Организация учебно — исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действи

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно – эстетического профиля»








Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий.





Соколова Галина Михайловна,
учитель начальных классов.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







г. Нижневартовск, 2014 год.

Содержание


Введение.
2

Основная часть.
4

Заключение.
9

Список использованных источников
11

Приложение 1
12

Приложение 2
17

Приложение 3 19
Приложение 4 30




























1.Введение.

Человек обучается и воспитывается всю жизнь. Даже на уровне биологического существования процветающими оказываются те виды, которые быстрее и успешнее перестраиваются под изменения окружающей среды. Это называется естественным отбором.
Конечно, человеческое общество существует по другим законам, но необходимость идти в ногу со временем пока никто не отменял. С другой стороны, наше развитие всегда требует большего, чем элементарное приспособление, ведь главное предназначение человека - реализовать заложенные в нем самой Природой созидательные способности. А для этого он должен быть воспитан гармоничной, высоконравственной, творческой личностью и конечно, личностью деятельной.
За последние десятилетия наша страна пережила социальные и экономические изменения. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. Школа сегодня пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно учить детей ни конкретным предметным знаниям и навыкам, в рамках отдельных дисциплин, а вооружить такими универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком, психологическом значении, «как совокупность действий учащегося, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».
Все вышесказанное обязало перейти с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение преобразовалось в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Ведь стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с компьютерами, испытывают дефицит общения. Они не могут играть в коллективах, почти не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
На мой взгляд, наиболее эффективной педагогической технологией, дающей положительные результаты развития УУД, является исследовательская технология. Она способна компенсировать данные издержки быстро изменяющейся действительности, развить мышление учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление, сравнение, обобщение).






































