3 нче сыйныф ?чен татар теленн?н контроль эшл?р


3 нче сыйныф рус төркемнәренең белемнәрен бәяләү өчен төзелгән язма эшләр:
Зеленодол районы Осиново бистәсе В.В.Карпов исемендәге лицейның
нче __сыйныфы укучысы
______________________________________________________
татар теленнән кереш лексик-грамматик контроль тесты.
2017 нче ел.
1 часть (8б)
Найди правильный перевод.1(б)
А – 1 я пишу
а) син укыйсың
б) без язабыз
в) мин язам
А -2 его платье 1(б)
а) минем күлмәгем
б) синең итәгең
в) аның күлмәге
А – 3 в школе1(б)
а) мәктәптә
б) мәктәпкә
в) мәктәптән
А – 4 Найди слова отвечающие на вопрос НИШЛӘМИ? 3(б)
а) җырлый б) тыңлый в) йокламый
г) керә д) язмый е)бирми
А -5 Выбери нужный глагол. 1(б)
Мин 2 нче сыйныфта ...
а) укыйбыз
б) укыйсың
в) укыйм
А -6 Найди лишнее слово. 1(б)
а) дәфтәр б) китап в) утыра г) көндәлек
А – 7 Найди слова с мягким произношением 3(б)
а) кабак б) чөгендер в) кишер
г) кәбестә д) суган е)кыяр
А-8 Найди слово из 3 слогов 1(б)
а) яз б) язам в) язасың в) барам
2 часть 3 (б)
В – 1 Как скажешь что:
Тебя зовут ... .
Ты живешь в Татарстане.
Тебе 8 лет.
“Белем бәйрәме”бүлеге буенча контроль эш.
Напиши перевод на русском языке:
Белем бәйрәме - ... , бетергеч -... , уңыш - ..., котлый - ... ,
тели -...
Напиши перевод на татарском языке:
Тетрадь - ..., книга - ..., учебник - ..., мел -...
Напиши числа на татарском языке, которые отвечают на вопрос Ничә?
25 - …, 13 - …, 98 -…
Перепиши, вместо точек впиши нужные окончания.
Илдар мәктәп... бара. 2) Илдар мәктәп... укый.
Выбери правильный перевод слова не пришел.
а) килми, б) килмәде, в) килә, г) килде
6. Как ты попросишь у продавца 3 ручки, 1 дневник.
7. Выбери правильное окончание и перепиши предложение.
Мин әни... чәчәк бүләк иттем.
а) –не, б) –дан, в) –гә г) –та
8. Переведи на татарский язык.
1)Дома я прочитал рассказ, но не решил задачу.
2) Сходи в библиотеку и возьми книгу.
9. Напиши на татарском языке.
Сегодня семнадцатое октября, пятница.
«Көндәлек режим» бүлеге буенча контроль эш.
I вариант
Переведи словосочетания.
В шесть часов –
Шесть часов –
В который час ?–
Сколько времени? –
Какие окончания поставишь, если действия уже произошли:
а) Алсу әнигә булыш... .б) Марат зарядка яса... .
в) Укучы матур сөйлә... .
Составь вопросительные предложения из данного предложения:
Әнием иртән тәмле ботка пешерә.
Поставь глаголы в повелительное наклонение:
Ашый –
Китә –
Тора –
Бара –
Укый –
Эчә –.
Найди правильный перевод:
Сәгать– режим дня
Иртәнге аш –ужин
Кичке аш –завтрак
Көндәлек режим–часы
Төшке аш– утром
Иртән-вечером
Кичен- обед
Спроси друга, во сколько часов он:
пришел в школу;
проснулся.
Вставь пропущенные реплики к диалогу.*
....?
Мин сәгать җидедә йокыдан тордым.
....?
Эйе, мин иртән зарядка ясыйм.
Көндәлек режим» бүлеге буенча контроль эш.
II вариант
Переведи словосочетания.
В семь часов –
Семь часов –
Во сколько часов?–
Сколько время? –
Какие окончания поставишь, если действия уже произошли:
а) Аня мәктәптән кайт... .
