семинар для родителей Умеете ли вы общаться с вашим ребенком


Семинар для родителей
«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком»
цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.
Ход семинараИгровое упражнение «Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребенком - это...››; «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать...» и т. д.
Р е з ю м е. Общение с ребенком - эго взаимовосприяпте, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения - образ Я, самооценка.
Игровая ситуация «Что сказали бы вы?»
- Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы...
- Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы..- Ребенок что-то разбил. Вы...
Выслушиваются ответы родителей, а затем включается аудиозапись с детскими ответами, записанными на магнитофон, о том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас: видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама пойдем!» Ваша реакция?
- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
- Не мешай нам разговаривать!
Резюме . Одной из эффективных техник общения является «Я-выражение»: в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
В конце встречи участникам семинара вручаются буклеты, в которых отражены главные постулаты общения-диалога с ребенком, и дневники «Наша семья».
Родителям предлагается написать мини-сочинение на тему «Я как родитель» с использованием прилагательных; вместе с детьми нарисовать семью, а в рубрике «Наша семья в выходные» перечислить увлечения семьи.
Советы для родителей
«Правила поведения в общении с детьми»
І. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3. Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. В общении с ребенком уделяйте больше внимание невербальному (неречевому) общению. Так вместо того. чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику
5. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например «Саша, Сашенька, сын, сынок».
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Представляйте ему время для высказывания, не торопиге его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. В общении с детьми помните. что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дело...›› - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужносделать? Твое мнение всем интересно».
7. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
8. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
9. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи››. Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
10. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).