Доклад Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района Воронежской области
Выступление на методическом объединении
учителей - предметников
Д О К Л А Д
«Использование
проблемно-поискового метода
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
Вышлова Ольги Ивановна
учитель русского языка и литературы
март 2016 уч. год
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.
Наше сложное время ученые называют переходным этапом к новому человеку и новому сознанию. Приходит новое поколение детей, и подход к ним нужен иной, новый.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.
Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Нет более трудной и серьезной задачи, нежели вызвать интерес к нашему предмету, научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, научить их учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и умений, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, диалогического взаимодействия применяю активные и интерактивные методы, приемы мыслительной деятельности.
Для развития творческого мышления большое значение имеет создание в ходе работы над новым материалом проблемных ситуаций. Проблемными остаются такие задания, вопросы, задачи, решение которых ученику кажется возможным, посильным и которые в то же время не могут быть решены без каких-либо дополнительных сведений, еще неизвестных учащимся. Чтобы создаваемая учителем ситуация действительно оказалась проблемной, она должна мотивировать умственный поиск учащихся, заинтересовать их, заключать в себе стимул к поиску.
Ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения
Действия учителя
Действия ученика
-Создает проблемную ситуацию;
-Организует размышления над проблемой и ее формулировкой;
-Организует поиск гипотезы;
-Организует проверку гипотезы;
-Организует обобщение результатов и применение полученных знаний
-Осознает противоречия в изучаемом явлении;
-Формулирует проблему;
-Выдвигает гипотезы, объясняющие явления;
-Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач;
-Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
4 – й шаг. Планирование решений. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п..
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Приведу конкретные примеры использования проблемно-поискового метода на своих уроках русского языка и литературы.
Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Анализ Учитель Ученик
Создание проблемной ситуации – Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы Распевать песни – петьСбежать вниз – бегПредлОгать дружбу – предлог
Побуждение к осознанию противоречия
 
 
 
Побуждение к проблеме
  – Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.
– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?
– Как мы проверяли слова?
– Применимо ли это правило в последнем случае?
– Чем же мы будем сегодня заниматься? – Здесь написано предлАгать.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
– Безударную гласную ставили под ударение.
– Нет
– Изучать новое правило о правописании безударных гласных.
Побуждение к гипотезе
 
Побуждение к проверке – Найти нужное правило нам помогут слова на доске.
– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?
– Как это можно проверить?
– Выполняйте.
– Сформулируйте правило Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать
– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.
– Распределить в два столбика.
– Подобрать ещё примеры.
– В корнях -лаг/лож- ….
Задание на формулирование темы – Какую же тему мы сегодня изучили?
– Так… ещё какие варианты?
– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника
– Оформите правило графически в схеме. – Правописание безударных гласных О, А
– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-
 