б) Карим китапханәгә бар... .
в) Лилия хат яз... .
Составь вопросительные предложения из данного предложения:
Азат иртән зарядка ясый.
Поставь глаголы в повелительное наклонение:
Кайта –
Бирә –
Йоклый–
Ала –
Сикерә–
Яза –.
Найди правильный перевод:
Сәгать– режим дня
Иртәнге аш –ужин
Кичке аш –завтрак
Көндәлек режим–часы
Төшке аш– утром
Иртән-вечером
Кичен- обед
Спроси друга, во сколько часов он:
ушел из школы;
во сколько сделал уроки.
Вставь пропущенные реплики к диалогу.**
....?
Мин сәгать сигездә ботка ашадым.
....?
Юк, мин иртән зарядка ясамыйм.
Контроль эш
“Ашханәдә”
1.Переведи данные слова и словосочетания и запиши их.
Столовая, гречневая каша, овсяная каша,повар, пью, кушаю, вкусный, горячий,холодный,варит.
2.Перепиши,вместо точек вставь нужные окончания.
1.Оля, икмәк… тәлинкә... куй.
2.Катя, Петя өстәл яны... килегез.
3.Айдар, такта янын… тора.
4.Алсу, чәнечкәләр.., кашыклар… сөрттеңме?
3.Правильно определи время завтрака, обеда и ужина,исправь ошибки и перепиши.
Иртәнге аш көндезге сәгать 12 дә була.
Көндезге аш кичке сәгать 6 да була.
Кичке аш иртәнге сәгать 7дә була.
4.Как ты попросишь маму:
•Сварить суп;
•сделать чай с молоком;
•испечь треугольники.
5.Как ты попросишь в столовой:
•ложку,вилку,нож;
•суп,чай,молоко.
6.Дополни диалог:
-Аня,син нәрсә ашыйсың?
-..... .
-.......?
-Юк.миңа ипи кирәк түгел.

Ашханәдә” бүлеге буенча контроль күчереп язу.
Ашханәдә.
Безнең мәктәптә ашханә бар. Пешекче апалар тәмле ашлар пешерәләр. Без көндезге ашны ашханәдә ашыйбыз. Безгә ашханә ошый.
Меню төрле-төрле була. Безгә кәбестә ашы да, токмачлы аш та пешерәләр.
Ә боткалар котлет белән тәмле була. Аннан соң без чәй, компот, кесәл эчәбез. Без пешекче апаларга рәхмәт әйтәбез.
Задания:
1. Подчеркнуть в тексте слова, отвечающие на вопрос Нишли? (глаголы)
2. Написать во множественном числе:
Аш – ботка – кесәл- пәрәмәч- өчпочмак
Тест: Без әти-әниләргә булышабыз. 3нче сыйныф.
1нче вариант
А1. Какая буква пропущена в словах: к...ш..., б...зн...ң
а) буква ә; ә) буква е ; б) буква э.
А2. Выбери правильное окончание:
Рөстәмнең әби... авылда яши.
а) –се; ә) –е; б) –не.
А3. Найди ответ с противоположным значением.
а) эшчән – тырыш; ә) яхшы –әйбәт; б) эшчән – ялкау.
А4. Найди правильный перевод предложения Аня не моет посуду.
а) Аня тәлинкәне юмый;
ә) Аня савыт-сабаны юмый;
б) Аня савыт-сабаны юды.
А5. Какую реплику ты выберешь если тебя спросят Әтиең кайда эшли?
а) Әтием эшче булып эшли;
ә) Әтием заводта эшли;
б) Әнием заводта эшли.
В1 . Как ты спросишь:
- есть ли за школой стадион;
- кто сидит за столом.
В2.* Составь рассказ о своей семье.
Тест: Без әти-әниләргә булышабыз. 3нче сыйныф.
2нче вариант
А1. Какая буква пропущена в словах: ...ни, бел...н
а) буква ә; ә) буква е; б) буква э.
