Методическая разработка на тему «Начальное обучение учащихся 12-13 лет прохождению технических этапов по туристскому многоборью»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр " Развитие"
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
( МБУ ДО "ДЮЦ "Развитие")
Методическая разработка на тему:
«Начальное обучение учащихся 12-13 лет прохождению
технических этапов по туристскому многоборью» Педагог дополнительного образования:
Борисов Александр Борисович
Шебекино
2017 год
Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одним из его направлений является туристское многоборье.
Туристское многоборье – это соревнования, включающие прохождение туристских этапов. Для успешного выступления на таких соревнованиях участники команд должны обладать специальными технико-тактическими знаниями, умениями и общефизической подготовленностью.
Многие тренеры по туризму сталкиваются со сложностью начального обучения прохождению туристских этапов. Практика показывает, что на дистанции соревнований школьников по туристскому многоборью  большинство участников проявляют высокий уровень развития физических качеств, но не обладают достаточной технической и тактической подготовленностью. А так как часто разница между соревнующимися на финише составляет несколько секунд, целенаправленные тренировки по отработке технико-тактических приёмов позволят улучшить спортивный результат.
В процессе начального обучения учащихся 12-13 лет необходимо решить следующие задачи:
- создать общее представление о двигательном действии на технических этапах, знакомство с условиями проведения учебных занятий и специальным туристским снаряжением;
- разучить звенья основы техники преодоления туристских этапов, предупредив возникновение грубых ошибок: а) по прохождению (горизонтальных) туристских этапов «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс»,
б) по прохождению (вертикальных) туристских этапов: «Подъём» и «Спуск с самостраховкой».
- добиться выполнения основы техники преодоления технических этапов в целом.
Перед тем, как начать тренировочные занятия, рекомендуем познакомить ребят с условиями для проведения учебных занятий, спортивным залом и полигоном для отработки умений в естественных условиях. Это можно сделать как при помощи видеофильма, так и организовав прогулку в лес. Видеофильм должен содержать фрагменты туристских соревнований, дневник туристского клуба, его достижения.  При планировании прогулки в лес надо учесть и возможность создания туристских препятствий, таких как,  «Параллельная переправа», «Бревно без самостраховки», «Маятник», «Спуск», «Подъем». Данные этапы проходятся без специального туристского снаряжения. Почему выбраны именно эти этапы? Они разнообразны по способу прохождения, часто встречаются в повседневной жизни, физически доступны для детей и позволяют на начальном этапе сформировать интерес к новому виду спорта.
Уже на первые занятия необходимо включить упражнения со специальным туристским снаряжением, при выполнении которых учащиеся убедились бы в том, что от умения приводить снаряжение в рабочее или транспортное состояние, при работе на туристском этапе, будет зависеть не только скорость и безопасность прохождения, но и  количество совершаемых ошибок, которые в дальнейшем на соревнованиях неизбежно приведут к получению штрафных баллов.Отработку надевания и снятия страховочных систем, можно провести в виде эстафеты. По команде участник надевает страховочные рукавицы, потом на страховочную систему, закрепляет туристские карабины. Повторив такую эстафету 2-3 раза, ребята формируют умение работы с личном туристским снаряжением.
Обучение прохождению (горизонтальных) туристских этапов лучше начинать с этапа «Бревно с самостраховкой», так как этот этап, как уже сказано выше, чаще других встречается в повседневной жизни ребят и поэтому нет необходимости создавать представление о нём. Перед участниками ставится задача – преодолеть бревно с самостраховкой к перилам. Самостраховка осуществляется с помощью «уса» самостраховки, который карабином пристегивается к перилам. Перед обучением ребят специальной технике преодоления данного этапа необходимо научить пристёгивать и отстёгивать карабин от перильной верёвки и проходить по бревну.
Для формирования умений работы с карабинами мы предлагаем для юных спортсменов следующее задание. Участник держит карабин в правой руке, левая рука на перильной верёвке. По команде участник пристегивает карабин «уса» самостраховки к перилам, затем снимает его и перестегивает на верхнюю обвязку своей страховочной системы. Упражнение повторяется 5-6 раз, попеременно правой и левой рукой. Регулярное выполнение таких упражнений позволит отработать технику работы с карабином и способствовать развитию мелкой моторики пальцев.
