Рефлексивный отчёт об изменения в практике после прохождения уровневых курсов (2015-2016у.г.)


Рефлексивный отчёт сертифицированного учителя третьего (базового) уровня Расчетов Льва Сергеевича за 2015-2016 учебный год
XXI век уже как 15-тый год движет вперед нашу строящуюся по-новому жизнь. Сколько новых открытий и достижений сделало человечество за сравнительно небольшой промежуток времени... Наша жизнь за последнее десятилетие очень сильно изменилась, стала интересней, разнообразнее: мы можем всегда быть на связи с теми, кто находится очень далеко от нас, находить любую информацию за считанные секунды.
Претерпела изменения и система образования Республики Казахстан. Много времени и средств в настоящее время отводится нашим государством в области реформирования учительской деятельности. Во всех информационных источниках можно встретить лозунги с призывом изменить традиционные подходы к обучению, внедрять инновационные приемы на уроках и дать учащимися больше возможности для самостоятельности. А значит, и сознание самого учителя тоже должно измениться.

Имея четырехлетний опыт работы в школе, я уже успел выработать свою систему ведения уроков математики. Приоритет в ней я отдавал личному профессионализму, тщательной подготовке к любому уроку, разнообразию видов деятельности и достижению цели и задач урока, особо не задумываясь о запросах и потребностях детей в обучении, формулировке вопросов, развивающих мышление учащихся более высокого порядка. Для меня главным было, чтобы дети усвоили новый материал, а способ усвоения носил лишь второстепенный характер. Мои уроки отличались большим количеством дополнительного материала, применением информационно-коммуникативных технологий, а также чётким разграничением дифференцированных или разноуровневых заданий. На первый взгляд казалось, что я соответствую всем требованиям, предъявляемым к современному учителю. Но всеми признано, что результат любого дела говорит красноречивее любых комментариев к нему. Похвалиться высокими результатами своей работы я не мог. А самое главное, что меня всегда смущало, это то, что у меня после каждого урока оставалось чувство неудовлетворённости от своей работы. Постоянно складывалось ощущение того, что я где-то не совсем до конца являюсь тем педагогом, на уроках которого дети получают не только знания, но и практические жизненные навыки, а также удовольствие от учёбы.
Посещая уроки своих наставников и коллег, у меня особый интерес всегда вызывала групповая форма работы: как она организовывается, какие приемы и подходы используются, насколько это продуктивно и результативно, как дети относятся к такому формату работы. Понимая, что в моей профессиональной деятельности также нужны и важны изменения, я не раз оправлялся на поиски новых педагогических технологий, наивно предполагая, что их применение сможет что-то изменить в моей преподавательской практике. Курсы третьего (базового) уровня повышения квалификации педагогических работников также не стали исключением. Ожидая совершенно новых открытий в мире преподавания и обучения, я начал штурмовать «Руководство для учителя» от страницы к странице, от модуля к модулю, и внимательно слушать тренера. Каково же было моё удивление, после того, как я узнал, что моя проблема заключается не в количестве и разнообразии применяемых мною технологий, а в отслеживании процессов метапознания у учеников. В процессе преподавания, развития у них желания учиться и навыка саморегулирования, последовательности выполняемых мною действий, и, что совсем неожиданно, постоянной методичной рефлексии любого этапа урока, любого запланированного действия. Взяв за правило анализировать свою преподавательскую деятельность, я увидел свои ошибки и недочёты, смог спланировать дальнейшую работу по их устранению и выявить свой неправильный подход к конкретной проблеме. И если раньше подобные анализы вызывали у меня раздражение, то теперь, осознавая их необходимость, я не испытываю никаких затруднений по их созданию.

