Программа воспитательного мероприятия по истории на тему Блокада Ленинграда


Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО» (МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»)
629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, ул.Истомина,9 тел/факс (834994) 21-2-53, тел. (834994) 21-3-53, msoshmuji@rambler.ru
р/с 402 048 108 000 000 000 03, РКЦ Салехард г.Салехард, БИК 047182000
ИНН 8907001265, КПП 890701001













Внеклассное мероприятие по истории «Блокада Ленинграда»





Составитель: учитель истории Ефремова Наталья Владимировна













2016г.



Введение

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации педагогической деятельности. Динамично развивающему обществу требуются творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопознанию и саморазвитию, поэтому важно научить детей добывать знания, применять их на практике, что невозможно вне формирования умений и навыков. Бесспорно, система формирования умений и навыков многоаспектна. Ее содержание развивается в сторону конкретных технологических исполнений в учебно-воспитательном процессе.

Организация разнообразной учебной среды способствует не только повышению учебной мотивации, но и созданию атмосферы сотрудничества и взаимного доверия.

Для формирования основных навыков публичного выступления целесообразно использовать на уроках и во внеклассной работе мини-спектакли как устной вид деятельности. Непосредственно во время подготовки мероприятия и самой игры анализируется литература, готовятся опорные конспекты, заметки, цитаты, аннотации, кратко записывается структура речи, совершенствуются умения излагать мысли публично.

Подготовка к мини-спектаклю, как коллективное дело, в котором проявляются творческие способности учащихся, помогает учителю создавать психолого-педагогическое пространство, которое позволяет повысить успешность обучения ребенка, построить индивидуальную траекторию его развития.

Данное мероприятие можно использовать как при подготовке и проведении уроков закрепления материала, уроков-практикумов по теме: «Блокада Ленинграда», так и во внеклассной работе для расширения кругозора и общеобразовательного уровня.






















Литературно - музыкальная композиция «Блокада Ленинграда».

Цель:
Приблизить подрастающее поколение к трагическому времени нашей истории 40-м годам xx века, эмоционально прочувствовать боль и трагедию жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувство патриотизма, сопереживания и уважения к людям, отдавшим жизнь за мир на земле.
Оборудование:
Магнитофон. Запись песни Б.Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».
Запись мелодии из кинофильма «9 рота».
Д.М. Перголези «Мать скорбящая стояла»
Слайдовая презентация «Блокада Ленинграда».
Литература:
О. Берггольц Блокадный дневник. - Л:. Ленинздат, 1990.
В.И. Герасимова Классные часы и беседы о Российской истории. - М:. Творческий центр, 2004. – 54 стр.
В.А. Анфилов Незабываемый сорок первый. – М:. Советская Россия, 2002. – 380 стр.
Театрализация: 12 участников, военная форма, шаль, теплая одежда, игрушки.

Ход:
Голос за кадром:
Посвящается людям, жившим в мире 40-х, в мире который был необъятен и беспредельно жесток, ибо этим миром была война.
Выход всех участников. Хореографическая композиция «Пусть всегда будет солнце».
Свет гаснет. Взрывы. Звучит песня «Вставай, страна огромная». Демонстрируются кадры, запечатлевшие начало войны.
1.Мини-сцена. (Дети перестраиваются в шахматном порядке.)
Звучит песня «Ах, война, что ты сделала, подлая?»

Звучит музыка. На экране демонстрируется слайд с изображением солдата. (Фотография)
2. Сцена «Разговор матери с сыном»
Он у меня рос маленький! Обниму! Солнышко моеНадежда моя! Боль моя! Сынок единственный! Выхожу за околицу деревни и смотрю на дорогу, по которой провожала тебя. Привычно подношу ко лбу сухую ладонь и вглядываюсь. Нет, нет никого. Потускнели глаза от слез. Но я слышу, слышу твой голос!! Немцы, сынок, уже близко, но мы верим им не отнять наш Ленинград!
Голос за кадром:
И таких матерей было тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч.

Звучит музыка. Демонстрируются слайды «Окружение Ленинграда».
3. Сцена «Блокада Ленинграда». (Ребята поочередно сообщают хронику окружения города)
-9 июля - занят Псков
-10 июля - Луга
-30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга.
-8 сентября у истоков Невы пал Шлиссельбург. (Ленинград окружили с суши).
-Началась 900 дневная блокада Ленинграда.

Музыкальный фрагмент «Тьма» (затмение). Исполняется хореографическая миниатюра.

