Статья о том, какие изменения произошли в моей практике, после прохождения трехуровневых курсов


Изменения в практике
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне сделать самому,
и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Несколько лет назад я прочитала небольшую книгу, в этой книге мне запомнились слова и оставили след в моей жизни. Она называлась «Как человек думает?». Автор Джеймс Лейн Аллен писал: «Человек обнаружит, что когда он изменяет свое отношение к вещам, к другим людям, они тоже изменяются по отношению к нему...».
Сегодня я вспомнила эти слова и, как мне кажется, поняла, что это имеет отношение и ко мне. Необходимо меняться, менять свои взгляды, устои, привычки.
Участие в обучении на курсах по изучению Программы Кембриджского университета во многом изменило мои взгляды на свою педагогическую деятельность, на себя как личность, и даже на окружающий мир. Отправляясь на курсы, я была в неведении, что это за курсы, с какой целью они проводятся. Теперь я понимаю, что мое неведение мне и помогло и помешало в понимании и отношении к курсам. Сейчас я чувствую большую ответственность, прежде всего, перед тренерами, коллегами в группе, в школе, где я работаю, перед своими учениками, которое надеется на меня. Бывают моменты, когда понимаешь, что не достаточно хорошо мною были изучены новые технологии обучения. Такие размышления о себе, я думаю, являются толчком для самооценки.
Когда, после первого этапа курсов «Лицом к лицу», я вернулась в школу на «Практику» и увидела лица ребят, которые были счастливы меня видеть, я поняла, что ради этого стоит работать, что взаимоотношения между учителем и учеником очень важны для каждого из нас. На курсах я приобрела свой опыт общения. Этому мне помогала совместная работа в группах и парах на занятиях, общие интересы. В том, что во мне происходят изменения, я уверена, но как быть, когда я вернусь в свою родную школу. У меня есть опасения, найду ли я среди коллег единомышленников. Я понимаю, что необходимо проявить свои лидерские способности. Но с коллегами в этом плане работать сложнее, чем с детьми. Поэтому я обязательно продолжу общение с коллегами по курсам через интернет.
На курсах я научилась все подвергать сомнению, хотя и раньше во многом сомневалась. Эти сомнения часто мне мешают самоутвердиться. Иногда помогают, так как заставляют задуматься: а почему так, а не иначе? В своих размышлениях я стараюсь найти причину тому или иному действию или поступку. Так и с учениками. Всегда стараюсь выяснить причину любого поступка ученика. Ведь всему есть объяснение; разобраться во всем, понять ученика, приблизить его к себе. Дети становятся самоувереннее, когда их воспринимают, как личность, когда их мнение весомо, когда есть поддержка в среде ровесников и со стороны взрослых: учителей и родителей. Поощрение со стороны учителя необходимы, но не ученика, а его деятельности. Метокогнитивные способности к самоупралению развиваются в течение всей человеческой жизни с опытом и временем.
Поэтому, во время прохождения практики в школе мне было необходимо провести серию последовательных уроков с целью внедрения всех модулей Программы. Нужно было провести сравнительный анализ своих уроков до курсов и во время их. Придя в школу на второй этап, передо мной встал вопрос: какой предмет я возьму, какой класс? И я решила взять для эксперимента 7 «А», потому что ученики в нём находятся в таком подростковом периоде, когда взаимодействие как с учителем, так и с одноклассниками, просто необходимо ученикам для взаимного обучения, а диалог является естественным процессом обмена информацией и формой взаимодействия.
Серию последовательных уроков я проводила в 7 «А» классе, класс является гимназическим. В данном классе я работаю третий год, и, по совместительству являюсь классным руководителем данного класса. Так как класс большой, на уроки информатики класс делится на две подгруппы, поэтому моей подгруппе 12 учащихся, из них два ученика имеют дефект речи.
Состав класса многообразный: есть учащиеся с «высоким», «средним» и «низким» уровнями успеваемости, при этом ученики с высокой учебной мотивацией во время учебных занятий очень активны и работоспособны, в то время как более слабые ученики обладают медленным темпом работы. Но в свою очередь ученики обладает творческой активностью, все, же у них слабо развита саморегуляция и способность вести диалог.
При составлении среднесрочного планирования серии уроков были взяты темы, которые соответствуют календарно-тематическому планированию. Это:
1) Презентации. Знакомство с интерфейсом программы. Конструктор мультимедийных презентаций. Шаблоны оформления.
