Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Учимся общаться с ребенком»


Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Учимся общаться с ребенком»

Автор: Кравченко Екатерина Юрьевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 156»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми

Задачи: расширение диапазона используемых способов взаимодействия с ребенком овладение способами контактирования, установления контакта;

Структура:
- теоретическая часть (10 минут);
- практическая часть (20-25 минут).

Форма проведения:
- мини-лекция;
- практический показ игр и игровых упражнений.

Направления проведения мастер-класса:

Агрессивный ребенок.

План
Причины возникновения агрессии.
Алгоритм работы с агрессивным ребенком.
Принципы общения с агрессивным ребенком.

Игры:
- совместные настольные игры (конструктор);
Доля работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникшие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного без конфликтного общения;
- «Лепим сказку из пластилина»;
Детям предлагается вместе слепить какую- нибудь сказку. Пред игрой они обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Работа с пластилином дает возможность сместить «Энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности;
- «Кукла Бибо»; (груша);
Такую куклу ребенок спокойно может бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свое агрессию, ребенок становиться более спокоен в повседневной жизни;
- измельчение бумаги.

Причины возникновения агрессии.
- Желания ребенка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.
- Агрессия ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо.
- Степень популярности ребенка в группе сверстников. Имеют значение интеллект, уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Но доминирующие значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить и т.п.

Алгоритм работы с агрессивным ребенком:
1. Анализ причин агрессивности .
2. Выявление трудностей испытываемых ребенком.
3. Формирование недостающих умений и навыков.
4. Установление установок в отношении других людей.
5. Внимательность и огромное терпение.

Принципы общения с агрессивными детьми:
- помните что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их. вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
- показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Подведем итоги:
Какие советы кажутся Вам наиболее привлекательными и готовы ли Вы «опробовать» их?
Какие советы кажутся Вам невыполненными и почему?
О чем вы бы еще хотели поговорить?

2. Беспокойный ребенок.
Стиль повеления родителя с беспокойным ребенком
Этюды на выражение различных эмоций:
- внимание, интереса и сосредоточенности;
- удивления;
- удовольствия и радости;
- страдание и печали;
- отвращения и презрения ;
- гнева;
- страха;
- вины.
Тренинг мышечного расслабления

3. Ребенок с нарушением самооценки
Советы родителям заинтересованным формировании адекватной самооценки.
Игры:
- «Имя»;
-«Зеркало»;
- «Я и другие»;
- «У нас все можно».

4. Конфликтный ребенок
Факторы вызывающие ссоры и способствующие развитию конфликтности.
Стиль поведения с конфликтным ребенком.
Игры:
- Спина к спине;
- Рисунок «Мои друзья»;
- Встреча сказочных героев;
- Ролевая гимнастика.

5. Застенчивый ребенок
Застенчивость наиболее распространенная причина осложняющая общение.
Стиль поведения с застенчивым поведением.
Игры:
- Веселая игра;
- Расскажи стихи руками;
- рисунок «Какой я есть и каким бы я хотел быть»;
- коллективный рисунок «Наш дом».

6. Замкнутый ребенок
Истоки замкнутости.
Советы родителям замкнутых детей.
- Назови свои сильные стороны.
- Закончи предложение.
- Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями».
- Маленький скульптор».
Подведем итоги:
Какие советы кажутся Вам наиболее привлекательными и готовы ли Вы «опробовать» их?
Какие советы кажутся Вам невыполненными и почему?
О чем вы бы еще хотели поговорить?
/ при составлении использовалось пособие Клюевой Н.В.. Касаткиной Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997- - 240 с., ил./