А2. Выбери правильное окончание:
Концертка синең әни... килдеме?
а) –ң; ә) –ең; б) –ем.
А3. Найди ответ с противоположным значением.
а) баллы –татлы; ә) яхшы – начар; б) матур – чибәр;
А4. Найди правильный перевод предложения Ты не идешь в школу?
а) Синмәктәпкә барасыңмы?;
ә) Син мәктәпкә бардың;
б) Син мәктәпкә бармыйсыңмы?.
А5. Какую реплику ты выберешь если тебя спросят Әниең кем булып эшли?
а) Әнием сатучы булып эшли;
ә) Әнием кибеттә эшли;
б) Әбием эшләми.
В1. Как ты спросишь:
кто живет рядом с Димой;
что есть перед домом.
В2.* Составь рассказ о своей семье.
“Туган якка кыш килде” бүлеге буенча сүзлек диктанты.
Шугалак, чана, чаңгы, җилле, ярыш, җылы, тимераяк, болытлы.
“Туган якка кыш килде” бүлеге буенча тест.
Переведи данные слова и словосочетания на татарский язык.
Холодно, снег, мягкий, длинный, короткий, катается на санях, лыжное соревнование, коньки.Найди слова с противоположным значением и напиши по образцу: саран-юмарт.
салкынастындаап-акозынөстендә кап-кара
кыска вак
эре җылы
Запиши в столбик приметы зимы.
Позови друга:
Вместе играть на улицу
Кататься на санках
Играть в хоккей
Сходить на лыжные соревнования
Дополни диалог:
... ?
Әйе, көн салкын.
... ?
25 градус салкын.
Представь, что эти действия произошли. Как изменятся выделенные глаголы?
Ул хоккей уйный. – … . 2) Мин чаңгыдашуам. - ... . 3) Син бәйрәмгә барасыңмы? - ... .
“Шәһәрдә һәм авылда” бүлеге буенча тест.
1 нче вариант.
1. Какая буква пропущена во всех словах: б…ре, к…л, к…п, б...лмә.
А) у
Б) ү
В) е
Г) ә
2. Найди правильный перевод: Фатир.
А) этаж
Б) дом
В) квартира
Г) комната
3. Какое окончание добавишь: Мин Казан шәһәре... яшим. (Кайда?)
А) -ндә
Б) -ннән
В) -дә
Г) -да
4. Какое прилагательное лишнее: Татарстан - ... республика.
А) бай
Б) зур
В) матур
Г) җитез
5. Какое окончание добавишь, чтобы сказать: Мама едет на автобусе. – Әни автобус... бара.
А) -та
Б) -га
В) -да
Г) -ка
6. Найди ошибку:
А) азрак
Б) ямьсезрак
В) озынрак
Г) байрак
7. Найди правильный перевод: посёлок Осиново.
А) Осиново бистәсе
Б) Осиново бистә
В) бистә Осиново
Г) Осиново бистәсы
8. Какое слово не отвечает на вопрос Нинди?
А) әкрен
Б) хәйләкәр
В) кат
Г) чиста
“Шәһәрдә һәм авылда” бүлеге буенча тест.
2 нче вариант.
1. Какая буква пропущена во всех словах: б…ре, Т…бән Кама, ...збәк, б...лмә.
А) у
Б) ү
В) е
Г) ә
2. Найди правильный перевод: Бүлмә.
А) этаж
Б) дом
В) квартира
Г) комната
3. Какое окончание добавишь: Мин Казан шәһәре... кайтам. (Кайдан?)
А) -на
Б) -ннән
В) -нән
Г) -дән
4. Какое прилагательное лишнее: Татарстан - ... республика.
А) бай
Б) зур
В) матур
Г) әкрен
5. Какое окончание добавишь, чтобы сказать: Папа едет на машине. – Әти машина.... бара.
А) -та
Б) -га
В) -да
Г) -ка
6. Найди ошибку:
А) азрак
Б) ямьсезрәк
В) озынрак
Г) байрәк
7. Найди правильный перевод: улица Баумана.