2) Внедрение таблиц, видео и звуков рисунков. Настройка эффектов анимации. Демонстрация презентации
3) Назначение компьютерных сетей. Основные понятия компьютерных сетей. Локальная сеть. Глобальная компьютерная сеть. Доступ к ресурсам сети Интернет. Службы Интернета. Электронная почта.
4) Защита информации и информационная безопасность.
И хотелось бы начать свой отчет с модуля «Новые подходы в обучении и преподавании», так как считаю его очень важным в процессе обучения. Поэтому, для успешного проведения урока необходимо создать в классе атмосферу сотрудничества. Необходимо, чтобы каждый ученик осознавал, что он является неотъемлемой частью урока, что его мнение о ком-либо или о чем-либо очень важно.
Для создания коллаборативной среды я на своих уроках проводила такие тренинги, как «Я желаю…», «Ледокол», «Молекулы и атомы». Немало важным для меня было то, что данные тренинги помогли мне узнать больше о своих учащихся: кто с кем предпочитает общаться, кто что думает, настроены ли они на урок, их отношение к предмету (на начало прохождения практики, я ребят знала совсем с другой стороны). Для меня такое начало урока непривычно и мне было интересно наблюдать за собой и за детьми.
Мерсер и Литлтон(2007), в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.
Следуя этому, я старалась проводить на своих уроках разные виды диалога. Такой вид диалога как опрос учащихся присутствует на любом уроке. При прохождении практики в школе в течение одной недели на первых уроках я старалась использовать вопросы разного типа. Наблюдая за учащимися, я заметила, что учащиеся при знании определенной теории достаточно хорошо отвечают на вопросы низкого порядка, и возникают достаточно большие проблемы при ответе на вопросы более высокого порядка, где надо анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Я считаю, что на любом уроке, опрос учащихся занимает особое место. Традиционно мы привыкли, что вопрос задает учитель, а отвечает ученик. А самое главное не только мы к этому привыкли, но и учащиеся видят опрос тоже в такой, же форме.
Изучив идеи Программы, я поняла, что: «важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те вопросы, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников. Вопросы учеников столько же важны, как и вопросы учителя, и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление» [1, стр. 147].
Поэтому на уроке «Презентации. Знакомство с интерфейсом программы. Конструктор мультимедийных презентаций. Шаблоны оформления» я на этапе актуализации знаний припросмотре готовой презентации, просила учащихся задавать вопросы по созданию презентации своим одноклассникам. Такой опрос уже поставил перед ребятами дополнительную цель, не только создать свою презентацию, но и внимательно прослушать ответ одноклассников, проследить правильность создания презентации и задуматься над тем, какой вопрос задать. Такой вид диалога между собой учащиеся приняли достаточно хорошо. Было приятно видеть, что при данном опросе каждый учащийся видел, что он знает по этой теме, а что не знает.
Согласно Руководству для учителя, учитель может признавать ответ, принимать его за основу последующей беседы. Так на первом уроке, когда нужно было сформулировать самостоятельно тему урока, а ученик Е предложил вариант: «Создание презентации с помощью шаблона». На что я ответила: «Хорошо, но может быть, мы возьмем это в качестве критерий успеха?». Хотя, раньше бы я, наверное, оставила бы этот ответ без внимания, поскольку он не сформулировал тему конкретно. После того, как учащиеся озвучили тему урока, им было предложено составить самим критерии успеха, и то, что предложил ученик Е, мы взяли в данный перечень. То есть тем самым я увидела, что у мальчика появилось желание работать дальше.
«При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают» [1, стр. 146].
Такой вид беседы я применила на третьем уроке «Назначение компьютерных сетей. Основные понятия компьютерных сетей. Локальная сеть. Глобальная компьютерная сеть. Доступ к ресурсам сети Интернет. Службы Интернета. Электронная почта» при изучении новой темы. Работая в группах, учащиеся должны были доказать преимущества той или иной компьютерной сети. Они вместе рассуждали, предлагали свои идеи, и что было интересным, это то, что они друг друга слушали. Это очень важный момент при проведении исследовательской беседы.Так как диалог занимает ключевое место на уроке, то его нужно организовать таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в этот процесс и над этим придется потрудиться.
