Методические комментарии к открытому уроку «Освоение простых фактур аккомпанемента» «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс»


Методические комментарии к открытому уроку
«Освоение простых фактур аккомпанемента»
«Класс специального фортепиано. Интенсивный курс»
Методические комментарии составила преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории Дерябина Т. Н.
Содержание
1. Введение
2. План открытого урока «Освоение простых фактур аккомпанемента»:
1) Схемы соединения основных аккордов. Схема для пения и игры.
2) Ритмические схемы
3) Исполнение гамм с гармоническим сопровождением.
4) Фактуры аккомпанемента в песенках для детей.
5) Сочинения собственных пьес учащихся на принципе комбинирования гармонической последовательности, вида разложения аккордов и ритма в различных сочетаниях.
6) Любимые песни для домашнего музицирования.
7) Опрос.
3. Выводы
1.Введение.
Актуальность.
Открытый урок «Освоение простых фактур аккомпанемента» проводится по программе Т.И. Смирновой. «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс». Программа Т.И. Смирновой является актуальной и интересной. Прежде всего, она отвечает запросам современности. В программе ставятся задачи не только обучения профессиональному мастерству, но и предлагается расширение учебного репертуара посредством использования современных, классических и джазовых произведений, музыкального материала для ансамблевого и домашнего музицирования.
Большое внимание уделяется развитию творческих навыков учащегося, применяя такие формы работы, как чтение с листа, подбор по слуху и транспонирование, пение с аккомпанементом, импровизация и сочинение, практическое освоение гармонии. К активному творческому процессу привлекаются, за счет внедрения новых форм обучения, не только ученики и их педагоги, но и слушатели, родители.
Ожидаемый результат: музыкальное развитие детей; расширение общего и музыкального кругозора, развитие образного, эмоционального мышления.
Ценно в программе то, что составленная с учетом особенности психологии различных периодов детского и подросткового возраста и выстроенная по принципу постепенного, но более интенсивного продвижения, она направлена на формирование самостоятельности ученика, его творческой инициативы.
Одновременное обучение различным составляющим искусства фортепианной игры требует значительного повышения интенсивности труда преподавателя.
Само слово «интенсив» (от лат. inte sio) означает напряжение, усилие. Именно в совместном интенсивном, творческом труде педагога и ученика – залог успеха обучения. Поэтому обучение по данной системе вызывает у учащихся постоянно увеличивающийся интерес.
В основе методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу дается весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, аккомпанировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Цель данной работы – дать теоретическое обоснование профессионально - педагогической деятельности по методике Т.И. Смирновой, и показать работу каждого ученика независимо от степени одаренности.
Задачи:
- изучить и проанализировать методику по теме «Освоение простых фактур аккомпанемента»;
- провести практическую работу с учащимися класса;
- развивать творческие, исполнительские и импровизационные способности детей.
- формировать у учащихся навыки самостоятельной работы.
Методы педагогической работы:
- метод теоретического изучения и анализа методической литературы;
- опрос, наблюдение, беседа, игра, самонаблюдение;
2. План открытого урока «Освоение простых фактур аккомпанемента»
1) Схемы соединения основных аккордов. Тетрадь № 0 –«Мои первые песенки»- многофункциональное пособие, с помощью которого дети развивают свои музыкальные способности и постепенно, по мере взросления, овладевают различными навыками, необходимыми для свободной игры на инструменте.
Любой аккомпанемент содержит в себе три основных элемента: гармоническая последовательность, вид разложения аккорда и ритмическая организация.
Схема для пения и игры.
1)В начале обучения, обращаясь к этой теме, мы изучали упражнение № 1 «Схемы соединения основных аккордов». Простые и усложненные варианты гармонической сетки (схемы 1 и 2). Записывали их в мажорных, минорных тональностях и исполняли на фортепиано.
В образцах использованы простейшее гармонические обороты(T-S-D-T) и усложненные (T-S6-Sm6-D7-T) и другие. Аккорды даны для удобства исполнения в тесном расположении – руке не приходиться далеко перемещаться, нужно изменить 1-2 звука. Они быстро запоминаются и транспонируются.
Рафаль О. Тональность - Е
Ирина Ж. -B
Схему № 3, для пения и игры по диатоническому и хроматическому звукоряду мы периодически повторяли в различных мажорных и минорных тональностях, чтобы закреплять и поддерживать знание основных функций лада для свободного транспонирования песен в различных тональностях
Надя М. - D
2) Ритмические схемы
Упражнение № 2 Ритмические схемы мы использовали для разучивания песен и в качестве ритмической основы для сочинения собственных аккомпанементов.(4/4,3/4,6/8).
Надя М. - D
Вика Ш. - ЕsВероника Ш. - As
Наташа В. - Fis3) Исполнение гамм с гармоническим сопровождением.
Далее переходили к усложненным вариантам гармонической сетки к исполнению гамм с гармоническим сопровождением ( схема №4). Гаммы играли во всех мажорных и минорных тональностях.
Надя М. - F
Валя М. - Es
Артем Ц. - Cm
Настя В. - D
Аскар Б. - B
Вероника Ш. - Fm
Наташа В. - Cis m
4) Фактуры аккомпанемента в песенках для детей
Образцы фактур для игры аккомпанемента разделены на два раздела: 1)для того чтобы играть мелодию правой рукой, а аккомпанемент левой;
2)для игры в ансамбле или пения с собственным аккомпанементом, при этом исполняя его двумя руками.
В предложенных фактурных моделях анализировали три основных элемента аккомпанемента: гармоническая последовательность, вид разложения аккорда, ритмическая организация, чтобы они стали основой для развития творческого подхода ученика к составлению и сочинению собственных аккомпанементов к песням и импровизациям. Подбирая аккомпанемент к песне, опираясь на предложенные модели, дети варьировали их, видоизменяли расположение аккордов, размер, ритм, ориентируясь на характер и образ песни.
В самом начале обучения мы разучивали песни из тетради « Мои любимые песенки» в следующем порядке:
- учили мелодию
- разбирали схему аккордов
- исполняли по цветным кубикам:
1. Розовый-играли аккорды и пели вместе с записанным голосом под фонограмму;
2. Желтый – играли и пели мелодию вместе с записанной мелодией под фонограмму;
3. Зеленый - играли двумя руками( аккорды в левой ,мелодия в правой) и исполняли самостоятельно под фонограмму;
-транспонировали в другие тональности.
После этого переходили к другому исполнению песен.
- выбирали фактуру, ориентируясь на характер и образ песни;
- подбирали на слух вступление, проигрыш, окончание песен ( они в книге не даны);
-д обавляли элементы импровизации;
-исполняли песню под фонограмму;
« Осенний вальс» аккомпанируют - Надя М.
Валя М.
« Заяц» - Рафаль О.
Валя М.