Основная часть.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека.
Теория Александра Ильича Савенкова и исследовательской опыт трудов классиков педагогики Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо доказывают, что метод проектов и  деятельностный подход в обучении, как нельзя лучше решают задачи новой школы.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Отличие исследовательской деятельности от научной состоит в том, что в результате е учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности.
Поэтому, применяя исследовательскую технологию в обучении, использую педагогическую модель «обучение через открытие»;
Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов;
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций; Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал»;
Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным участником.
При обучении способности проектировать, использую компетентностно - ориентированные задания (Приложение№1), так как они содержат:
- учебный материал отличающийся проблемностью;
- ситуаций, которые жизненно важны для учащихся, которые встречаются в повседневной жизни;
- нестандартные ситуаций, приближенные к реальным;
- учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер;
- практические ситуации;
- стимул для самостоятельного добывания знаний учащимися;
- выстраивания партнерских отношений, дети становятся активными организаторами;
- самооценку учебной задачи и деятельности.
По методике Хуторского А.В., компетентностно - ориентированные задания обязательно должны содержать стимул, задачную формулировку, указание на источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки.
Достоинства данного метода:
- высокая степень самостоятельности; инициативность учащихся к познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе парных, групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В своей работе я придерживаюсь следующей организации учебно-исследовательской деятельности - это
- принцип последовательности;
- принцип уровневости;
- принцип временного развития;
- принцип разнообразия;
- принцип постоянного совершенствования.
Принцип последовательности предполагает организовать учебно-исследовательскую деятельности, учитывая выбор интересующей исследователя темы, соответствующей возрасту.
Принцип уровневости включает в себя управление учебно-исследовательской деятельностью на всех этапах организации работы юного исследователя: педагогический коллектив, родители ученика, иные социальные сферы (по необходимости).
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого учебного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, консультация и привлечение к работе от одного до нескольких научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: проведение праздника, участие в образовательном событии, акции, концерт, защита проектов, открытый урок, мастер класс. Всё это дает учащимся широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации. Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу.
Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников учебно-исследовательской деятельности.
Используя эти этапы в учебном процессе видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить чтко, регулируя громкость голоса в
зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)
Таким образом, в результате проведнных исследований ребнок получает не только определнный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, то есть возможности формирования личностных УУД. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Необходима систематическая организация исследовательской деятельности ежедневно и на протяжении всех четырх лет обучения в начальной школе. Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при е проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем.
Оптимальным методом в развитии и обучении учащихся, по моему опыту, считаю использование в работе уроков – проектов (Приложение №3). Эта форма развития малозатратна по времени и эффективна в обучении исследовательскому процессу. По структуре урок сохраняет свою классическую форму, но основной колорит вносят компетентностно - ориентированные задания, которые задают стимул к достижению поставленной цели. Новизна таких уроков состоит в подборе социально значимого материала для работы над темой – проектом. Например: «Использование табличных свойств умножения и деления в проекте «Праздник». Эффективен урок – проект на этапе отработки нового материала или его закрепления, так как сопровождается не только закреплением теоретического материала, но и практической исследовательской работой.
Готового материала для организации учебно – исследовательской деятельности на уроке по определённой теме нет, поэтому учебное исследование и компетентностно – ориентированные задания как дидактический материал учитель разрабатывает сам. В этом и проявляется новаторство учителя.
Обучение исследовательским умениям осуществляю на доступном для детского восприятия уровне. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится. Но пропедевтическая работа ведется:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком-исследованием (под руководством учителя)
- кратковременными наблюдениями-исследованиями с описанием (под руководством учителя).
Для формирования регулятивных УУД у младших школьников мною был организован проект на уроке литературного чтения: «Летательные аппараты в сказках», цель исследования выяснить: «Почему предметы летают?»
Учениками была создана выставка сказочных и современных летательных аппаратов. Принесли метлу, ковёр самолёт, ступу, башмачки, сапоги – скороходы, сани. Они заострили внимание на том, что нужно очень внимательно читать сказки, чтобы пополнить выставку. Затем поступило предложение создать портретную галерею героев из сказок, кто пользовался этими средствами передвижения. Детям было предложено провести исследовательскую работу и сравнить летательные предметы, используя материал разных сказок. Дети составили викторину о сказочном транспорте.
Работа над проектом длилась в течение двух недель.
Со второго класса занятия исследовательской деятельностью проводятся 1 час в неделю. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа выстроена по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности,
такими как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с
соблюдением всех этапов), по различным темам. Организована совместная деятельность, направленная на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Например, тема исследования «Русский сувенир». В процессе рассуждений учащиеся формируют проблему. Ставится цель. Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
Провожу кратковременных исследований в рамках изучения программного материала различных учебных дисциплин.
В 3 классе продолжаю теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности 1 раз в неделю. На занятиях продолжается знакомство с теорией исследования, структурой, методами исследования, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования. На занятиях используются игровые методы, путешествия, сказочный материал – это облегчает усвоение теоретического и исследовательско - практического материала. Проводя коллективные исследования на тему, например «Свойства земли». У ребят возникла творческая исследовательская работа «Песочная феерия». Активность возрастает, больше интересных, неординарных подходов и предложений рождается в осуществлении исследовательской, а потом и творческой деятельности.
В третьем классе учащиеся уже могут самостоятельно осуществлять долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирование. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Ход исследований и правильность выбранного плана работы обсуждается с учителем и прогнозируется дальнейшая работа.
В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются и отрабатываются, практикуются полученные знания. Она становится более самостоятельной,но без внимания наставника не остаётся. (Приложение № 4). Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели. Большую помощь в данной работе оказывают уроки информатики. Учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft World (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.
Над этапом представления результатов исследования приходится работать кропотливо и тщательно, так как будет донесена информация, зависит необходимость и эффективность проделанной работы. Выступление сопровождается выставкой достижений или продуктом исследовательской деятельности.









