Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе


ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
(выступление на мо учителей начальных классов ,март 2016 год)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности самостоятельно мыслить, принимать решения, отстаивать свою точку зрения.
Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания.
Технология проблемного диалога универсальна, то есть, применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель знает, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. А учитель должен лишь направлять эту деятельность и в завершении подводить итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость.
На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь, и им очень нравится , что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
Классификация методов проблемного обучения производилась в связи с особенностями учебной деятельности учащихся. Проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращенные».
В своей работе я чаще всего использую «классическую» постановку проблемы, которая заключается в создании учителем проблемной ситуации и выхода из нее.
Возможны три принципиально разных выхода:
-учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему
-ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему
-учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему
Таким образом, существует три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.
Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.
К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся:
-подведение к теме урока;
-сообщение темы с мотивирующим приемом;
Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и поэтому лишь имитируют творческий процесс.
«Сокращенный» поиск решения состоит в том, что учительпошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без нее. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.
Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения- понимание материала большинством класса. Учебная проблема существует в двух основных формах:
-как тема урока;
-как несовпадающий с темой урока вопрос , ответом на который является новое знание;
Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
-побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-подводящий к теме диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом;
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1.Создание проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2.Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации.
Представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3.Побуждения к формулированию учебной проблемы
Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4.Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой(«нет», «не правильно»).На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала -поддерживающий кивок головой и слово «так».
Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к переформулированию учебной проблемы репликами «Кто еще хочет сказать?», «Кто думает иначе?», «Кто может выразить мысль точнее?»
Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему(логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные(вспомнить, выполнить по образцу);мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной задачи. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Сходство методов заключается в том, что они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Различие методов – в характере учебной деятельности школьников, и, следовательно, в развивающем эффекте.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.
Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется только тема урока.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение позволяет учителю широко использовать все многообразие методов, форм и средств обучения.
Кроме того, проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением в реализации развивающего образования, поскольку:
-обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
-эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников;
-воспитание активности:
-позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» новых знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и, поэтому объективно необходима каждому учителю.