Технологическая карта урока математики по теме Величина. Длина


Технологическая карта изучения темы «Величина. Длина.»ФИО: Чекалева Ольга Николаевна
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тема урока: Величина. Длина. (Образовательная программа «Школа 2100»)
Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного подхода)
Дидактическая цель Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей.
Планируемые результаты Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные УУД
-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей
Предметные:
-усвоить первичные представления о величине как свойстве (признаке) предметов
-понимать смысл сложения и вычитания отрезков.
-уметь выполнять сложение отрезков.
-уметь различать целое и части, составлять равенства, используя связь целого и частей.
-продолжить закрепление вычислительных навыков в пределах 10.
Основные понятия Сложение отрезков, часть и целое
Межпредметные Математика, окружающий мир
Ресурсы:
-основные
-дополнительные Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 70-71.
-тетрадь
-Презентация к уроку «Величина. Длина»
-еженедельник для первоклассников (для самооценки)
-Электронные физминутки для глаз http:mail.povary.ruОрганизация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые
результаты
предметные УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-уточнить тип урока;
-наметить шаги учебной деятельности. Даёт положительный настрой на урок.
Организует уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности. (Винни-Пух).
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. 1.Слушание стихотворения:
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок,
Каждый день-всегда везде,
На занятиях, в игре,
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
2.Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришёл один сказочный герой. А кто именно, отгадайте. Он любит ходить в гости по утрам, очень любит мёд, и часто напевает песенку о содержимом своей головы. Кто же это? Слайд 2.
(2 мин)
3.Составление плана урока. Договариваться о правилах поведения на уроке (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
2.Актуализация знаний
Цели:
-актуализация умений различать целое и части;
-повторить признаки (свойства предметов)
-совершенствовать счёт в пределах 10
Физминутка (1 мин)
Организует закрепление навыков счёта в пределах 10
Проводит отработку навыков написания цифры 9
Проводит отработку навыков построения натурального ряда чисел
Проводит повторение сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого
Продолжает формировать умение выделять общие и различные признаки предметов, умение проводить сравнение и классификацию предметов
Учит логически рассуждать Считают то 0-10 и обратно
Письмо учащимися цифры 9 в тетрадях
Устно вставляют пропущенные числа
Устно повторяют состав чисел в пределах 10
Выделяют общие и различные признаки предметов, классифицируютДоказывают.
Доказывают правильность своих рассуждений Винни-Пух предлагает посетить необычный город-город чисел, жителями, которого являются числа. Чтобы в него войти надо потрудиться, проведём математическую разминку. Давайте поможем Винни-Пуху посчитать от 0-10 и обратно. Внимание на экран, хором называем числа. Слайд 3. (1мин)
Ребята, кого из друзей Винни-Пуха вы знаете? (Пятачок, Иа-Иа, Сова, Кристофер Робин) Слайд 4.
Пятачок оказывается учился писать цифру 9. Но это у него плохо получается. Как ему помочь?
Работа в тетради
Откройте тетради. Прежде чем писать, ещё раз посмотрите, как пишется цифра 9. Отступите 4 клеточки вниз, пропишите цифру 9 всю строчку через клеточку. Под самой красивой цифрой поставьте точку. (1мин)
Следующее задание, которое должен выполнить Винни-Пух с друзьями - вставить пропущенные числа Слайд5. (1мин)
Сейчас заселим числа в домики, для этого вспомним состав чисел Слайд 6 (1мин)
За домом №10 небольшое болото, в котором живут лягушки Слайд 7
Как помочь лягушкам добраться до своего болота? (Надо вспомнить свойства и признаки предметов)
Слайд 8
Найди нужную запись, докажи. (1мин)
Движемся дальше и видим прекрасное озеро
Слайд 9 Чтобы его преодолеть, отгадаем ребусы Слайд 10 (1мин)
Знать название и последовательность чисел от 0-10
Знать состав чисел в пределах 10
Окружающий мир (о пользе лягушек)
Уметь выделять часть предметов из общей группы на основании общего признака
Уметь логически мысли
Окружающий мир (что такое озеро)
Уметь логически мысли Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Самооценка
Осуществлять синтез целого и частей (Познавательные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока
Цели:
-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
-уточнить следующий шаг учебной деятельности;
-выявить место (шаг, операция) затруднения;
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения;
-организовать постановку темы урока. Организует фиксирование индивидуального затруднения
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
Организует постановку темы урока
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия
Организует сопоставление версий решения проблемы
Организует устранение затруднения
Организует уточнение темы урока Фиксируют индивидуальное затруднение
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности
С помощью учителя выводят тему урока
Высказывают своё предположение
Сопоставляют свои версии решения проблемы
Находят решение проблемы
Проговаривают тему урока Сова подарила Винни-Пуху карандаш и у него возник вопрос, какую коробочку выбрать для карандаша?
Слайд 11
Что для этого надо сделать? (приложить карандаш к каждой коробочке)
Но мы знаем другую мерку, более точную. Какую? (см)
Подумайте, что будем делать на уроке. Сформулируйте тему урока. Слайд 12 (4мин)
Что же такое длина предмета?
Читаем текст в учебнике на с. 70. Ещё раз на слайде
Слайд 13 (3мин)
Давайте вспомним мультфильм «38 попугаев» Слайд 14
Какими мерками пользовались животные, когда измеряли длину Удава?
Почему в «попугаях» Удав получился длиннее?
Эти мерки можно сравнивать?
Слайд 15 (2мин) Уметь сравнивать предметы по длине
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке (Познавательные УУД)
4.Первичное закрепление
Цели:
-зафиксировать новое знание;
-организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Помогает найти пути решения проблемы
Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей Выполняют задания, составляют в парах новые равенства
Находят несколько путей решения проблемы
Выполняют задание под руководством учителя, делают вывод Решим задачу Совы.
Слайд 16
У вас на столах лежат отрезки нужной длины, работаем в парах. Составьте из этих трёх отрезков, один отрезок и скажите, чему будет равна длина всего большого отрезка? Как нашли? (2+3+1=6см)
А теперь подумайте, как по-другому найти длину отрезка? А как ещё? Покажите у себя на партах ещё 5 сумм, чтобы порядок слагаемых в них не повторялся. (6мин)
Слагаемые-части, можно переставлять любым удобным способом, результат-целое-от этого не изменится
Уметь определять длину отрезка
Усвоить представления о величине как свойстве предметов, а результат выразить числом
Усвоить правила сравнения, сложения и вычитания отрезков Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
Физминутка (1мин) 5.Самостоятельная работа
Цели:
-организовать практическую работу по закреплению новых знаний Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание Выполняют задание самостоятельно, с последующей взаимопроверкой
Начертить отрезок длиной 5 см и сравнить свою работу с работами других ребят (2мин) Уметь чертить отрезок, а результат измерения выразить числом Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
6.Тренировочное упражнение и задания на повторение
Цели:
-организовать составление совместного плана действий;
-реализовать проект в соответствии с планом Формирует умение соотносить схему и текст задачи, обосновывать выбор решения Самостоятельно выполняют задание, вслух обосновывают выбор решения Прочитайте задачу на с. 70 Слайд 17 (5мин) Уметь решать задачи на нахождение целого по его частям Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование нового содержания
Организует рефлексию
Организует самооценку Отвечают на вопросы учителя
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика) Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
Оцените свою работу на уроке

знаю
я запомнил
смог
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков Слайд 18 : зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания) (1мин)
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Личностные УУД)