Метапознание же всегда оставалось для меня областью неопознанного и неизведанного. С этим понятием я обращался очень осторожно, стараясь его нигде не применять. Сейчас я совершенно уверен, что под метапознанием понимают ряд процессов, влияющих на осознание своих собственных знаний и мышления. В своей практике я стал включать задания, направленные на побуждение у учащихся желания самостоятельно работать и развиваться. Весь процесс обучения я стал строить на взаимодействии между мотивацией детей к учёбе, когнитивными, социальными и эмоциональными факторами, основанными на метакогнитивном знании (Концепция «Я» К. Роджерса).
До знакомства с ключевыми идеями Программы, а конкретнее, с основами конструктивистской теорией обучения, на своих уроках я всегда применял беседу с учащимися. Но зачастую эта беседа носила односложную направленность, то есть это был диалог лишь с теми детьми, которые понимали меня и знали ответы на мои вопросы; остальные же просто отсиживались либо отделывались невнятными ответами. Иногда я не решался предложить детям побеседовать между собой на какую-либо тему, так как не доверял им и считал, что сами они никогда не смогут провести конструктивного диалога по данной теме. Я попросту считал, что на уроках математики нужно уметь уверенно решать примеры и задачи, брать результат количеством решенных примеров, а не качеством их выполнения. Обычно я требовал тишины на уроке, потому что, если ученик читает или молча занят решением примера, он не может разговаривать. Теперь я понимаю, что на самом деле это значит, что учащиеся «спят», и привыкли отвечать так, как хотел бы этого я.
Во время практики в школе я очень внимательно отнёсся к диалоговому обучению из «Новых подходов в обучении и преподавании», стал чаще применять вопросы высокого порядка и давать учащимся возможность высказывать своё мнение по теме, а также формулировать свои вопросы для меня и для других учеников. Диалог с учащимися на моём уроке превратился из формального обмена вопросами и ответами в увлекательный. А иногда и в разговор, позволяющий учащимся не бояться быть откровенными с учителем и одноклассниками, и не опасаться допускать ошибки или быть непонятыми.
На уровневые курсы я ехал с большой надеждой, что смогу узнать больше об оценивании. Не секрет, что общепризнанная система оценки ответов учащихся уже давно вызывает у многих учителей и родителей нарекания и требует принципиальных изменений. Но сделать это не в компетенции простого рядового учителя и единолично. Полезным и новым для меня стало использование критериального оценивания на уроках, как части суммативного. Сейчас же, видя разницу между формативным и суммативным оцениванием, я смог выработать свои собственные (или в коллегии с учениками) критерии оценки на уроке, учитывая все требования к знаниям, умениям и навыкам детей, которые они должны приобрести в процессе обучения в соответствии с Госстандартом. Могу смело сказать, что на этом этапе после долгих затруднений у меня возникло трансформирование собственного взгляда на оценивание вообще, потому что я увидел реальную разницу между оцениванием обучения и оцениванием для обучения. Этот вывод стал «отправной точкой» в изменении моего преподавания, потому что я признал значительное влияние оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что, в свою очередь, решающим образом влияет на обучение детей.
Еще одним важным изменением в моей практике является обучение критическому мышлению. Имея общее понятие о критическом мышлении, я редко использовал подобные задания на своих уроках, так как для того, чтобы требовать от детей думать критически, нужно было уметь это делать самому. Целенаправленно я стал развивать у себя эту способность, разрабатывая для учащихся такие вопросы и задания, которые сподвигнут их к осмыслению, оценке, сравнению, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Я стал направлять деятельность учащихся на готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений проблемных ситуаций, внедрению новых для них способов мышления и действий. Стимулируя детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта, я мотивировал детскую любознательность и развивал у них устойчивые навыки критического мышления.

Изменения произошли и в применении мною на уроках математики информационно-коммуникативных технологий, которые ранее я использовал бессистемно и непоследовательно. Интерактивная доска служила для меня лишь средством наглядности. Теперь же информационно-коммуникативные технологии стали более значимым инструментом, помогающим мне в преподавании и обучении, облегчающими объяснение и обеспечивающими понимание учащимися научных понятий. Естественно урок с такими изменениями требовал моей технической подготовленности, цифровой грамотности и навыков работы с интерактивным оборудованием. Трудности меня не пугали: с компьютером я знаком со школьной скамьи, всегда следил за новинками образовательного софта. Делал я это лишь потому, что всегда знал, что буду учителем, и я четко понимал, что мои ученики, возможно будут намного грамотнее меня в отношении применения компьютерных технологий. Конечно же, урок, где я использовал информационно-коммуникативные технологии, такие как видео, сетевые материалы, цифровые образовательные ресурсы, был намного интереснее для детей. На таком уроке они проявляли большую активность, пытаясь показать свою компетентность в знании устройства компьютера и интерактивной доски, в умении свободно пользоваться функциями поисковых систем Интернета и создании собственных презентаций, мультимедийных проектов.
Учитывая важность уроков математики в интеллектуальном развитии учащихся, а также дифференцированное преподавание курсов алгебры и геометрии (которые изучаются в таком формате с 7 класса), ограниченность по времени теоретической части уроков, их строго практическую направленность, считаю, что мне удалось, применяя знания ключевых идей Программы. Рационально использовать время урока и сочетать в одном задании содержание нескольких модулей. Анализируя проведённые уроки из запланированной серии четырех последовательных уроков в рамках практики в школе, я могу отметить положительную динамику развития коллективного понимания, взаимообучения учащихся. Особенно хорошо мне удалось и это вызвало повышение интереса и активности учащихся: презентация групповой работы всеми доступными средствами, работа с доказательствами, составление критериев оценивания, и сам процесс оценивания. Выработка правил сотрудничества, консультирование низкомотивированных учеников более мотивированными, талантливыми и одаренными. Распределение ведущих ролей в группах между наименее общительными детьми, применение приемов критического мышления.