Заключение

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД. Процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету. Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: «Я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать».
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников
Основной самый важный ожидаемый результат - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт активной, творческой, исследовательской работы; самостоятельное приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, составляющих целый спектр психических новообразований.
Сравнительная диагностика выявила уровень сформированности регулятивных УУД:

методика
автор
показатель

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
по А.Б.Воронцову уровень личностных УУД
Успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению: с 14% до 18%; адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»: с 22% до 28%; адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: с 54% до66%;

«Проба на внимание»
по П. Я. Гальперину и С. Л. Кабыльницкой – отслеживание регулятивных УУД
Увеличение 47% до 49%;

W°«Проба на определение количества слов в предложении»
по С.Н.Карповой – отслеживание познавательных УУД:
Динамика 33 % до 35%;

«Задание  «Рукавички»
по Г.А. Цукерман, – отслеживание коммуникативных УУД
Динамика 62% до 68


Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.



















Список литературы.

А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2005
Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 1984.
А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006
А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005
А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2001.
А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2001






























Приложение№1 Компетентностно – ориентированные задания

Русские народные сказки о животных.
(Ефросина Л.А., 2 класс, 2 часть, стр. 32-35, русская народная сказка «Белые перышки»)

Характеристика задания:
Компетентность: Информационная.
Аспект: Первичная обработка информации.
Структура задания:
Стимул: В нашем округе живёт много видов птиц. Послушайте русскую народную сказку «Белые пёрышки» и примите участие в организации безопасного зимовья птиц.
Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания и вымышленные. (Методика «Верно - неверно»).

верно
Источник
вымышлено

1

Когда глухарь рассказал про зимний холод, то весь дрожал


2

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветвями машут, берёзки золотыми листьями машут.


3

Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.


4

Вырвал лебедь у себя 10 белых перьев и воткнул их в крылья глухарю С тех пор в их крыльях белые пёрышки появились.




Инструмент проверки (ключ):


верно
Шкала оценивания
вымышлено



верно
вымышлено


1
зимний холод и весь дрожал
1 балл
1 балл
глухарь рассказал

2
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветвями машут (от ветра) берёзки листьями машут (от ветра).
1 балл
1 балл
Внизу ели тёмными ветвями машут (жест приветствия), берёзки золотыми (сравнение) листьями машут.

3
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел.
Глаза и брови имеют красный окрас.
1 балл
1 балл
Глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.

4
У глухаря и глухарок в особенности пёстрый окрас.
1 балл
1 балл
Вырвал лебедь у себя 10 белых перьев и воткнул их в крылья глухарю С тех пор в их крыльях белые пёрышки появились.

другой вариант ответа – 0 баллов;
Максимальное количество - 8 баллов


Задачная формулировка: (Методика «Что лишнее?»)
Найдите в таблице лишние источники, которые помогут вам уточнить значение: «Берёзки золотыми листьями машут».


Источник


А
Орфографический словарь

Б
Толковый словарь

В
Словарь синонимов

Г
Учебник литературного чтения

Д
Физическая карта Росси

Е
Фразеологический словарь


Инструмент проверки (ключ): верные ответы: Е – 7баллов, Б- 1 балл.; другой вариант ответа – 0 баллов


Источник:

верно
неверно

А
Орфографический словарь
-


Б
Толковый словарь

1балла

В
Словарь синонимов
-


Г
Учебник литературного чтения
-


Д
Физическая карта Росси
-


Е
Фразеологический словарь

7баллов


Задачная формулировка: (Методика «Ромашка вопросов»)
Придумай вопросы, отражающие содержание текста.

Инструмент проверки (ключ):


Вопросы
баллы

1
Конкретно сформулированный вопрос, например, Какая птица спит в снегу?
2 вопроса-7баллов

2
Вопрос с текстовым материалом, например, самец глухарь похож больше на домашнего петуха, а самка глухарка на курочку.
Как отличить птиц по окрасу?
1 вопрос – 7баллов

другой вариант ответа – 0 баллов.


