Доклад к презентации на тему: Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе


Воронокский филиал МБОУ «Крупецкая СОШ»

ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Использование инновационных технологий)
Презентация учителя
начальных классов
Воронокского филиала
МБОУ «Крупецкая СОШ»
ПЕХОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
СЛАЙД1
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.Вот уже я третий набор детей обучаю по УМК «Школа России» и применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого человека. Программа построена на диалоге с ребенком. Я не просто сообщаю тему урока, ребенок сам открывает для себя ту или иную тему. Поэтому мне бы хотелось поделиться некоторыми своими наработками и удачными формами работы, которые я применяю. Каждый начинающий работать по этой системе сталкивается с проблемой, где большинство уроков построены с учётом использования проблемно – диалогической технологии. Я заинтересовалась этой технологией и изучила её.
   В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Одной из таких технологий использования в моей педагогической деятельности является проблемно-диалогическое обучение.
Слайд 2
В Концепции модернизации российского образования записано:
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования
СЛАЙД 3
Тема педагогического исследования: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».
Гипотеза: использование проблемных заданий и вопросов оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей обучающихся и повышает мотивацию детей к обучению.
СЛАЙД4
Актуальность опыта:
Работая продолжительное время в школе у меня, как у думающего, небезразличного, ищущего педагога) возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности различные педагогические технологии в том числе и инновационные.   
постоянно задавала себе вопросы:
- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать так, чтобы каждый ребенок был активным участником процесса?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Актуальность решения этой проблемы подтверждается на практике начального обучения и противоречиями:
Необходимость общекультурного, личностного, познавательного развития учащихся
Ориентация педагога на конечный знаниевый результат


Сформированность компонентов учебной деятельности – одна из составляющих успешности обучения в школе
Недооценка её в практике начального образования


Слайд5
Названные противоречия обусловливают необходимость разработки приёмов организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивают эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию младших школьников, что и составляет проблему данной презентации
СЛАЙД 6
Цель педагогического исследования:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ребёнка;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности;
- развитие речи Обучающихся;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
Слайд7
Новизна работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения.
Практическая значимость заключается в возможности использования практической части работы, разработанной и апробированной автором, стремящимся создать на уроках проблемно-развивающую среду.
СЛАЙД8
Причины возникновения проблемно- диалогического обучения:
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ И САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.
2. ПОТРЕБНОСТЬ САМОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕСС.
   СЛАЙД 9
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность обучающихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
СЛАЙД 10
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Слайд11
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
СЛАЙД12
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага.
Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага.
Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.
Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
СЛАЙД13
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
Например:
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Вопрос был один? А мнений сколько?
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Слайд14
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые различаются по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.
Для Сообщения темы с мотивирующим приемом существуют специальные приёмы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
СЛАЙД15
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию диалог
представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Слайд16
Алгоритм
Я искала в литературе и на своих уроках и уроках коллег примеры фрагментов, содержащие проблемные ситуации. Постепенно сложился алгоритм действий, который можно использовать для того, чтобы освоить проблемный метод обучения.И научить этому, можно только начиная с начальной школы.
Слайд 17.
Следуя алгоритму действий ,появилась структура ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
1 ЭТО ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
тему урока или вопрос для исследования
интерес к новому материалу, познавательная мотивация
2 ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
открытие» нового знания
подлинное понимание учениками материала
СЛАЙД18
Применение диалогово -проблемной технологии на примере фрагмента математики
Шаги
диалога УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
1 - Вы смогли выполнить данное задание? - Нет.
2 - Но вы же только же умножали на 6? Почему же это задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия) - Там мы умножали однозначные числа, а здесь двузначные. Это мы не умеем делать. (осознание противоречия)
3 - Какую проблему мы сегодня будем исследовать? (побуждение к формулированию проблемы) - Будем создавать алгоритм умножения двузначных чисел на однозначные. (учебная проблема как вопрос, совпадающий с темой урока)
слайд19
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Слайд 20
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.