Процесс развития учителя происходит в ходе проб и ошибок. На этапе «Практика в школе» так же, как и многие мои коллеги по группе, я столкнулся со сложностями в своей работе. Я смог пронаблюдать многие сложности, возникающие в процессе парного взаимодействия, беседы и практической деятельности, когда нагрузка распределяется неравноценно, ложится на одного ученика. Скудность вокабуляра (активного словаря) учащихся, склонность давать односложные или очень краткие ответы, не высокий уровень ведения исследовательской беседы, что отразил в своих рефлексивных отчетах. Однако, не смотря на возникшие трудности, я удовлетворен проведённой серией последовательных уроков. Так как я увидел эффективность применяемых подходов, увлечённость детей, их раскованность, уверенность в собственных силах, ответственность за качество выполняемой работы, стремление к овладению новой информацией, к анализу собственной деятельности, наблюдал значительный прогресс низкомотивированных учащихся, которых, надеюсь, на моих уроках в будущем не станет.
За 2015-2016 учебный год я провел 6 открытых уроков:
Площадь параллелограмма и ромба (геометрия, 8 класс)
Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений (алгебра, 8 класс)
Уравнение окружности (геометрия, 8 класс)
Решение квадратных неравенств методом интервалов (алгебра, 8 класс)
Производная тригонометрических функций (алгебра, 10 класс)
Координатная плоскость в пространстве (геометрия, 10 класс)
А также открытие предметной декады МИФ и конференцию «Успех года»

Конечно, утверждать, что моя система преподавания по окончании трехмесячных курсов стала совершенной и идеальной ещё очень рано. Но то, что она на этих курсах подверглась значительным преобразованиям очевидно. Самое важное, на мой взгляд, это изменение моего сознания и подхода к своему профессиональному развитию, которое ещё пока не заметно, но я надеюсь на дальнейший положительный его результат. Одно я знаю точно: работать в традиционном режиме я уже не смогу, а потому буду сознательно внедрять все ключевые идеи курсов и дожидаться качественных преобразований и педагогического роста.


Для меня личность учителя XXI века характеризуется многими параметрами, приоритетный из которых – это глубокий профессионализм. Современный учитель – всесторонне развитый и конкурентоспособный человек. Он совершенствуется и не останавливается на достигнутом. Он учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, а его статьи и разработки можно встретить в различных газетах, журналах и на сайтах в Интернете. Это эталон для меня и я буду стремиться к нему.
В дальнейшей своей работе, я ставлю перед собой следующие цели:
1.Рационально применять в каждом уроке ключевые идеи Программы, так как практика в школе доказала необходимость их использования;
2.Постоянно анализировать собственную педагогическую деятельность, чтобы видеть прогресс и недостатки, над устранением которых предстоит еще поработать;
3. Постоянно прогнозировать результаты, а также пути решения возникших трудностей;
4.Принимать активное участие в жизни сетевого сообщества сертифицированных учителей, открытого для сотрудничества коллег в сети Интернет руководством АО «НЦПК «Орлеу» по Костанайской области (http://so.orley-kost.kz);
5. Участвовать в семинарах, конференциях, пропагандирующих ключевые идеи Программы;
5.Продолжить собственное обучение с целью самосовершенствования.
От этого я жду, прежде всего, успешности своих учеников в обучении.