На этапе «Бревно с самостраховкой» участники должны двигаться по бревну, продвигая рукой карабин. Для обучения прохождению этапа мы рекомендуем использовать низкое гимнастическое бревно на подставках, высотой 25 см. Это и  удобно, и безопасно, так как даже на невысоком бревне для юного туриста могут возникнуть сложности в прохождении. Например, как правильно встать на бревно, чтобы перильная верёвка была сбоку и не мешала участнику на этапе. Очень важно, чтобы воспитанники сразу учились анализировать и предвидеть разные  ситуации, технически грамотно преодолевать препятствия. Для этого на тренировочных занятиях преподавателю следует менять расположение гимнастического бревна, так чтобы  перила располагались переодически с разных сторон.
С первых занятий, формируя двигательные умения, необходимо не забывать  знакомить учащихся с системой штрафных баллов, используемых на туристских соревнованиях. Это таких как: на этапе может находиться только один участник, заступ за контрольную линию без самостраховки запрещен, незакрыта муфта карабина. В дальнейшем такая работа обеспечит спортсменам-туристам «чистое» (без штрафных баллов) прохождение этапов дистанции. Постепенное знакомство с системой штрафов позволяет участникам быть собранными, внимательными, что очень важно для использования полученных знаний в практической деятельности на соревнованиях.
Эффективность обучения техники прохождения этапов во многом будет зависеть от последовательности обучения работе на этапах, поэтому логично выбрать следующий порядок: «Параллельная переправа», затем этап «Траверс», так как продолжается работа с туристскими карабинами - «уса»  самостраховки.
 При обучении на этапе «Параллельная переправа» ставиться следующая задача для участников – преодолеть переправу, двигаясь по нижней веревке ногами и с опорой на верхние страховочные перила. Самостраховка осуществляется, также как и на этапе «Бревно», с помощью карабина - «уса» самостраховки, который пристегивается к верхним перилам. Несмотря на простоту движений при прохождении этого этапа у юных спортсменов встречается целый ряд нерациональных движений и ошибок. Поэтому для овладения двигательными действиями руками и ногами, необходимо сначала разучить звенья техники прохождения этапа: подход к этапу и пристёгивание участника к перильной верёвке, прохождение этапа, окончание работы на этапе.
Следует помнить, что с первых тренировок требовать преодоление этапа с точной техникой и высокой скоростью нельзя. Формирование двигательных умений зависит от физических и психических возможностей ребенка. Должно пройти определенное время, чтобы воспитанник смог адаптироваться на «раскачивающихся» в разные стороны перилах параллельной переправы, после чего можно будет целенаправленно обучать его правильной технике прохождения.
Для пристёжки к перилле участнику необходимо подняться на нижнюю верёвку. Отработке этого умения необходимо уделить особое внимание занимающегося, так как вопросы, с какой стороны лучше подходить, где при этом должен находиться карабин, у него обязательно возникнут. 
Существует несколько способов преодоления этапа «Параллельная переправа». Остановимся на двух. Первый предполагает движение по этапу, когда правая и левая рука, правая и левая нога поочерёдно делают движения вперед и второй - движение вперед происходит одновременным движением правой руки и ноги. Первый способ легче, хотя припрохождении теряется скорость, второй труднее, но освоив его спортсмен увеличивает скорость. После упражнения по отработке звеньев, можно пройти этап «Параллельная переправа» полностью.
При обучении работе на этапе «Траверс» перед участниками ставиться задача-преодолеть опасный участок, двигаясь траверсом (вдоль) склона с самостраховкой к горизонтальным перилам. Участники должны передвигаться по склону, осуществляя страховку к перилам скользящим карабином «уса» самостраховки. При переходе с одного участка перил на другой, отделённой точкой закрепления веревки, участник должен перестегнуть карабин «уса» самостраховки (совершить «перестежку»). Перестежка должна производиться без потери самостраховки. Это выполняется следующим образом: участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным «усом» самостраховки к следующему участку перил, затем отстегнуть карабин самостраховки с предыдущего участка и продолжить движение.
Для преодоления этапа «Траверс» существуют следующие способы: участник левой рукой берётся за перила, правой перестегивает карабин. На следующем участке повторяет это действие, но уже с другим карабином, после чего правой рукой отстегивает карабин самостраховки. Так как участник закрепляет и перестёгивает карабин одной рукой, скорость прохождения снижается. Другой способ прохождения этапа «Траверс» сложнее. Участник пристегивает и снимает карабины при переходе с одного участка на другой двумя руками, т.е. если карабин участник закрепляет правой рукой, то отстегивает тоже правой, одновременно левой рукой закрепля второй карабин. Требуется время и упорство, чтобы научиться быстро открывать и закрывать карабин как правой, так и левой рукой.