Задачная формулировка: (Методика «Ключевые слова»)
А) Составить по ключевым словосочетаниям текст.

Времена года – дальняя дорога – зимовье глухарей.

Б) Сделать выборку ключевых слов – составить план.

Инструмент проверки (ключ):
задание
оценивание

А
Текст, составленный по ключевым словосочетаниям
7- 10 предложений
5 -6 предложений
другой вариант ответа
9 баллов
6 баллов

0 баллов.

Б
Составлен план
Подробный
Краткий
другой вариант ответа
9 баллов
7 баллов

0 баллов


Задачная формулировка: (Методика «Продуктивные задания»)
Предлагается создать обращение к жителям Югры, леснику с предложением о помощи в подкормке птиц в зимнее время. Представить листовки с видами кормушек, витаминизированного корма для птиц зимой. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Инструмент проверки (ключ):


Продукт деятельности
оценивание

1
Изготовление и распространение агитационных листовок .
10 баллов

2
Изготовление и развешивание кормушек
10 баллов

3
Сбор корма и подкормка птиц
10 баллов



Умножение чисел 8 и 9, деление на 8 и 9.
(В.Н.Рудницкая, 2класс, 2часть ТПО, стр. 27, № 7)
Стимул: В жизни есть даты, которые необходимо знать. Эти дни необыкновенны тем, что при встрече люди общаются, обмениваются впечатлениями, делятся эмоциями. Так происходит сплочение и дружба людей, у которых общая радость или памятный момент.
Задачная формулировка: На день рождения к Тане пришли 8 подруг. Для всех девочек мам купила 18 пирожных. Сколько пирожных досталось каждой, если девочки разделили их поровну?
1 задание: Запиши, что обозначают действия:
8 + 1 = __ _________________________________________________
18 : 9 = __ ________________________________________________
Ответ: ________________________________________________________



Стимул: Для встречи гостей, необходимо подготовить помещение гостиную.
Что вы можете предложить? - Приготовить стол, за которым нужно разместить гостей.
2 задание: Практическое задание:
Количество гостей вам известно, 8 человек. Составьте задачу, чтобы в ней говорилось о мебели и гостях. Схематически изобразите расположение гостей.




Инструмент проверки:
1) = 9 (ч) будут угощаться пирожным
2) = 2 (п) получит каждый;

Оценивание 7 – баллов;

2.






Оценивание 7 – баллов;
Максимальное количество баллов – 14.












Приложение.№2



Приложение №3 Урок - проект.

Тема: Использование табличного умножения и деления в проекте «Праздник».

Цель урока: научить использовать табличные знания умножения и деления в задачах социального характера.
Задачи:1. Отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление, навыки устного счёта на табличное деление и умножение;
2. Развивать образное мышление, речь, память при использовании компетентностно - ориентированных заданий;
3. Воспитывать способность к самостоорганизации учебной деятельности и использовании знаний в жизни.


Оборудование: циркуль, линейка, планшет для работы учащихся, квадратный лист бумаги для складывания.


Этап
Учитель
Ученик

1. Организационный момент
Начинаем мы урок,
Он пойдёт ребята впрок!
Постарайтесь всё понять,
Не стесняйтесь рассуждать
И внимательно считать!

Присаживайтесь.....

Слайд 2.1
Стр-1

2. Устный счёт
Начнём урок М. с разминки
Я буду давать задания, вы считаете в уме, а записываете только результат ваших вычислений:
1) 1слагаемое 20 + 2 слагаемое 11=
чему равна сумма?
2) Уменьшаемое 30,вычитаемое 7=
чему равна разность?
3) Произведение чисел 2 и 4 = равно?
4) Делимое18 : делитель 2 =
чему равно частное?
5) 1 множитель 3* 2 множитель 4 =
чему равно произведение?
6) Сумма чисел 0 и 1 = равна?
7) Частное чисел 20 и10 = равно?
8) Разность чисел 35 и32 = равно?





