ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»














Содержание
Введение.
3

Глава 1. Теоретические и методические основы организации проектной деятельности как условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения..



5

1.1. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

5

1.2. Понятие о коммуникативных универсальных учебных действиях младших школьников

10

Глава 2. Опыт организации проектной деятельности как условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения .


12

2.1. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

12

2.2. Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения .

16

Заключение..
25

Библиографический список использованной литературы.
27

Приложения..
29











Введение
Актуальность исследования
Изменения в российском образовании и преобразования в обществе требуют от младших школьников и педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Одним из эффективных методов по сравнению с традиционными методами является проектное обучение. Которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательную активность, развитие социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской, творческой деятельности, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В настоящее время изучением внедрения проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс занимаются: К.Н. Поливанова, Е.Н. Землянская, Н.М. Конышева, О.М. Корчажкина, Е.И. Мануйлова, Т.Д. Новикова, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.
Проблема исследования: каковы педагогические возможности успешного формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках литературного чтения?
Цель исследования – решить данную проблему.
Нами была сформулирована гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников при использовании на уроках литературного чтения учебных проектов будет успешным, если
учебный проект носит творческий характер;
обучение предполагает исследовательскую деятельность;
использование в процессе обучения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Для реализации намеченной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Теоретически выявить и практически обосновать педагогические возможности успешного формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Провести диагностическую работу по изучению уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников.
База исследования. Ульяновская область, Большечирклейская СОШ МО «Николаевский район», 4 класс, 8 человек.
Практическая значимость исследования: представленный материал в выпускной работе и сделанные теоретические и практические выводы окажут помощь учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, воспитателям и родителям в организации проектной деятельности младших школьников с целью формирования коммуникативных УУД.
Структура выпускной работы.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (25 наименований), приложений.

Глава 1. Теоретические и методические основы организации проектной деятельности как условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

1.1. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Автор метода проекта У.Х. Килпатрик, последователь Д. Дьюи, писал, для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для себя проблему, взятую из жизни. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта, проекты связывать с интересами детей и через практическую деятельность подводить их к познавательной деятельности.
Основные положения метода проекта (по У.Х. Килпатрику):
проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы;
проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить работу и учебу детей;
проекты увязываются с интересами детей и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Проектирование – технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Е.С. Пoлат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [18, c. 27]. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Принципиально, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Последний ориентирован на достижение четко запланированного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата. Технология проектной деятельности в первую очередь требует от самого участника деятельности стать субъектом собственной активности, сформулировать компетенции на каждом этапе проектирования.
Этапы выполнения проекта:
1. Поисковый: учитель ставит перед учащимся проблему предстоящей работы, формулирует творческое задание на проектирование, создает положительный мотивационный настрой. Учащийся обдумывает выдвинутую проблему, предлагает различные идеи реализации намеченной цели. Учитель помогает определить задачи предстоящего задания, рекомендует источники получения информации.
2. Аналитический: учащийся анализирует и выясняет, какая идея выглядит более перспективной («погружение в задание»). Составляет план действий и разрабатывает лучшую идею. Собирает материал. Работает с литературой или другими источниками. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает.
3. Практический: учащийся непосредственно выполняет задание, корректирует собранный материал, готовит презентацию. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащегося.
4. Презентационный: учащийся представляет проект, показывает презентацию.
5. Контрольный: учащийся участвует в обсуждении и оценке результатов проделанной работы. Учитель осуществляет аналитико-оценочную деятельность. Результаты задания на проектирование оцениваются (похвала, выставка работ, награждения, публикации, поощрение и пр.). Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, а потому – здесь требуется особый полет фантазии и воображения (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей участников проекта – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.).
Возможные результаты – продукт проектной деятельности: альбомы, газеты, журналы, книжки-раскладушки, модели, сувениры, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и др.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов:
конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка», «Родной город».
сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
творческие проекты – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
По мнению Н.Ю. Пахомовой, работа учащихся в рамках учебного проекта должна быть в значительной степени самостоятельной. Что означает, что учащийся готов самостоятельно работать над проектом? Ученик готов осуществлять проектную деятельность, если у него сформированы проектные умения, то есть он умеет производить проектные действия и операции в последовательности, соответствующей технологии проектирования. Кроме того, у него сформировано представление о том, когда можно осуществлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использования проектирования для решения проблем. Технология проектирования требует умения анализировать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия ее существования. Результатом такого анализа является проблема для последующего проектирования, из которой затем вытекает цель проектирования. В самом общем виде цель проектирования – найти способ решения проблемы заданной в ситуации. Цель проектирования обусловливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умения находить необходимые действия и выстраивать из них цепочку (систему) требуются для получения результата проектирования. Готовность к проектной деятельности есть некая способность, которая проявляется, используется в момент необходимости ее применить. Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются (С.Л. Рубинштейн). Готовность к проектной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности [16].
Таким образом, в ходе творческого проектирования учащиеся учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы учащиеся рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.