 Итогом изучения вышеописанных этапов является проведение соревнований по туристской технике с включением данных этапов. Соревнования проводятся с целью проверки усвоения изученного материала и возможностью спланировать дальнейшую работу по отработке технических умений на тренировочных занятиях.
Следующий условный раздел обучения прохождению (вертикальных) туристских этапов включает: «Подъем с самостраховкой» и «Спуск с самостраховкой».
Подъем по склону с самостраховкой организуется следующим образом. Участник проходит опасный участок с самостраховкой и опорой на перильную веревку. Самостраховка осуществляется с помощью петли из репшнура (прусика самостраховки), которая с помощью схватывающего узла присоединяется к перилам и пристегивается карабином к страховочной системе в грудное перекрестье обвязки. Узел должен находиться выше верхней руки участника и  «проталкиваться» вверх по мере подъема.
С самого начала надо стремиться обучать юных туристов правильной технике. Для этого обучение этапа «Подъем» необходимо разбить на звенья: обучение завязыванию и развязыванию схватывающего узла и обучение прохождению этапа. Из опыта заметим, что наибольшее время участники обычно тратят на работу с узлами. Одним из наиболее эффективных вариантов - это завязывание схватывающего узла, опираясь двумя ногами на перильную верёвку. Такой способ удобнее, так как перильная веревка, на которой завязывают узел, натягивается самим участником. Это же позволяет и быстрее развязать узел.
При прохождении самого этапа участнику, двигающемуся на этапе «Подъем», необходимо следить за следующим: перильная верёвка постоянно должна выбираться руками и поддерживаться в «нагруженном» состоянии. Сделать это сразу правильно на естественном склоне довольно сложно, поэтому начинать лучше с имитации на ровной поверхности. Упражнения для закрепления навыка прохождения этапа «Подъем» будут описаны ниже.
Этап  «Спуск с самостраховкой» предусматривает, чтобы участники проходили опасный участок с самостраховкой. Самостраховка осуществляется с помощью прусика самостраховки, который с помощью схватывающего узла присоединяется к перилам и пристегивается карабином к страховочной системе в грудное перекрестье обвязки. Узел должен находиться выше участника и проталкиваться вниз верхней рукой по мере спуска. Участник, работающий на этапе «Спуск» должен быть в страховочных рукавицах.
Так как этапы «Подъем и спуск с самостраховкой» похожи (оба организуются на склоне), то и аналогично осуществляется самостраховка, техника завязывания и развязывания схватывающего узла. Следовательно, целесообразно и обучение данных этапов проводить на одном занятии. Для дальнейшего обучения работе на этапах «Подъем» и «Спуск»  можно использовать следующие задания:
задание «Подъем». Каждому участнику наводятся перила. По команде  одновременно участники завязывают схватывающий узел, стоя двумя ногами на перильной верёвке, пристегивают прусик самостраховки  карабином страховочной системы, преодолевают условный подъем, после чего отстёгивают карабин, отвязывают узел;
задание  «Спуск». Аналогично этапу «Подъем». По команде  одновременно участники завязывают схватывающий узел стоя двумя ногами на перильной верёвке, пристегивают прусик самостраховки карабином страховочной системы, одевают страховочные рукавицы, преодолевают условный спуск, после чего снимают рукавицы, отстёгивают карабин, отвязывают узел;
задание «Подъем - траверс – спуск». Для выполнения его участнику необходимо два туристских карабина. По команде участник завязывает схватывающий узел, пристегивает прусик самостраховки  в карабин страховочной системы, преодолевает условный подъем. Преодолев подъем, пристегивает карабин «уса» самостраховки к судейской петле и отвязывают узел. После этого участник поднимает руку вверх и показывает, что первая часть задания выполнена и он готов к выполнению второй части. Далее он завязывает схватывающий узел, пристегивает его в карабин страховочной системы, снимает карабин с судейской петли и перестегивает его на свою страховочную систему, надевает страховочные рукавицы, преодолевает условный спуск, снимает рукавицы, отстёгивает прусик самостраховки, отвязывает узел.
Соединяя этапы можно отрабатывать различные технические блоки без потери самостраховки, такие как: «Подъём – траверс - параллельная переправа», «Бревно – траверс – подъём – спуск».
Включение в тренировочный процесс приёмов обучения и заданий, которые описаны в данной статье, позволяют создать у юных туристов общее представление о туристских этапах «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», обучить прохождению путём разбиения технических этапов на звенья, предупредить возможность возникновения в дальнейшем грубых ошибок. Проведение соревнований по туристской технике с включением данных этапов  позволяет эффективнее формировать двигательные умения и рассчитывать в перспективе на достойные спортивные результаты.