Обобщение педагогического опыта по теме «Проблемно-диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы».


Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Проблемно-диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы».
Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Накопив немалый педагогический опыт, работая по программе развивающего обучения Л.В. Занкова, я безболезненно приняла условия нового стандарта, и в нем нашла ответы на волнующие меня вопросы: Как этап изучения нового материала на уроке сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать каждого ребенка активным участником учебного процесса? Как не допустить перегрузки детей, несмотря на большой объем знаний? Как максимально развить способности каждого ребенка? Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Курсы повышения квалификации, встречи с авторами учебников, изучение публикации Е.Л. Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика», М.И. Махмутова «Организация проблемного обучения в школе, содержательная линия программы«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, по которой я начала работу со стартом ФГОС, помогли найти ответы на поставленные вопросы. Всё это повлияло на выбор темы самообразования «Проблемно-диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы»
На любом современном уроке нельзя обойтись без данной технологии или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии состоит в развитии высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, создании проблемных ситуаций на уроке.
Обращаясь к данной технологии, мы достигаем следующих ценностных ориентиров:
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
слайд
Цель моей работы: создать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций. слайд
Это позволяет решить следующие задачи: слайд
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
- формирование компетентности;
Что значит «Проблемно – диалогическое обучение»?
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога
Проблемная организация образовательного процесса предполагает самостоятельное выполнение учащимися следующих функций: целеполагание, планирование работы, изложение нового учебного материала, контроль и коррекция учебной работы.
Безусловно, построение проблемно-диалогического урока предполагает особую структуру.
Работая над проблемной темой, я выделила для себя следующие методы:
сообщение темы с мотивирующим приемом.
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог; (слайд)
При использовании метода с мотивирующим приёмом наиболее удачным является специальный прием "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Второй прием «актуальность» позволяет учащимся ответить на вопрос «Для чего изучается данная тема?»
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.
В ходе побуждающего диалога сначала создаю проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогаю ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. В ходе подводящего диалога предлагаю посильные ученикам вопросы и задания. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивать логическую цепочку к новому знанию.
Из своего опыта могу сказать, что ученик не может знать заранее многих новых слов. Я не требую от ребенка сразу грамотного ответа, он тогда просто замолчит. Пусть ребенок говорит, как может, объясняя свою мысль, а я буду говорить правильно. Я стараюсь приветствовать разные ответы учеников, многие из них оказываются неправильными, у меня всегда остается возможность поправить и подкорректировать высказывание школьника.
Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Слайд
Урок русского языка по теме «Правописание приставок –рас и –раз»
Таким образом я помогаю ученикам сформулировать тему урока.
Побуждающий метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1)создания проблемной ситуации (слайд )
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации
3)побуждения к формулированию учебной проблемы
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
При создании проблемной ситуации я использую следующие приемы,о которых вы можете узнать из созданного мною буклета. (приложение, таблица 1)
Приведу примеры побуждающего диалога на уроках. Вашему вниманию представляю фрагменты урока(видеоролик)
Побуждающий диалог от проблемной ситуации (Приложение таблица2)(слайд)
При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».
Реакция на неожиданные формулировки. слайд
Самое главное для меня в данном случае: недопустимо реагировать на ошибки отрицательной оценкой.   Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание.
Мною разработана система поэтапного внедрения данной технологии в работу. На этом слайде и представлены этапы ее реализации.
Таким образом, я убедилась, что проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. на моих уроках постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями, а кроме того, использование данной технологии помогает решать и многие воспитательные задачи.
Сегодня, когда мои дети учатся по новому ФГОС уже четвертый год, я с уверенностью могу сказать, что для меня технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии, доказательством чего являются успехи моих учеников
Они активно участвуют в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Число участников ежегодно растет. (слайд)
Участие обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, различных творческих конкурсах школьного и муниципального этапов.
Наблюдается положительная динамика в росте качества знаний учащихся.
А также наблюдается динамика в росте уровня сформированности УУД.
Приложение
Таблица 1
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?  
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая будет тема урока?
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?  
Таблица 2

Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)? Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Сформулируйте проблему!
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Таблица3
Реакция на неожиданные формулировки.
14738351111250035566359334500
12065114300Принятие неожиданной формулировки
00Принятие неожиданной формулировки
343027011430Побуждение к переформулировке00Побуждение к переформулировке

3432810-1905Кто думает иначе?
00Кто думает иначе?
1460510795так
00так

Таблица 4
Этапы внедрения проблемно-диалогического обучения
Классы Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана. Результат своей деятельности соотносить с целью и оценивать его.
1 класс Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предложение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2 класс Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейший приборы и инструменты).
Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3 - 4 класс Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.