1.2. Понятие о коммуникативных универсальных учебных действиях младших школьников

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (глоссарий ФГОС второго поколения).
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Благодаря коммуникативным УУД учащийся младших классов учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.
Немаловажно младшим школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем в профессиональной деятельности и в семье.
Коммуникативные УУД включают в себя следующие умения:
умение выражать свои мысли;
умение управлять поведением партнера;
умение разрешать конфликты;
умение формулировать вопросы;
умение планировать учебное сотрудничество.
Таким образом, в начальной школе развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.




Глава 2. Опыт организации проектной деятельности как условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

2.1. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Целью исследования являлось выявить уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников до начало проектной деятельности и после проведения проекта.
Базой исследования явилась Большечирклейская СОШ МО «Николаевский район», 4 класс, количество учащихся 8 человек.
В качестве диагностического инструментария мы использовали метод экспертной оценки. В качестве экспертов выступали учитель начальных классов, учитель дополнительного образования.
В ходе проведения проектной деятельности на каждого ученика класса была заведена индивидуальная карта «Уровень сформированности у учащихся основных показателей коммуникативной компетентности», в которой указаны показатели сформированности коммуникативных УУД. Так же на каждом этапе учебного проекта эксперты в ходе наблюдения оценивали коммуникативные действия учащихся по следующей карте.
Карта оценки уровня сформированности коммуникативных умений [13].

Коммуникативные действия
баллы


1
2
3
4
5
1 этап – мотивационный
Умение выдвигать гипотезу
Умение выражать свою точку зрения
Умение выслушивать точки зрения одноклассников
Умение спрашивать, выяснять мнение других
Умение задавать вопросы учителю



1



2

3
2 этап – подготовительный
Умение адекватно оценивать и доказывать свои возможности при распределении ролей в группе (поиск информации, оформительская деятельность, музыкальное и драматическое сопровождение, публичное выступление)
Умение работать с источником информации (словарями, учебниками, справочниками и т.п.)
Умение согласовывать план деятельности группы по достижению общей цели (обсуждать, договариваться)



1
2
3


4

5
6
7
8


3 этап – информационно-операционный
Умение общее решение при обсуждении проблемы
Умение строить понятные для одноклассников высказывания
Умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по проекту и выбрать альтернативные варианты
Умение указывать на ошибки партнера (а в дальнейшем на их причины)
Умение принимать или отклонять предложения одноклассников
Умение доказывать, объяснять
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Умение соблюдать правила общего обсуждения (не говорить с кем то одновременно, смотреть на говорящего, реагировать жестами, мимикой на реплики говорящего (согласен, не согласен, удивлен)



1
2
3

4
4 этап – рефлексивно-оценочный
Умение выступать публично
Умение оценивать и охарактеризовать свой вклад в проект
Умение отвечать на вопросы: «Чему я научился?» «Чему мне необходимо научиться?»
Умение критично, не категорично оценивать мысли и действия других


Оценивание производилось в баллах.
0 баллов – умение отсутствует.
1 балл – умение проявляется в отдельных учебных ситуациях.
2 балла – умение проявляется во всех учебных ситуациях.
В начале и в конце исследования на каждого ученика класса велась индивидуальная карта.
Индивидуальная карта «Уровень сформированности у учащихся основных показателей коммуникативной компетентности» [13, с. 20].



