Доклад Проблемно-диалогическое обучение как средство повышения качества образования

диалогическое обучение

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Использование  проблемно-диалогической технологии обучения дает такую возможность. Технология проблемного диалога – современная образовательная технология деятельностного типа, поэтому позволяет реализовать требования ФГОС.
Сегодня в большинстве своем мы имеем ученика, который нас не видит и не слышит на уроке. А на нашу просьбу воспроизвести учебный материал или выполнить практическое задание отвечает отработанной фразой: «Я не понял!». В отличие от городских школ, родители наших школьников гораздо меньше уделяют времени своим детям при подготовке домашнего задания. Сельскому учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогического обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, понимаются лучше, таким образом, нет необходимости дома просто зазубривать правила, которые детям не всегда понятны. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам», говорил Сократ.
Проблемно – диалогическое обучение успешно заменило традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса. Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания. Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога. Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Например, 6 класс. Тема: Задачи на проценты.
Учитель: Если цену товара повысить на 10%, а в новом году снизить на 10%, изменится ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку). Ученики: Цена товара не изменилась. (Житейское представление)
Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (Предъявление научного факта). Ученики: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Учитель: Итак, что вы сказали сначала? Ученики: Что цена не изменится. Учитель: А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученики: Цена уменьшилась (осознание противоречия). Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)Ученики: Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).
6 класс. Тема: Признаки делимости на 2; 5; 10.
Для решения проблемной ситуации учащимся необходимо было выдвинуть гипотезу, проверить её и сформулировать выводы.
На доске записаны числа: 7 432 815, 134 560, 32, 578 736, 9873.
Учитель: Не производя действия, из данных чисел выбрать те, которые делятся на 10, на 5 и на 2. Ученики называют.
Учитель: Запишите несколько многозначных чисел, делимость которых на 2, 5, 10 можно предугадать. Ученики записывают самостоятельно.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10. Ученики формулируют признаки.
Учитель: Ребята, а не проще ли разделить, чем запоминать признаки и использовать их? Ученики высказывают предположения, проверяют, выполняя непосредственно деление.
Учитель: А что по этому поводу нам расскажет учебник?
Организую сопоставление с учебником и формулирование окончательных выводов.
7 класс. Тема: Сумма углов в треугольнике.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 1000, 2000, 6000.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученики: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- Постройте треугольник с двумя прямыми углами.
- Постройте треугольник с двумя тупыми углами.
- Постройте треугольник с тупым и прямым углом.
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
Подводящий диалог – это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем.
Например, 5 класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Учитель Ученики
- Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры.
Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.
Предлагаются примеры. Сравнить ;  и . Чем отличаются от предыдущих примеров?
- Числители и знаменатели разные.
-Над чем на уроке будем работать?
-Сравнение обыкновенных дробей. (тема урока)
- Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы)
- Правила сравнения обыкновенных дробей.
- Какие дроби мы уже умеем сравнивать?
- С одинаковыми знаменателями и числителями.
- Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями? Какие есть гипотезы?
-Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (формулировка правила, открытие нового знания)
Урок геометрии в 8-м классе. Тема: «Подобные треугольники»
Учитель: У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их. Ученики рассматривают треугольники.
Учитель: Уберите лишний треугольник. Почему именно так сделали? Ученики убирают один треугольник. Потому, что оставшиеся два похожи.
Учитель: Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольников?
Ученики: стороны и углы.
Учитель: Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?
Ученики: углы равны, так как при наложении совпали.
Учитель: А стороны? Давайте их измерим.
Ученики: Стороны 1-го в два раза больше сторон 2-го.
Учитель: Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?
Ученики: У них углы равны, а стороны пропорциональны.
Учитель: Такие треугольники называются подобными. Дайте определение.
Ученики формулируют определение.
Учитель: Значит, тема урока сегодня?
Ученики: Подобные треугольники.
Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так он вызывает внутреннюю познавательную мотивацию школьников. Затем учитель также при помощи побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками.
Еленой Леонидовной Мельниковой, автором технологии, раскрывается стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации,
осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
доказательство гипотезы,
проверка правильности решения проблем.
Важно грамотно подойти к созданию самой проблемной ситуации на уроке. Е.Л. Мельникова различает два типа проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением (в соответствии с тем, какую реакцию они вызывают у школьников).
Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем предъявляет научный факт.
Приемы создания проблемных ситуаций с затруднением.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, несходным с предыдущим
Прием 5 состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие.
Прием 6 выполняется в два шага. Сначала учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у детей возникает требуемое замешательство.
Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, фрагменты из художественной литературы и др. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.
Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек подсчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось «придумать» дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе – положительными. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
5 класс. Тема: Решение уравнений.
На доске: 6(x-3)=36; a-4+b; (x+8) : 2=15; 4b; 7,5s-3k; 56 –(2x+6) = 16; 6m-1.
- Внимательно изучите запись на доске и ответьте на вопросы.
- На какие две группы можно разделить написанное?
- Как можно назвать каждую из групп?
- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?
- А вторая? Почему? (Уравнения. Их можно решать)
В своё время выдающийся ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Мне приходится делить время между политикой и решением уравнений. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
– Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
8 класс. Теорема Виета.
Звучат стихи Александра Гуревича, посвященные теореме Виета:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни – и дробь уж готова,
В числителе «с», в знаменателе «а».
А сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь эта, что за беда?
В числителе «в», в знаменателе «а»!
9 класс. Геометрическая прогрессия
Легенда об изобретателе шахматной доски.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы: «Так, кто точнее сформулирует?», «Какие мнения еще есть?».
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.
Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждение к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
На уроках учитель стимулирует к выдвижению и проверке гипотез, если они не выдвигаются или среди выдвинутых нет правильной, делает подсказки, или сообщает решающую гипотезу.
Сложные моменты изучаемой темы может вполне рассказать учитель. Важно не то, чтобы ученики сами "открыли" все новые знания, важно чтобы они приняли в этом участие. На этом этапе урока "самостоятельное" открытие знания детьми получается не всегда, но к этому следует стремиться. После совместного открытия важнейших знаний на этом этапе важную роль играет работа с учебником. После обсуждения полученной версии решения проблемы, учитель просит проверить ее правильность с помощью чтения книги про себя. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
Очевидно, что проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Взаимодействие учителя и учеников рассматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.
Технология универсальна в использовании, так как может быть применима учителями с высокой планкой мастерства, так и начинающими педагогами.
Технология проблемного диалога применима на любом предметном содержании и любой ступени, в классах с различным уровнем подготовки.
Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»
Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»
На мой взгляд, особенно уместна на этапе совместного «открытия» знаний организация групповой работы учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.
Приведу примеры проблемного диалога на уроках других предметов.
Урок литературы в 6-м классе по теме «Образ Бирюка»
Анализ
Учитель
Ученики


