Обмен опытом Организация исследовательской деятельности как условие формирования информационной культуры младших школьников

Якушева Наталья Фёдоровна,
учитель начальных классов
филиал МАОУ «Аромашевская
СОШ им. В.Д. Кармацкого»
Новоберезовская СОШ
Аромашевский район
Тюменская область

Организация исследовательской деятельности
как условие формирования информационной культуры
младших школьников.
(из опыта работы)
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование и создаёт условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагоги с давних времён выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания – и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой. Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого ещё «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации общества и образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребёнка к познавательной. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В своей работе я использую методику исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова. Он считает одной из основных практических задач современного образования обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Под общими исследовательскими умениями и навыками понимаются следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Начало любого исследования – появление какой-то проблемы. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознаёт, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдёт в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребёнком, следует проявлять гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, чёткого обозначения цели. Вполне достаточно её общей, приблизительной характеристики.
Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения – изобретать гипотезы. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно, что, если В процессе выдвижения гипотез обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Далее составляем план работы. Для того чтобы составить план работы, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем ребёнку список доступных методов исследования (в виде условных значков):
-- подумать самостоятельно;
-- посмотреть книги о том, что исследуешь;
-- спросить у других людей;
-- познакомиться с кино- и телефильмами по теме твоего исследования;
-- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
-- понаблюдать;
-- провести эксперимент.
Подумать самостоятельно – с этого начинаем любую исследовательскую работу. Зададим себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Если то, что исследуем, описано в известных нам книгах, к ним следует обратиться в первую очередь, ведь совсем не надо открывать то, что уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. В детских энциклопедиях информация выстроена по принципу: точно, кратко, доступно обо всём. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. Специалисты профессионально занимаются тем, что исследуем. Неспециалисты – все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает нечто очень важное о предмете нашего исследования.
Настоящий клад для исследователя – фильмы (научные, научно-популярные, документальные, художественные), а также сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, информацию можно найти на компакт-дисках. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и др. Подумаем, что из этого может пригодиться нам в наших исследованиях. Если необходимо, проводим эксперимент, то есть выполняем какие-то действия с предметом исследования и определяем, что изменилось в ходе эксперимента.
После того как собраны все сведения и проведены все наблюдения и эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовало исследование.
3. Какие ставились задачи.
4. Какие гипотезы проверялись.
5. Какие использовались методы и средства исследования.
6. Каким был план исследования.
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.













15