Ф.И. ученика, класс_____________________________
Компоненты

Баллы


Начало проекта
Конец проекта

Самостоятельность построения монологических высказываний
Осознанность восприятия и использование речи
Умение выслушивать других
Умение высказывать и отстаивать свое мнение
Умение принимать чужую точку зрения
Конструктивно реагировать на критику
Способность к публичному выступлению
Конструктивное разрешение конфликтной ситуации
Стремление к самовыражению речевыми средствами
Активность в коммуникативных ситуациях на уроках и во внеурочное время



2 балла – в полной мере проявляется.
1 балл – частично сформирован.
0 баллов – не проявляется.
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни сформированности коммуникативных УУД младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках литературного чтения
Уровни
До проектной деятельности
После проектной деятельности


Чел.
%
Чел.
%

низкий
5
62,5
3
37,5

средний
3
37,5
3
37,5

высокий
-
-
2
25

Итоговая оценка сформированности коммуникативных УУД производилась по трем уровням:
Высокий – в ходе исследования наблюдается постоянная положительная динамика по всем показателям сформированности коммуникативных УУД.
Средний – положительная динамика присутствует частично по всем показателям сформированности коммуникативных УУД.
Низкий – положительная динамика отсутствует по всем показателям сформированности коммуникативных УУД.
В виде столбчатой гистограммы показана динамика сформированности коммуникативных УУД младших школьников до проектной деятельности (ПД) и после проведения проектной деятельности (рис. 1).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Динамика сформированности коммуникативных УУД младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Анализ результатов исследования показывает, что после проведения учебного проекта снизилось количество учащихся, находящихся на низком уровне сформированности коммуникативных УУД (до 62,5%, после 37,5%). До проектной деятельности в классе не было детей, кого бы можно было отнести к высокому уровню сформированности коммуникативных УУД, после же завершения учебного проекта, таких детей в классе стало 2 человека. Все это говорит об успешности проведенной работы.
Таким образом, зафиксированная положительная динамика уровня сформированности коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста указывает на эффективность использования учебного проекта в педагогическом процессе. Следовательно, гипотеза в ходе эмпирического исследования нашла свое подтверждение.


2.2. Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Возможности метода проектов для развития личности и социализации младших школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и учащегося, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующей таблице 2.
Таблица 2.
Структура деятельности учителя и учащихся во время учебного проекта
Ученик:
Учитель:

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

R°Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Использование метода проектов в образовании предусматривает различные варианты [19, c. 78].
Вариант 1:
1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления продукта проекта;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают продукт проекта.
Вариант 2:
1) ученики анализируют большое количество подобных идей;
2) обсуждают их достоинства и недостатки;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта проекта;
4) исследуют потребности в этом проекте;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать проекту;
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления разработки проекта;
7) планируют изготовление и разработку проекта;
8) создают проект, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают продукт проекта.
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный.
1. Выбор темы (заглавия) проекта.
2. Определение цели работы.
3. Формулирование гипотезы (предложения).
4. Определение задач, которые помогут достичь цели.
5. Составление плана работы.
II. Основной.
1. Поиск и изучение литературы по теме работы.
2. Подбор материалов.
3. Выполнение собственных исследований.
4. Подготовка вывод по проделанной работе.
5. Оформление работы.
III. Итоговый.
Представление результатов проекта, защита проекта.
Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое. Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом [25].
Критерии оценивания проекта:
качество выполнения работы по теме;
самостоятельность работы над проектом;
артистизм и выразительность выступления;
умение отвечать на вопросы;
убедительность презентации.
Где собирать информацию: в книгах; в энциклопедиях, справочниках; спрашивать у окружающих; в Интернете; в созданных папках компьютера в классе.
Кто может помочь? Учителя; родители, одноклассники.
Формы презентации:
деловая игра;
демонстрация видеофильма;
демонстрация мультфильма;
научная конференция;
телепередача;
отчет по проделанной работе.
Виды продукта: атлас; видеофильм; мультфильм; газета; журнал; коллекция; публикация; справочник; программа; книга.
Немаловажную роль в работе над проектом отводится средствам ИКТ. Опишу работу над созданием слайдом при подготовке презентации.
Ученики узнали, что для создания слайдов надо с помощью кнопки «Пуск» вызвать инструмент Microsoft Office – PowerPoint. В появившемся окне есть рабочая область, где показан первый титульный слайд. Здесь они разместили название проекта, фамилию и имя его автора, затем выбирали общий фон, работая с Дизайном слайда. Следующий слайд создали, пользуясь «иконкой» в левой части окна. На панели есть команда Создать слайд, на нее щелкали мышкой, и появлялся второй слайд. Ученики размещали здесь необходимый текст. Если они хотели вставить фотографию или картинку из файла, то выбирали соответствующий вариант из раздела Макеты текста и содержимого, щелкали мышкой в области соответствующих полей слайда. В поле, где должна разместиться фотография, программа предлагала графическое меню, позволяющее вставить в слайд объекты разных типов. Поэтому ученики щелкали на значок Добавить рисунок, расположенный в нижнем левом углу графического меню. На экране появлялось окно для выбора папки или файла. После этого в каталоге папок находился нужный файл и вставлялся в слайд. Одно из наиболее интересных занятий – создание анимированных слайдов. Программа предлагает разнообразные приемы анимации текста и картинок. Ученики выделяли надпись и выбирали команду главного меню Показ слайдов – Настройка анимации. На экране появлялась панель для выполнения настройки анимации объектов. Школьники щелкали на значок Добавить эффект, появлялось окно для выбора моментов применения анимации: вход, выделение, выход, пути перемещения. Ученики выбирали Вход. На экране появлялось меню, где выбиралась позиция Другие эффекты. Перед учащимися высвечивалось окно с полным набором всех возможных типов анимации объекта: возникновение, вылет, вспышка и др. Ученики выбирали нужный вариант. Отметим, что настройки анимации доставили наибольшее удовольствие школьникам. Конечно, не у всех учащихся получалось все сразу, но они познакомились с основными приемами создания презентации, а работа над слайдами вызвала у них большой интерес. Однако в течение всей работы над проектом необходимо помнить о его содержании, постоянно спрашивая учеников: «Что ты узнал нового о своем проекте? Удалось ли тебе решить проблемный вопрос? Что ты будешь
делать дальше для улучшения проекта?» В ходе подготовки проекта к презентации школьники готовили небольшие выступления с рассказом о своем проекте. Они старались составить его так, чтобы слушателям было интересно, отмечали, что у них получилось, какие материалы использовались, где искали информацию, кто помогал, соответствует ли выбранная тема исследованию. На защиту проекта были приглашены родители и гости. Ученики с гордостью демонстрировали свое умение показывать презентацию на компьютере.
Типовые задания, нацеленные на формирование коммуникативные УУД на уроках литературного чтения:
1) слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;
2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);
3) инсценирование и драматизация;
4) устное словесное рисование;
5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;
6) сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.);
7) интервью с писателем;
8) письмо авторам учебника и др.
Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации. Проверяем умение учащегося оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся узнают:
что такое планирование, и учатся планировать работу;
учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
знакомятся с требованиями к работе и требования к конечному продукту;
узнают, какими бывают источники информации (книги, словари, учителя, родители и т.д.), учатся работать с различными источниками;
учатся оценивать конечный результат;
анализируют свою работу.
Приведем пример учебного проекта на уроке литературного чтения «Тайна имени».
1 этап – мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи). Погружение в проект.
На данном этапе были выбраны и сформулированы проблемы, которые предполагалось разрешить в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигались гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, зачем человеку имя?
У имен есть какие-то значения?
Как раньше называли детей?
Что это могло обозначать?
Может быть, кого-нибудь из ваших знакомых или родственников зовут необычно и вы знаете, почему именно так их назвали?
Почему меня так назвали?
Что обозначает мое имя?
Почему у меня такая фамилия?
Что она обозначает?
В чем же тайна моего имени?
Как меня еще можно называть?
Почему назвали такими именами моих родителей? и пр.
2 этап – планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
На данном этапе выбирались и организовывались группы участников проекта, определялись направления работы, формулировались задачи для каждой группы, указывались способы источников информации по каждому направлению. Данный этап заканчивался представлением участников проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
Руководитель: функции наблюдателя, помощника, экспериментатора.
3 этап – информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
На данном этапе происходил поиск необходимой информации, сбор данных, изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме. Совместно с учащимися была подобраны и систематизированы имена по происхождению, по обозначению и пр., которые мы использовали в нашей работе в качестве основной части нашей проектной деятельности.
4 этап – рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Здесь были определены способы обработки полученных данных. Ребята представили свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденные способы решения проблемы. Результаты представлены в виде творческой работы.
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, презентацию своих творческих работ. Участники обсуждали и анализировали полученную информацию, делились мнениями, задавали докладчику вопросы. Проверялись выдвинутые гипотезы, обсуждались возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Памятка выступающему.
Держись во время выступления уверенно.
Говори чётко, не торопясь.
Придерживайся плана выступления.
На вопросы товарищей отвечай коротко и ясно.
Ищем ответы на вопросы:
Как мы достигли данных результатов?
Что было трудным?
Таким образом, благодаря данному проекту дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместной проектной деятельности мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. В ходе исследования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенной деятельности, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Некоторые дети совместно с родителями обсуждали их работы. Дети представили свои творческие отчеты всему классу, таким образом, произошел обмен опытом.
Следовательно, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя ее цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся развивают коммуникативные УУД.