31

23
8

9

12
1
2
3

Слайд 2.2
Взаимопроверка в парах.
Отметьте на шкале уровень выполненного задания.

Микровывод:
Что удалось вам,
выполняя данное задание?

Повторить названия компонентов в примерах.
Повторить таблицу * + - :

Слайд 3
«Шифровальщик» Стр-2

3. Мотивация «Шифровальщик»

Проведите сравнение этих цифр с событиями в жизни. О чём они вам говорят?


Это праздничные даты.

"Информационная страничка»

Стр-3

Слайд -4

4.Стимул
В жизни ребята, ни так часто, но есть даты, которые необходимо знать. Эти дни необыкновенны тем, что при встрече люди общаются, обмениваются впечатлениями, делятся эмоциями, так и происходит сплочение и дружба людей, у которых общая радость или памятный момент.


5. Целеполагание
Сегодня ключевое слово урока - ПРАЗДНИК.
Определите необходимость урока математики для праздника.








Какие задания вам помогут в достижении поставленной цели?
На уроке я хочу
научиться использовать удобные способы вычислений:
+ на*
ед+ед
дес+дес
+ - по частям...
узнать .......
понять.............
задачи
выражения
схемы
рисунок

Слайд -4.1.

6. Создание проекта «Праздник»
С чего начинается ПРАЗДНИК?
Приглашение гостей
гостеприимство
подарки



Слайд 5
ПРИГЛАСИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА
Стр.-4

Задачная
формулировка
Я предлагаю каждому определиться с количеством приглашённых гостей к вам на праздник.
Поэтому, я предлагаю 3 варианта одной задачи: прослушайте все задачи,
выбираете для решения только одну,
запишите её кратко,
выполните решение.







1.Почтальон разнёс 3 пригласительные открытки, у него осталось ещё 5 открыток.
Сколько всего гостей будет приглашено?

2. В первом доме почтальон раздал 3 пригласительные открытки, а во втором
в 2 раза больше открыток.
Сколько всего гостей будет приглашено?

3. Почтальон в почтовый ящик положил 1открытку. Ему нужно разложить
по 2 открытки в 5 ящиков
и ещё 1открытка в сумке останется.
Сколько всего гостей будет приглашено?


3+5=8




3*2=6
3+6=9



2*5=10
10+1+1=12


Слайд - 6


Самопроверка





Микровывод
Предлагаю провести коллективную проверку краткой записи у доски (3 человека)
Оцените себя:
Инструмент для проверки:
- краткая запись 1балл
- решение 1балл
Максимальное количество -2 балла









Научились увеличивать
на несколько и
в несколько раз.
Буду иметь ввиду, что необходимо предупреждать гостей заранее, что будут приглашены.


Слайд 7
Гостиная - стол
Стр-5

Задачная формулировка
Для встречи гостей, необходимо подготовить помещение гостиную.
Что вы можете предложить?
Чтобы столы выглядели празднично, нарядно надо накрыть их красивой скатертью.
Главное украшение праздника - это...?


Расставить мебель

Постелить скатерть
Поставить ёлку


Творческое задание:
Количество гостей вам известно, составьте задачу, чтобы в ней говорилось о мебели...
- для 8человек
- для 9 человек
- для 12 человек.
Изобразите количество столов на ваших планшетах.



8 человек посадили по 4 человека за 1стол. Сколько необходимо столов?

9 человек нужно рассадить по 3 человека за1стол. Сколько нужно столов?

12 человек посадили за 3стола. Сколько нужно стульев?


Слайд 8
Гостиная-стол


Самопроверка




Микровывод
Предлагаю провести коллективную проверку расстановки мебели в гостиной
Оцените себя:
Инструмент для проверки:
- мебель расставлена по количеству верно 1балл
Максимальное количество -1 балла






Я знаю как расчитать количество мебели на приглашённых гостей


Слайд 9
Гостиная - скатерть


Задачная
формулировка
Чтобы столы выглядели празднично, нарядно надо накрыть их красивой скатертью.



