Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)


Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)Возраст: 5-6 лет Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки, листочки-поддувалки, воздушный шарик.Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.
Ход занятия
Логопед:Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.Дети:Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.Кто хочет разговаривать, тот должен выговариватьВсё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.Логопед:Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях. (На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)Дети:Сказка «Маша и медведь».Логопед:Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.Дети:Звук Ш.Логопед:Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.Дети: Всегда согласный, твёрдый, глухой.Логопед:Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?Дети:При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.Логопед:Ш-всегда шипящий звук:Давайте с вами посмотрим, как сдувается воздушный шарик. Какой звук вы услышали?Дети:Ш-ш-ш-ш.Логопед:Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …Дети: Машенька.(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)
Артикуляционная гимнастика
Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).Взяла чашку («чашечка»).Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).Логопед:Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)Логопед:В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?Дети:Ш-ш-ш-ш.Дыхательная гимнастика
Логопед: Подуйте на листочки, как ветерок дует на листочки в лесу.
Дети:Ш-ш-ш-ш.
Логопед: Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)Пальчиковая гимнастика
Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)Лучик, лучик, лучик.И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)Тучи, тучи, тучи.Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)Щёчки, щёчки, щёчки.А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)Точки, точки, точки.Золотят веснушки деток,Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).Логопед:Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?Отгадайте загадку и узнаете.Белка с ветки в свой домишкоПеретаскивала шишку.Белка уронила шишку,Угодила прямо в ….Дети:В мишку.(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).Логопед: Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.(На магнитной доске предметные картинки)Дети самостоятельно выбирают нужные картинкиФизкультминутка.
Логопед: Давайте отдохнем немного.
Ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все - выше, выше!
Логопед:Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.Логопед: Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.Логопед: А чтобы им было не скучно идти, они красиво рассказывали чистоговорки. Постараемся красиво рассказать чистоговорки.Дети (по очереди):Раз - шептались две подружки.Два - кукушка на опушке.Три - ношу в шалаш игрушки.На четыре - мою ушки.Пять - купили Даше шашки.Шесть - покушай пшённой кашки.Семь - в лукошке две картошки.Восемь - крошки на ладошке.Девять - штопаем башмак.Десять - шире держим шаг.
Логопед:Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?