А) Бауман урамы
Б) Бауман урам
В) Урам Бауман
Г) Бауман урамсы
8. Какое слово не отвечает на вопрос Нинди?
А) җитез
Б) хәйләкәр
В) йорт
Г) усал
Шәһәрдә һәм авылда” бүлеге буенча мөстәкыйль эш.
1. Вставь недостающие буквы и перепиши:
Й…рт, б…лмә, ф...тир, шә...әр, бист..., а...ыл.
2. Переведи предложения:
Чистополь большой город, а Набережные Челны больше. Эта комната маленькая, а эта комната меньше.
3. Вместо точек вставь нужные окончания:
Мин Казан... барам .
Мин Казан... кайтам.
Мин Казан ... яшим.
4. Переведи на татарский язык:
Внутри школы –
Перед домом –
За магазином –
Около квартиры –
5. Как ты скажешь о том, что:
- В Казани много музеев.
- Тетя живет в Альметьевске.
- Нижнекамск – большой, чистый город.
- Я в Казань еду на автобусе.
- На улице Баумана много красивых зданий.
6. Как ты спросишь у друга:
- Сколько тебе лет?
- В каком доме ты живешь?
- В какой квартире ты живешь?
- В какой школе ты учишься?
Әдәпле булыйк бүлеге буенча контроль эш.
Вспомни и напиши, какие вежливые слова говорят:
а) при встрече; б) перед сном; в) при приглашении гостей к столу и за столом.
Дополни диалог:
Кайда кул юабыз?
... .
...?
Лимон белән.
...
Рәхмәт, өчпочмак бик тәмле.
Напиши другу поздравление с днем рождения.
Как ты скажешь о том, что:
В автобусе свободных мест не было.
Ты уступил место одному дедушке.
Дедушка тебя поблагодарил.
Дополни диалог:
...?
Алсу өйдә юк әле.
...?
Китапханәдә.
... .
Переведи словосочетания и составь несколько предложений.
Моя мама – Его (ее) мама -
Мой папа – Его (ее) папа -
Моя бабушка - Его (ее) бабушка -
“Кечкенә дусларыбыз” бүлеге буенча сүзлек диктанты.
Койрык, муен, атна саен, авыз, хәйләкәр, йөгерә, тычкан, өрә.
“Кечкенә дусларыбыз” бүлеге буенча контроль эш.
1. Вместо точек вставь нужные окончания:
а) Азат эте белән урам... чыкты. б) Азат эте белән урам... уйный. в) Азат эте белән урам... өйгә кайтты.
2. Составь вопросительные предложения:
а) Мин песиемнебикяратам.
б) Улбикматур.
в) Мин песигә сөт бирәм.
3. Переведи на русский язык:
Минем песием бар. Ул бик матур. Песием кара , ә муены ак төстә. Аның күзләре яшел. Акмуен күп уйный, тиз йөгерә. Ул сөт ярата, тычкан тота.
4. Дополни диалог:
- ... ?
- Әйе, минем песием бар.
- Аның исеме ничек?
- ... ?
- Синең песиең нинди?
- ... .
- Ул нишли?
- ... .
5. Перепиши, вместо выделенных слов напиши местоимения:
а) Мин песиемне яратам.
б) Эткә 10 яшь.
в) Песинең тәпие авырта.
3 нче сыйныф өчен татар теленнән йомгаклау лексик-грамматик тест
(рус төркеме).
1 часть (А)
А1. Найдите слово, которое произносится твёрдо:
А) бистә
Б) йорт
В) бүлмә
Г) шәһәрА2. К какому слову во множественном числе добавляется окончание –нәр:
А) урам
Б) ай
В) көн
Г) җәй
А3. Найдите правильный перевод словосочетания кибет янында:
А) около магазина
Б) внутри магазина
В) перед магазином
Г) за магазином
А4. Подберите антоним к слову озын:
А) биек
Б) көчле
В) зур
Г) кыска
А5. На какой вопрос отвечает выделенное слово: Китапханәдә кызыклы китаплар күп.