Предъявление первого факта
- Кто главный герой рассказа И. Тургенева «Бирюк»?
- Лесник, которого все называют Бирюк.


- Слово «бирюк» устаревшее. А что оно обозначает?
- Угрюмый, нелюдимый, злой человек

Предъявление второго факта
- Ребята, а вам самим понравился Бирюк?
- Да, нам он понравился.
(Проблемная ситуация.)

Побуждение к осознанию
- Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо?
- Бирюк нам понравился, но само слово обозначает плохие качества. (Осознание противоречия.)

Побуждение к проблеме
- Какой возникает вопрос?
- Почему нам понравился Бирюк?


- Какова тема урока?
- Образ Бирюка


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Переходные и непереходные глаголы»
Учитель
Ученики

- Составьте словосочетания с глаголом «сотрясать» и существительным в винительном падеже.
- Сотрясать воздух, сотрясать землю


- Проделайте то же самое с глаголом «сотрясаться». (Практическое задание, не выполнимое вообще)
Не могут образовать или образуют несуществующие словосочетания. (Возникновение проблемной ситуации.)


Урок биологии 7 класс «Рукотворная жизнь «искусственный отбор».
Анализ
( постановка проблемы)
Учитель
Ученики

Предъявление первого факта.
-Ребята! У кого есть собака? Какой породы ваша собака?
- Ученые подсчитали , что сейчас на земле существуют несколько тысяч пород собак.
Поднимают руки. Называют породу собаки.

Предъявление второго факта.
А сколько было пород собак у древних людей?
Одна!?
(проблемная ситуация)_

Побуждение к осознанию
Так что вас сейчас удивило?
Была одна порода, стало много

Побуждение к проблеме
Какой возникает вопрос?
Откуда взялось столько пород собак?

Вопрос
Фиксирует вопрос на доске



Урок биологии 8 класс «Неутомимое сердце»
Анализ
( постановка проблемы)
Учитель
Ученики

Задание на известный материал
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб. см. крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?

70 х 40 = 2800 раз сокращается за 1 урок.
2800 х150 = 420.000 куб. см. = 420 л. крови перекачивается за 1 урок
420 л. х 6 уроков = 2520 л. крови перекачивается за 6 уроков

Задание на неизвестный материал
Чем же объясняется такая высокая работоспособность сердца?
Испытывают затруднение

Побуждение к осознанию
В чем затруднение?
Мы не изучали, как работает наше сердце

Побуждение к проблеме
Какой возникает вопрос?
Как работает наше сердце

Вопрос
Фиксирует вопрос на доске



Результаты применения технологии:
1.Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная методика не дает полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится все заново объяснять.
2. Метапредметные результаты проблемного диалога – УУД (общеучебные умения), которые делятся на три группы: Познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становлении познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречия и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются приемущественно за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать в парах, и в группах, школьники учатся слышать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель рока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы, эскизы и т.д.
Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные слабо, а регулятивные не развиваются вообще.
3. Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Рисунок 1