Заключение

Благодаря использованию учебного проекта в образовании младших школьников повышается вероятность формирования коммуникативных УУД учащихся младших классов. Естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил выявить различные подходы к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения учебного проекта на уроках литературного чтения.
Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования однозначно указывают на то, что действительно, если в педагогическом процессе будет использоваться учебный проект, то уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников будет выше. При условии если, учебный проект носит творческий характер; обучение предполагает исследовательскую деятельность; на уроках литературного чтения используются средства ИКТ.
Практика показала, что интерес к изучаемому материалу возникал у детей тогда, когда они самостоятельно открывали для себя новые знания, способы и необходимость и применения. Все эти процессы происходили во время исследовательской деятельности, которая неотделима от учебного проектирования. Следовательно, учебный проект необходимо включать в педагогический процесс, так как необходимо зажечь ребенка радостью познания, что заставит его стремиться к новым знаниям, что поможет нам прочесть в его глазах увлечение, нетерпение, желание учиться. Мы рекомендуем использование проектного обучения учителям начальных классов. Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.











Библиографический список использованной литературы

Ануфриева С.Р. Использование компьютера при создании проектов // Начальная школа. 2010. № 7.С. 53-55.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: АРКТИ, 2006. 178 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа 2005. № 9. С. 55 – 58.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 96 – 101.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. 201 с.
Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда // Начальная школа. 2002. №12. С. 35 – 39.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006. № 1. С. 17 – 27.
Корчажкина О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика. 2008. №8. С. 29 – 35.
Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2010. № 10.С. 42-45.
Мануйлова Е.И. Проектирование творческих учебных заданий: спецкурс для студентов // Начальная школа. 2003. №8. С. 51 – 55.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности // Народное образование. 2000. № 8 – 9. C. 151 – 157.
Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения: методическое пособие / под общ. ред. Н.В. Калининой, А.П. Мишиной, В.В. Зарубиной. Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 52 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. 110с.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4. С. 17 – 21.
Пахомова Н.Ю. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности // Начальная школа. 2010. № 11. С. 52-56.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Просвещение, 1998. 190 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100») [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2010. 176 с.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М.: Ладога-100, 2002. 169 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 176 с.
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников // Начальная школа. 2009. № 1. С. 69-71.
Приложения

Приложение 1.
Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по образовательной системе «Школа 2100»в начальной школе

Классы
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Понимать другие позиции (взгляды, интересы)
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

1-2 классы –
необходимый уровень
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

3-4 классы –
необходимый уровень

(для 1-2 класса – это повышенный уровень)
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ.
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; прове-рять себя);
– отделять новое от известного;
– выделять главное;
– составлять план
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Повышенный уровень
3-4 класса

(для 5-6 класса – это необходимый уровень)


При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению
Понимать точку зрения другого (в том числе автора).
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, догова-риваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений












13PAGE 15


13PAGE 14215




Объект 1Root Entry