Звучит музыка. Слайд «Бомбежка Ленинграда»

Голос за кадром:
Бомбежки продолжались по 20-30 минут, а иногда и целыми часами. Я от страха весь дрожал и бледнел. В ушах что-то звенело и как - будто лопалось, ноги слабели, и я был не в состоянии двигаться. В бомбоубежище было темно, холодно и сыро.
Звук сирены.
И так каждый день, наш любимый Ленинград превращался в свалку грязи и покойников.
4. Сцена «Разговор детей в бомбоубежище» (Дети встают в круг)
-Как здесь холодно!
-А где мама?
-Мама скоро придет.
-Как холодно и страшно.
-Не бойся, сейчас наши прилетят.
-А мой папа на фронте бьет фашистов.
-Наш папа танкист.
-.Мне страшно. (Плач)
-Людочка, не плачь. Вот кончится тревога, пойдем карточки отоваривать.
-Я к маме хочу. (Плач)
-Давай мы тебе стишок расскажем.
Звучит стихотворение:
-Жил – да был крокодил,
-Он по улице ходил,
-Папиросы курил,
-По - турецки говорил.
-Крокодил, крокодил, крокодилович.
-А за ним - то народ и поет, и орет:
-«Вот урод, так урод!
-Что за нос, что за рот!
-И откуда такое чудовище?»
-Он вбегает в трамвай
-Все кричат: «Ай-ай-ай!»
И бегом кувырком, по домам, по углам:
«Помогите! Спасите! Помилуйте!»
-А вот я бы этого крокодила быстро победил.
-После войны я вырасту и буду военным.
-А я учителем.
-Я доктором.
-А я летчиком.
-А я поваром.
-А ты кем будешь? (Вопрос девочке, которая плакала)
-А я буду мамой.

Звучит музыка. Слайд «Бои под Ленинградом»
5. Сцена «Солдат»
Выход солдата:
Зима 1941-1942 года. Мы ведем упорные бои на Любанском направлении с целью прорыва блокады. Прожить бы мне эти полмига, а там я сто лет проживу.
Звучит отрывок из стихотворения С. Гудзенко «Когда на смерть идут - поют»

Будь проклят
сорок первый год,
ты, вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв –
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из – под ногтей
я кровь чужую.

Звучит музыка. Слайды «125 г хлеба», «Жизнь ленинградцев»
Голос за кадром:
Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются как пьяные, потом падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они, а завтра мы. 125 грамм хлеба делим пополам, иногда хлеб размачиваем в воде, чтобы было что то жидкое.

6. Сцена «Очередь за хлебом». (Движение очереди, крик: «Украли карточку»)
Звучит музыка. Рассказ Тани Савичевой. (Последний участник сцены «Очередь за хлебом» выступает от лица Тани Савичевой)
На экране демонстрируется слайд «Дневник Тани Савичевой».
Есть хочется. Голодают голова, руки, сердце – все, что есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает. Мы умирали один за другим. Я высохла, вымерзла, стала совсем тоненькой и совсем легкой, но жила. Пока у меня была мама, я держалась. Потом
Немногословный дневник я пролистываю снова.
Все семейство Савичевых встало перед мною.
Вновь наперечет.
И, тогда буквально по два слова,
Пишу на крайней полосе:
Савиче-
вы
Умер-
ли,
И снова: умер-
ли
И добавляю: все.

7.Звучит музыка. Слайд «Дорога жизни» с голосом диктора.

8.Звучит стихотворение О. Берггольц на фоне музыки. (Отрывок из «Февральского дневника)
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?
Я тоже – ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем, и тихо – тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка
Вокруг ее слепого огонька
Образовалось лунное колечко, похожее на радугу слегка.

Когда посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то, армия рвала кольцо блокады.
вела огонь по нашему врагу.

Слайд «Прорыв блокады»
Голос за кадром:
От советского информбюро. 1944 год в результате побед советских войск сложились благоприятные условия для наступательной операции под Ленинградом. С целью полного снятия блокады была проведена Ленинградская операция. 27 января 1944 года произошло окончательное снятие блокады.
Звучит музыка.
Выходит память.
Я – память. Я хочу сейчас быть рядом с Вами, чтобы унести все это тем людям, которых Вы никогда не узнаете, но они захотят знать правду о бессилии врага отнять Ленинград у России. И тогда, я, память, стану светлой

Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины.
Тем полнозвучней голос тишины
Тем все понятнее, что вы совершили.




























































Заголовок 315