Статья: «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С ЗПР.
"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё,
что только входит в душу
человека из внешнего мира".
К. Д. Ушинский.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.
Внимание играет важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчётливо воспринимаются, а также запоминаются те, которые привлекают его внимание. Таким образом, внимание необходимо во всякой познавательной деятельности. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Вот почему возникла необходимость изучить особенности внимания и способы его развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий. Выявить эти способности и развить наилучшим образом возможно не только на специальных коррекционно-развивающих занятиях , но и на уроках.
Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.
Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и последовательное. Ни одно психическое явление не возможно вне связи с вниманием, поэтому внимание человека обладает пятью основными свойствами : устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.
1. Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет -три объекта).
2. Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
3. Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.
4. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, рассеянность, переключение – это положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – это отрицательные свойства внимания.
Особенности внимания детей с ЗПР.
При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, работают на уроке не более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимум концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных  предметов – на математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения, чтение – устойчивость внимания.
Некоторые приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений давать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, этап самопроверки – обязательный на уроке, также комментирование учеником своей деятельности.
Отвлечение внимания, снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно – психическим состоянием детей и возрастают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объём работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко нарушения внимания проявляются после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
Самыми простыми средствами управления внимании ребенка является жесты, слово, наглядный образ. Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться , теряют нить повествования. Особенно эти особенности проявляются , когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей этих процессов. Количественная характеристика внимания может быть показателем умственной работоспособности.
Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать на занятиях и во внеурочное время. Все эти игры и упражнения помогут развитию внимания ребенка.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Счет»
Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.
Учащимся предлагается сложить два одинаковых числа (в пределах первого десятка), написанных одно под другим. Работа продолжается 5 минут (каждому ребенку дается задание по иерее сложности).
«Запомни цифры»
Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.
Учащиеся садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя 3-5 однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый пишет их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их у всех. Затем его сосед, написав 3-5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 1 минуты. После этого все записывают эти цифры в том же порядке. Цифры проверяются.
«Запомни движение»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять движения показываемые педагогом.

Ведущий показывает детям движения, состоящие из .34 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движение 1. Присесть-встать поднять руки опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо- повернуть голову прямо.
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также вы можете дома заниматься с ребенком:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Если учесть, что внимание – одно из важнейших условий любой деятельности, становится понятным, что обучение детей ЗПР крайне затруднено. Поэтому возникла необходимость глубокого изучения внимания детей с ЗПР с целью утверждения мысли о том, что при глубоком, продуманном развитии свойств внимания, значительно улучшается познавательная деятельность. Проведённые нами исследования позволили доказать этот факт.