Работа в парах
Длина скатерти 6 метров, ширина 3 метра. Сколько метров тесьмы понадобится для украшения скатерти?

Запиши решение 2 способами.

Р= (6+3)*2= 18 м
Р= 3+3+6+6=18 м


Слайд 10
Гостиная-скатерть.


Взаимопроверка ответов

Микровывод
Инструмент для проверки:
- за каждый верный способ решения 1балл
Максимальное количество -2 балла



Я научился вычислять
Р фигуры


Слайд-11
Гостиная-ёлка
Стр.-6

Задачная
формулировка
Главное украшение праздника - это...?
Ёлка.


Вычисли выражение и определи, чему будет равен радиус:

27 - (5*5) =

Построй окружность с центром в точке О.


R= 2см


Слайд -12
Изготовление снежинки.

Микровывод

Мне удалось приготовить гостиную к приходу гостей.


Слайд-13-украшение


Задачная
формулировка
Новый год-это праздник подарков. Давайте и мы их изготовим. Для этого нам необходимо вспомнить ...



Какая часть от целого закрашена?



Сколько раз нужно сложить салфетку, чтобы получилось 8 частей?
Создайте украшение.



Слайд-14 вырезание салфетки



Слайд-15 -вывод



Какою работу нам удалось провести?
Подготовиться к празднику


Можно ли наш урок математики назвать проектной работой
Да,т.к. то, что мы приготовили к празднику Новый год, можно использовать при подготовкеке к любому празднику.


Что у вас получилось в работе
На уроке я
научился использовать удобные способы вычислений:
+ на*
ед+ед
дес+дес
+ - по частям...
узнал .......
понял.............



Приложение к уроку-проекту «планшет».


Запиши результат действий




















К 3
п- 31
д- 12
а- 8
р- 23
з- 9
и- 2
н - 1
Инструмент для проверки:
- за каждое верное вычисление 1балл
Максимальное количество -8 баллов


Информационная страничка

31 декабря - последний день уходящего года.
1 января - Новый год.
23 февраля День защитника Отечества.
3 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания.
8 марта - Международный женский день.
1 апреля - Всемирный день СМЕХА
2 апреля - Международный день детской книги.
9 мая День Победы (1941 -1945 годы)
1 июня Международный день защиты всех детей.
1 сентября - День знаний.
24 ноября День матери.



Пригласительная открытка

1. Почтальон разнёс по 2 пригласительные открытки в 4 дома.
Сколько всего гостей будет приглашено?

2. В первом доме почтальон раздал 3 пригласительные открытки, а во втором в 2 раза больше открыток.
Сколько всего гостей будет приглашено?

3. Почтальон в почтовый ящик положил 1открытку. Ему нужно разложить по 2 открытки в 5 ящиков и ещё 1открытка в сумке останется.
Сколько всего гостей будет приглашено?

Инструмент для проверки:
- краткая запись 1балл
- решение 1балл
Максимальное количество -2 балла




Гостиная комната









Скатерть

Длина скатерти 6 метров, ширина 3 метра. Сколько метров тесьмы понадобится для украшения скатерти?

Запиши решение 2 способами.








Ёлка

R = _________ см







Подарок



























Приложение № 4
Памятка – рекомендация ученику-исследователю.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8.Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).


Правила выбора темы
Тема должна быть интересна, должна увлекать.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.


Составление плана работы над исследованием
1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм)---------------
4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.













13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141715




8 : 4 = 2 (ч) с каждой стороны



8 : 4 = 2 (ч) с каждой стороны



14 "$&BLъРисунок 1 0@Pa Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·њй8
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о
·
·
·
· 0@Pa Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·њй8
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о
·
·
·
·Рисунок 7 0@Pa Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·њй8
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о
·
·
·
·