« Мама» - Вика Ш.
Вероника Ш.
«Весна» - Наташа В.

5) Сочинения собственных пьес учащихся на принципе комбинирования гармонической последовательности, вида разложения аккордов и ритма в различных сочетаниях.
Заключительный этап-сочинение своих вариантов на принципе комбинирования гармонической последовательности, вида разложения аккорда и ритма в различных сочетаниях. Это и есть овладение техникой аккомпанемента. Умение легко подбирать аккомпанемент постепенно перерастает в свободное обращение с инструментом, импровизацию и сочинение.
Представляем сочинения учащихся.
Надя М. «Этюд»
Валя М. «Кукольный поезд»
Артем Ц. «Знакомая мелодия»
Настя В. «Восход солнца»
Вероника Ш. «Спокойная ночь»
Наташа В. «Вечер»
6) Любимые песни для домашнего музицирования.
Занятия по интенсивному курсу не ограничиваются материалом, предложенным в книге. Мы постоянно пополняем свой домашний репертуар. Дети самостоятельно готовят различные песни и мелодии из известных фильмов и мультфильмов. Приносят ноты из библиотеки или скачивают с инернета. ( Дети называют свои любимые песни ). Затем на занятиях мы все вместе подбираем аккорды, фактуры, исполняем песни под аккомпанемент фортепиано, гитары и под фонограммы.
«Как здорово» аккомпанируют - Аскар Б. (гитара)
Артем Б. (гитара)
Вероника Ш. (фортепиано)
«Зеленая карета» - Аскар Б. (гитара)
Артем Б. (гитара)
Наташа В. (фортепиано)

7) Опрос.
Вопрос для ребят - « Расскажите, как вам помогают занятия по курсу в подготовке к предметам в школе? »
Ответы ребят.
Надя М. : «Когда строишь аккорды в тесном расположении, то потом легко их можно увидеть во многих произведениях, например во второй партии ансамбля. Эту партию я выучила очень быстро».
Валя М. «Мне занятия помогают быстро ориентироваться при исполнении гамм, когда играю обращение трезвучий».
Артем Ц. : «Чем больше занимаешься, тем быстрее можешь сделать анализ пьесы: определить тональность, увидеть фразы, мелодию, аккомпанемент. Это здорово помогает при читке нот с листа».
Аскар Б.: «Однажды на занятиях Татьяна Николаевна сказала, что если мы научимся быстро строить и слышать аккорды на фортепиано, то потом сможем играть эти аккорды на гитаре. Я заинтересовался, так как мечтал научиться играть на гитаре. Татьяна Николаевна показала мне схему аккордов на гитаре, и я теперь могу под гитару исполнять несколько песен».
Вероника Ш.:«Когда я стала очень внимательно заниматься по интенсивному курсу, то у меня улучшилась успеваемость по сольфеджио и за четверть теперь пятерка».
Наташа В.: «Мне нравиться строить аккорды в разных тональностях, особенно с множеством диезов и бемолей, красиво получается. Моя любимая тональность- dis moll. Очень люблю аккомпанировать и подбирать песни на слух».
3.Выводы.
В результате обучения на занятиях по интенсивному курсу учащиеся могут:
подбирать по слуху понравившуюся мелодию;
аккомпанировать, и петь под собственный аккомпанемент;
музицировать в различных жанрах (от классики до джаза);
свободно читать с листа;
сочинять собственную музыку.
улучшать успеваемость по предметам в школе.