А) Кайда?
Б) Кая?
В) Кайдан?
Г) Кемгә?
А6. Подберите правильное окончание к выделенному слову: Машаның әни... укытучы булып эшли.
А) –ем
Б) –се
В) –ең
Г) –гә
А7. Найдите глагол в отрицательной форме:
А) яза
Б) укый
В) уйный
Г) сикерми
А8. На какой вопрос отвечает выделенное слово: Мин өченче сыйныфта укыйм.
А) Ничә?
Б) Ничәдә?
В) Ничәнче?
Г) Ничәү?
А9. Найдите правильный перевод слова ботка:
А) суп
Б) каша
В) котлета
Г) повар
А10. Найдите правильный перевод: 64
А) илле тугыз
Б) утыз дүрт
В) алтмыш сигез
Г) алтмыш дүрт
2 часть (В)
Дима – зур малай, шуңа күрә ул иртән үзе тора аннан соң чәй эчә һәм мәктәпкә китә Дима яхшы укый, чөнки ул акыллы малай.
В1. Сколько предложений в тексте?
В2. Найдите в тексте 3 слова, обозначающих признак предмета.
В3. Переведите последнее предложение на русский язык.
“Җәй” бүлеге буенча тест.
1нче вариант.
1. Найди слово со звуком [ ]
А) кәбестә
Б) карлыган
В) кишерГ) күбәләк
2. Выдели слово с твёрдыми гласными:
А) йөзә
Б) сикерә
В) карый
Г) керә
3. Какая буква пропущена во всех словах:
…әй, ...ыр, ...иләк.
А) җ
Б) ж
В) хГ) к
4. Закончи предложение:
Болында кошлар…
А) юынаБ) сайрыйВ) куна
Г) җитә
5. Какой признак относится к лету:
А) Кошлар җылы яктан кайта.
Б) Урамда салкын җил исә.
В) Яфраклар коела.
Г) Кояш кыздыра.
6. Что не растёт в лесу:
А) җиләк
Б) гөмбә
В) суган
Г) чәчәк
7. Найди словосочетание с противоположным значением:
Тиз ашый
А) витаминлы аш
Б) күп ашый
В) акрын ашыйГ) тәмле аш
8. Найди глагол в отрицательной форме:
А) үсми
Б) ярата
В) күрде
Г) алды
9. Какое слово отвечает на вопрос КАЙДАН?
А) елгадаБ) болыннанВ) урмангаГ) мәктәптә
10. Добавь правильное окончание:
Мин су коена...
А) -сың
Б) -лар
В) -сең
Г) -м
“Җәй” бүлеге буенча тест.
2нче вариант.
1. Найди слово со звуком [ ]
А) кабак
Б) кәбестә
В) кишерГ) күбәләк
2. Выдели слово с мягкими гласными:
А) уйный
Б) сикерә
В) карый
Г) утыра
3. Какая буква пропущена во всех словах:
…ыя, ...ылы, ...ил.
А) җ
Б) ж
В) хГ) к
4. Закончи предложение:
Күбәләкләр чәчәкләргә.....
А) юыналар
Б) куналар
В) сайрыйлар
Г) киләләр5. Какой признак относится к лету:
А) Кошлар җылы яктан кайта.
Б) Урамда салкын җил исә.
В) Яфраклар коела.
Г) Урамда эссе.
6. Что не растёт в лесу:
А) җиләк
Б) гөмбә
В) кыяр
Г) чәчәк
7. Найди словосочетание с противоположным значением:
Тиз ашый
А) витаминлы аш
Б) күп ашый
В) акрын ашыйГ) тәмле аш
8. Найди глагол в отрицательной форме:
А) үсә
Б) ярата
В) күрде
Г) алмый
9. Какое слово отвечает на вопрос КАЙДА?
А) елгадаБ) болыннанВ) урмангаГ) мәктәптән
10. Добавь правильное окончание:
Син су коена...
А) -сың
Б) -лар
В) -сең
Г) -м