польза. Если разговор сводится к перечислению запретов и скучным поучениям, акцентированным на вопросах морали, толку от такого общения мало. Более того, подобные разговоры с позиции «ты должен слушать и повиноваться», приносят непоправимый вред.
Малыш только родился, а уже спешит стать членом тесной семейной ячейки – он слушает, запоминает, подражает, выражает эмоции. Взрослые являются коммуникативными проводниками между детьми и обществом, его нормами и знаниями. Взрослые насыщают юный мозг ребенка информацией, учат его необходимым жизненным навыкам и налаживают душевное взаимодействие. 

Используемые, при разговоре, тоне и интонации.
Они, наряду с фразами и словами, оказывают существенное влияние на формирование культуры общения. Разумеется, разговаривая с детьми, необходимо всегда учитывать возраст и индивидуальные качества собеседников, а также специфику затеянного разговора.

Равноправные собеседники. Не стоит стараться самоутвердиться, разговаривая с детьми. Добиваться нужно не послушания, а взаимопонимания. Для установления действенного эмоционального контакта, можно воспользоваться двумя несложными правилами:
Разговор на равных. Не пытайтесь вырастить из малыша безропотного послушника. Беседуя, помните – разговор должен вестись на равных. Разумеется, разговаривая, взрослый должен направлять разговор в нужное русло, стараясь подключить ребенка к диалогу. Дети должны учиться высказывать свое мнение, и не страшно, если оно противоречит вашим взглядам. Некоторые взрослые, разговаривая с детьми, буквально не дают им слова сказать. Во-первых, мнение детей их не интересует. Во-вторых, свое мнение они считают единственно правильным. Только уважая маленького человека, взрослые в будущем могут рассчитывать на уважение с его стороны.
Слова должны подкрепляться личным примером.
Если ваши поступки расходятся со словами – толку не будет. Ведь дети весьма внимательны – они сразу замечают разницу между словом и делом. Если мама учит говорить правду, а сама легко обманывает по мелочам – малыш делает вывод - все, что говорят взрослые, тоже неправда. Раздумывая над тем, как правильно общаться с ребенком, не забывайте держать слово и выполнять свои обещания. Обман – очень тяжелое испытание для детей.



Проявление эмоций.
Никогда не приступайте к разговору в состоянии раздражения. Старайтесь также не говорить равнодушным тоном – это может заставить ребенка задуматься о своей ненужности. Прежде чем начать диалог, настройтесь на нужную волну и, взяв себя в руки, постарайтесь сохранять дружелюбие в самых экстремальных ситуациях. Многие родители не считают нужным проявлять добрые чувства, отдавая предпочтение строгости и жесткости. Отсутствие любви и тепла в словах, сказанных ребенку, могут заставить его слушаться, но благодаря им же, в детской душе может навсегда поселиться враждебность и отчуждение. Впоследствии, у таких детей может сформироваться самоцель, заключающаяся в непослушании и противостоянии родительским запретам.
Невербальное общение
Помимо эмоций, наладить отношения с детьми помогают тактильные ощущения. Следует знать, что контакт начинается с прикосновений и зрительных ощущений. Улыбайтесь, но будьте искренни – дети легко чувствуют фальшь. Концентрируйтесь на диалоге – дети должны видеть, что родители заинтересованы в разговоре.
Просить или приказывать?
Как и со всеми прочими людьми, в разговорах с детьми лучше использовать просьбы, ведь приказание подчеркивает неравенство участников диалога. А ведь цель воспитания отнюдь не принуждение к повиновению, а обучение умению мыслить, оценивать и принимать ответственность за свои поступки. Формулируя просьбы, старайтесь использовать позитивную форму высказываний, не используя частицу «не».
Советы и ответы?
Избегайте давать прямые наставления. Лучшее развитие событий – это когда дети умеют сами делать нужные выводы, используя родительские советы. А вот на вопросы отвечайте всегда! Никогда не игнорируйте детей – давайте им четкие и однозначные ответы. 
Умение убеждать
Все поучения нужно излагать в интересной форме. Используйте игровые методы, рассказывайте интересные притчи и рассказы из личного опыта – в общем, заинтересуйте собеседника! Не будьте слишком многословны.
Эффект похвалы и горечь унижения.
Хвалить ребенка нужно как можно чаше. Но, помните, похвала должна быть заслуженной. Прибегая к осуждению, никогда не выражайтесь грубо, не кричите и не угрожайте. Обвиняя, не констатируйте, а объясняйте – почему ребенок не прав.
Культура речи.
Ребенок будет разговаривать именно так, как говорят его родители. Избегая употребления нелитературной и ненормативной лексики, старайтесь также изолировать ребенка от неблагоприятного языкового влияния.

Правильно общаясь с ребенком, вы поможете ему стать самостоятельной и самодостаточной личностью, думающей, анализирующей и принимающей решения.