Такой модуль, как «Обучение критическому мышлению»на моих уроках можно проследить на приёме «FindtheFib», где нужно было продумать, и записать три утверждения, одно из которых является неправильным, и дат соседней группе, для того чтобы они нашли неверное утверждение. Здесь же на этом уроке были решены задачи типа «Являются ли данные утверждения верными? Ответ пояснить». Задачи такого типа требуют от учащихся умение аргументировать свой ответ.
Также, когда учащиеся работали в группах на первом уроке, где нужно было написать на ватманах всю информацию, которую они знали о данной теме. На четвертом уроке анализировали картинки, изображающие компьютерные сети. У большинства ребят вызывает такая форма работы, где нужно рассуждать, спорить, нравится, когда их выслушивают, но есть еще ребята, которые не очень охотно вступают в диалог.
Модуль «Оценивание для обучения и Оцениваниеобучения»я использовалана всех уроках, так как для меня было важно, чтобы учащиеся могли адекватно оценивать своих одноклассников, руководствуясь не личным отношением друг другу, а той работой, которую они выполнили. На первом уроке учащиеся пытались оценить ответы одноклассников при устном опросе, на повторение. Учитывалось правильность ответов, достоверность и полнота ответа. Также ребятам было предложено прокомментировать свои оценки. Было видно, что некоторым ребятам очень тяжело было объяснить, почему они выставили такие оценки. На этом же уроке я применила такой вид оценивания, как самооценивание. Нужно было выставить себе отметку за работу с текстом и за ответы в игре «Крестики и нолики», которую они заполнили самостоятельно. Перед тем как проверить данную таблицу, были составлены критерии оценивания самими учащимися. Порадовало меня то, что здесь ребята достаточно критично отнеслись к своим работам.
На втором уроке учащиеся оценивали работу своих одноклассников при устном опросе, и просмотре презентаций, созданных одноклассниками, и тоже комментировали свои оценки. Практическую работу я проверила сама, а на четвертом уроке проводилось компьютерное тестирование, где в тестовой оболочке после завершения задания выводится оценка и отметка учащемуся за выполненную работу. После таких видов оценивания учащиеся как-то по-другому взглянули на это. Они привыкли, что отметку за их работу выставляет только учитель, а здесь им самим приходиться выставлять отметки, и не только выставлять, но и аргументировать свое решение.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», я считаю, очень тесно связан со всеми выше описанными модулями. Данный модуль важен на всех этапах развития учеников, он связан с дифференцируемым обучением, определяет степень доступности обучения, также прослеживается степень ответственности учащихся при оценивании себя и других.
Что касается модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» на моих уроках, то данный модуль, тесно связан с предметной областью дисциплины, поэтому этот модуль прослеживался на каждом из уроков.Например, используя компьютер, ученицаВ, продемонстрировала созданную ей презентацию «Компьютерные сети», что помогло ей приукрасить свое выступление. А также при изучении новой темы учащиеся в группах использовали обучающую программу, которая установлена на ноутбуках.
Здесь же прослеживается модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Девочка сама проявила желание заниматься данной работой, поясняя это тем, что ей нравиться познавать что-то новое. Ученица В очень ответственная, и, наблюдая за ней, было приятно, что работая в группе, она бросала самые хорошие идеи, что ребята доверили ей объяснять, например, плюсы и минусы компьютерной сети шина. Я думаю, что в дальнейшем
В свою очередь, я считаю, что изучив идеи программы трехуровневых курсов, и применяя идеи Программы на своей практике, я буду работать совершенно по новому направлению, как это делают мои коллеги – предшественники. Поэтому,большие изменения неизбежны. Школа начала меняться и мы ее полноправные рулевые. Оттого как, умело, мы это будем делать, и зависит её успех, успех нашего подрастающего поколения, следовательно, и будущее нашей страны.
Анализируя все это, я сделала для себя следующий вывод: прежде всего, меняться нужно мне. Поэтому для дальнейшей работы, мне необходимо применить ряд следующих стратегий:
Выступить на педсовете с сообщением о внедрении идей Программы в преподавание и обучение в своей школе
Организовать в группу коллег, прошедших трехуровневые курсы, для внедрения идей Программы и обеспечения взаимной поддержки
Провести углубленное изучение модуля «Обучение критическому мышлению», применять стратегии по внедрению данного модуля на своих уроках и поделиться опытом с коллегами на районном семинаре
Работать в сетевом сообществе для развития профессиональных знаний.