 
При изучении темы «Буквы Е, И в приставках пре-, при-» использую побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Учитель Ученики
- Прочитайте стихотворение.
- Выделите приставки в выделенных словах. (предъявление первого факта)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
- Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Прибыл поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой,
Пре- мы напишем при этом.
(Э.Успенский)
Выделяют, испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)
Приставки отличаются буквами Е, И (осознание противоречия)
От каких условий зависит правописание пре-, при-? Когда пишется И, а когда Е? (учебная проблема как вопрос)
Об этом предстоит узнать.
Такой метод ставит учащихся в позицию активного участия в познавательном поиске. Выполняя поставленные познавательные задачи и учебное задание, они с помощью учителя формулируют проблему, выдвигают гипотезу, анализируют и обобщают факты, делают выводы и решают проблемы.
Интересен прием «яркое пятно» (сообщение темы с мотивирующим приемом).
Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи».
Учитель: Мы сегодня познакомимся с частью речи, о которой Е.Поляков писал:
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
- Кто догадался, о какой части речи написано в этом стихотворении?
- Верно. Имя существительное – тема нашего урока.
Итак, применяя проблемно-поисковые методы, включаю учащихся в поисковую деятельность, которая требует от них нового оригинального подхода или способа решения.
Р.Декарт писал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Применение эвристического метода заставляет учащихся самих искать правильное решение, делать выводы, выполнять самостоятельные работы, устанавливать те или иные закономерности, мотивировать свои действия, систематизировать и творчески применять полученные знания, использовать их в практической деятельности и устных ответах.
На уроках, используя этот метод, предлагаю учащимся самостоятельно, по опознавательным признакам формулировать правило. Например, тема «Чередование гласных в корне -лаг-, -лож-». (5 класс)
На доске написаны примеры, где цветными мелками выделена орфограмма.
слагать сложить (нет а)
излагать изложить (нет а)
возлагать возложить (нет а)
прилагать приложить (нет а)
Учащиеся сами формулируют правило. Слушаю ответы, потом проверяем по учебнику. Дети рады, что они сами справились с трудной задачей. Такой метод очень нравится ребятам.
Постепенно задания усложняются. Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у учащихся не только возникают проблемные вопросы и ситуации, но и стремление самостоятельно их решить.
Стараюсь как можно чаще использовать метод «ученик в роли учителя». При объяснении нового материала разрешаю ученикам самим объяснять новую тему. Для этого они готовят таблицы, схемы, красочные рисунки. Это очень «подстегивает» ребят, всем хочется побывать в роли учителя. Мысль о необходимости давать ученикам возможность быть учителем неоднократно высказывала Н.К.Крупская: «Каждый ученик должен являться в одно и то же время и учеником, и учителем… Ребенок охотно берет на себя роль педагога». Чтобы ученик сам направлял свое мышление, важно научить его осознавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции. Мышление, таким образом, как бы начинает формировать себя.
Очень эффективно применение изложения информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким и запоминающимся текстом получает задание изложить информацию так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.
Составить деформированный текст достаточно сложно, поэтому начинаем с редактирования отдельных предложений, затем – текстов. Потом переходим к составлению предложений с речевыми ошибками и уже на заключительном этапе – к составлению деформированных текстов (сначала в
группе, потом – самостоятельно).
Если задания используются в классах, где учащиеся владеют языковым материалом в разной степени, возможна формулировка всего комплекса заданий (от репродуктивного – к частично-поисковому – к поисковому) на основе одного текста.
Поисковые упражнения могут использоваться как для индивидуальной, фронтальной, так и для коллективных (парной, групповой, межгрупповой) форм организации учебного пространства.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
На уроках русского языка целесообразно и эффективно не только использование уже готовых схем и таблиц, но и составление собственных.
В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.
При изучении лексики спрашиваю у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей это вполне проблемная задача.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Использование проблемно – поисковых методов на уроках литературы.
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», говорил Е.Н.Ильин.
Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Зачем? Чтобы понять, какой вопрос волновал автора, какие пути решения он предлагает.
Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении, развивает мыслительные процессы. Приведу пример выявления проблемы на основе сказки.
Эффективность технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, выбираю такую форму урока, как диспут или дискуссию. Элементы проблемного обучения ввожу уже в 5 классе.
Например, начиная работу по сказкам, говорю детям о том, что сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками, которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – это то, что всегда волновало человека. Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений и размышлений народа о разных явлениях жизни. И прошу назвать детей проблемы, которые звучат в известных сказках: «Репка» (проблема коллективного труда), «Волк и козлята» (проблема жестокости), «Теремок» (жилищная проблема). Для того чтобы проверить понимание учениками понятие «проблема», прошу соотнести темы и проблемы.
Темы Проблемы
Природа А. Любовь к чтению
Чтение Б. Роль искусства в современной жизни
Искусство В. Положение человека в социальной среде
Обществознание Г. Отношение человека к природе
При работе со сказками широко использую на уроках форму «Сочинение сказки».Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели - усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок. На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).
Учебная ситуация Мотивирующий приём
И.А. Бунин “Детство”
Л.Н. Толстой “Детство” Рисунок “Детство”
Ассоциативный ряд со словом “детство”
В.И. Белов “Скворцы” “Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку”. “Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной”
Вопрос: – Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).
В своей работе часто использую ребусы. Сначала знакомлю учащихся с секретом чтения ребуса, затем предлагаю разгадать ребусы. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем ставлю проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.
При изучении повестей и романов целесообразно предлагать ребятам составлять диаграммы и графики жизни героев или их чувств. Эта работа дает повод задуматься над композицией произведения, поразмышлять над основными эпизодами. Выполнение диаграмм от имени разных персонажей или от имени одного, но разными учениками дает возможность сравнить восприятие, понимание основной мысли произведения, придумать дальнейшее развитие событий. Бывает, при защите диаграмм завязывается спор, какой момент можно считать кульминационным. Это заставляет ребят размышлять, обращаться еще раз к тексту и делать выводы.
Интерес у ребят вызывает и работа с литературоведческим или лингвистическим лото. На иллюстрациях к произведениям, выполненных самими учащимися, они выписывают термины и определения к ним. Затем разрезают на части и перемешивают. Другой ученик должен так расположить части, чтобы потом при склеивании скотчем выявилась иллюстрация, где части правильно соотнесены.
Очень интересен для исследовательской деятельности метод проектов.
Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника.
Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Работая в среднем звене, я использую такой принцип работы.
По рассказу И.С. Тургенева "Муму" распределяются задания таким образом:
1) начертить схему композиции рассказа и доказательно объяснить все элементы композиции;
2) нарисовать иллюстрации к рассказу, включая интерьер каморки Герасима;
3) инсценировать 1-2 эпизода ( "Муму у барыни", "Народ у каморки Герасима")
4) написать свое продолжение рассказа;
5) выписать тропы и определить их роль в описании героев, в ходе повествования.
К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять.
Но не менее важным является и подведение итогов на уроках.
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Использую разнообразные формы рефлексии: написание синквейна, устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия. Особенно интересно проводить такие уроки в среднем звене. Мы с пятиклассниками создали альбом, где они записывают свои удачные работы и иллюстрируют. Мы его назвали: «Времена года».
Какую бы технологию я не использовала, стараюсь заинтересовать детей творчеством, желанием решать всевозможные задачи и находить новые. Каждый урок должен быть открытием и для ученика, и для учителя, приносить радость познания.
Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. На мой взгляд, слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».