Формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельности. (Выступление на педагогическом совете 21.01.2014)


Формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень
мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельности
Реализация интеллектуального и творческого потенциала зависит от индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности. Но при этом большое влияние на процесс развития одаренности оказывают социальное окружение, семейное воспитание, условия обучения.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают на зависимость психического развития одаренного ребенка от культурной среды, в которой он растет, социально-экономического статуса его семьи, возможностей посещать музеи (выставки, концерты), заниматься в кружках (секциях, факультативах), от наличия или отсутствия доступа к специальной литературе (словарям, справочникам, энциклопедиям) и т.д.
Реализация собственной исследовательской и творческой активности одаренной личности, зависит от психологических условий принятия или непринятия окружающими ее проявлений. Любая продуктивная активность человека снижается в условиях отрицательного оценивания и возрастает в условиях поддержки и одобрения. Таким образом, развитие одаренности определяет отношение родителей, учителей, сверстников к исследовательской и творческой активности учащихся.
Увидеть одарённого ребенка, создать условия для развития его потенциалов непросто. Для этого нужна педагогическая интуиция и серьёзная специальная психологическая подготовка учителя.
Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одарённых школьников, способен увидеть талант и оказать ему помощь. «Не всякому эта роль по плечу. Нужно и самому нести с собой нечто, чтобы взяться за руководство таланта» Для успешной работы с одарёнными детьми очень важны личностные качества педагогов. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одарённому ребёнку и способен взаимодействовать с ним
Развитие одарённого учащегося в системе современного непрерывного образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в пeдагогической деятельности. Именно такой учитель способен создать на уроке ситуацию положительного эмоционального климата, обеспечить полноценные условия, необходимые для формирования внутренних мотивов учения, для развития личностных качеств и свойств своих учащихся.
Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.
Психическому складу одаренной личности в наибольшей степени отвечает гуманистическая направленность обучения и воспитания: цель (содействие становлению и развитию личности); средства (фасилитация, проблематизация, актуализация и др.); способы обучения (сотрудничество, понимание, признание и принятие другого); отношение к учащемуся (как к полноценному партнеру)
В соответствии с этим перед коллективом ставятся следующие задачи:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
К наиболее важным умениям учителя, работающего с одаренными учащимися, следует отнести следующие: задавать вопросы и развивать мыслительные процессы высших уровней, изменять действующий учебный план и разрабатывать специальные учебные программы, проводить консультации учащихся.
В исследованиях было выявлено, что эффективных учителей одаренных учащихся отличает чувство юмора, уважение и внимание к ученикам, они часто используют невербальные воздействия (прикосновения, похлопывания по плечу), вопросы, стимулирующие дискуссии и самостоятельное мышление школьников. Наиболее часто ученики замечают в своих педагогах следующее: ожидание от учеников высокого качества работы; творческость; энтузиазм; стремление добиться вовлеченности каждого в учебный процесс.
Эти же исследования показали, что учителя в свою очередь, считают наиболее важным у учеников интеллектуальные способности. Эмоциональная сфера жизни школьников не представляет, с их точки зрения, особой ценности и лишь мешает достижению внутреннего комфорта и гармонии. Все обследуемые педагоги – высококомпетентные специалисты, однако большинство из них испытывает личностные трудности при работе с одаренными учениками: «побаиваются» проявления возможной своей некомпетенции, стремятся к ролевой дистанции, эмоционально закрыты и почти недоступны ученикам
Учитель, включенный в работу с одаренными учащимися должен обладать следующими качествами:
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей адекватно реагировать на проблемные ситуации и не страдать от стресса при работе со, способными и знающими детьми.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность, готов нести ответственность за принимаемые решения;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Другими словами, учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным и эрудированным, нравственным и гуманным,;проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
В основу работы с одаренными детьми должен быть положен принцип – «Одаренный ребенок должен быть замечен».
При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше, более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми;
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.п.


Все перечисленные выше аспекты нашли своё отражение в цели и задачах творческой группы, которую я возглавляю.
Тема работы творческой группы: «Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно – познавательной и творческой деятельности»
Цель работы: поиск форм и методов работы с детьми с высокой мотивацией к познавательной и творческой деятельности для их развития в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
создать условия для выявления, развития и реализации высокомотивированных детей;
выявить точки соприкосновения участников образовательного процесса в работе с детьми данной категории;
объединить участников образовательного процесса для выстраивания целостной системы работы с высокомотивированными учащимися;
совершенствовать работу по подготовке учителей для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе;
объединить усилия педагогов по формированию и развитию у школьников, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству компетенций интеграции знаний, совершенствования и саморазвития;
способствовать расширению научной базы и формированию надпредметной компетенции педагогов.
Состав творческой группы:
Анисимова А. В. – руководитель группы, учитель истории и обществознания
Барышева Е. Ф. – учитель истории и обществознания, социальный педагог
Деменкова Е. В. - учитель биологии и географии
Ковалева Т. В. – учитель русского языка и литературы
Голузова Н. А. – учитель русского языка и литературы
Бабичева М. В. – учитель начальных классов
Скоробогатова В. М. – учитель математики и физики
Шиляева Т. В. – заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
В работе с одаренными и высокомотивированными детьми мы выделяем следующие направления:
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Внеклассная работа
Работы с одаренными детьми основывается на личностно-ориентированном, дифференцированном и системно-деятельностном подходе к обучению. В связи с этим, на уроках широко используются мотивационные технологии:
технология проблемного обучения,
технология модульного обучения,
технология полного усвоения,
технология игрового обучения,
технология проективного обучения,
методика обучения в малых группах
технолагия интерактивного обучения.
Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет обучающимся приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
Технология модульного обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Технология полного усвоения.
С технологией полного усвоения перекликается технология разноуровневого обучения. Суть её сводится к следующему: для обучающегося должно отводиться то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволит ему усвоить учебную программу. При этом учебные группы формируются по уровням (низкий, средний, высокий) обучения, согласно типологии распределения обучающихся по развитию креативного мышления, в процессе которого обеспечивается переход обучающихся с одного уровня на другой.
Технология проективного обучения.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.
Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет обучающимся учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.Все эти технологии позволяет сделать урок креативным. Урок в креативном поле обучения особый, где на первый план выдвигается роль обучающегося. Урок, на котором сливается труд учителя с трудом ученика, в ценном единстве сотрудничает мысль и чувство, воля, урок на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий. Да, такой урок – подлинное творчество, великое счастье. Это урок диалога, т.е. обмена мнениями, взглядами, позициями, суждениями преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой. Это то, что отвечает природе одаренности.