Урок математики в 1 классе по теме: «Величина. Длина. Единица измерения длины – сантиметр» с использованием проблемно-диалогической технологии. УМК «Школа России»


Лецких Л.А.
учитель начальных классов
Урок математики в 1 классе по теме: «Величина. Длина. Единица измерения длины – сантиметр» с использованием проблемно-диалогической технологии. УМК «Школа России»
Тип урока - урок открытия нового знания
Технология построения урока - проблемно-диалогическая
Цель урока - создание условий для овладения обучающимися знаниями о
величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины;
- ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины; упражнять в измерении.
Оборудование – Презентация к уроку, геометрические фигуры с карточками букв слова
«длина», по 2 цветные ленточки для каждого ученика, мера – полоска дляизмерения ленты, танграм, цветные кружочки для оценивания полученных знаний.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- иметь представление о понятиях "величина", "длина";
- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);
- уметь измерять длину отрезка мерами;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- знать единицу измерения длины - см;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;
- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Разработка урока:
Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формируемые
умения
1 этап - организационный
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно?
Выскажите свои мысли Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
2 этап – постановка учебной проблемы
На доске фигуры, различные по величине и цвету.
Рассмотрите фигуры.
- Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?
- Выполните задания, которые вы предложили.
- Могу ли я утверждать, что синий цвет >желтого?
- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков > < = ?- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?
Работа в группах
Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которыми вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.
-Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой.
Получившееся слово записываете на доске
Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.
- Размер
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.
Обучающиеся выполняют задание.
Получают слово "длина". Предметные:
- правильно называть геометрические фигуры; - правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.
Метапредметные (УУД):
познавательные: -выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации;- выполнять анализ;
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Предметные: - выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.
Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли
3 этап - Формулирование проблемы, планирование
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Слышали ли вы это слово?
- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?
- Надо ли вам узнать, что такое длина? Слайд №1

- По какому плану будете работать?
1. Что такое "длина".
2. Можно ли сравнить длины.
3. Как измерить длину.
4. Каковы единицы измерения длины
- Для чего все это вам нужно знать? - Что такое длина.
- Да
Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.
- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
Задачи фиксируются.
Слайд №1
Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?)
Метапредметные (УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
4 этап - Открытие нового знания
1. Выдвижение гипотезы.
- Какие у вас есть предположения, мысли?
- Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину?
- А у каких геометрических фигур?
- Докажите, почему.
-Каждый из вас имеет две цветные ленты. Как узнать, какая длиннее?

- Сравните длины этих полосок.
- Длина какой полоски больше, меньше.
- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?
- Сравните длины этих отрезков наложением.
- Длина какого отрезка больше, меньше?
- Какой способ сравнения вы использовали?
- Я вам предлагаю, используя какой-либо способ, сравнить длины отрезков на карточках.
- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?
- Выполните измерение.
- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков?
- Почему это стало возможным?
- Я тоже решила измерить длину отрезков на доске разными мерами.
Я записала:
1отр.=4м 2 отр.=2м 1>2
- Согласны ли вы с моими рассуждениями?
Почему?
- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?
- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.
-19685513715Люди издавна искали единую меру для измерения длины. Они использовали такие мерки, которые всегда были при себе: шаг, локоть, палец.
Самой распространённой единицей длины был локоть (Слайд №3) т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца.            (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
1211580239395
Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь Слайд № 4
0635 Слайд № 5
Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую  называли  « фут», что в переводе с английского означает  « нога, ступня».
272351599060Слайд № 6 Дюйм
Пядь - Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев одной руки
94615-1760220 Слайд № 7 Ладонь

Слайд № 8 Шаг
- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины?
Почему?
- Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания
2837815-1663065- 1  группа -  измеряет длину парты локтем;
- 2 группа - измеряет длину парты  пядью.
- Почему получились разные результаты?
- Эти мерки были: одинаковые или разные?
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.
.
Сделайте вывод.
- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины?
- Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?
28378157620- Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос?
- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.
2. Формулирование правила Слайд № 9
-Что вы узнали о длине?
- На каком инструменте вы можете увидеть см?
- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?
Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.
3. Первичное закрепление.
Работа по учебнику:
1) с.60 коллективная работа по рисункам учебника
2) работа в группах – 1 измеряют длину карандаша, 2 – длину болта, 3- длину отвертки. - Отрезок.
Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец.
Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.
- На глаз
Обучающиеся испытывают затруднение.
Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.
Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.
Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.
Слайд №2

Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.
- Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.
Обучающиеся высказывают свои предположения
Обучающиеся высказывают свои предположения.
В учебнике.
-Что такое длина?
Обучающиеся выполняют задание в учебнике на с.60 (измерение длин)
Предметные:
- знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка;
- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;
- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;
- знать общепринятую единицу измерение длины - см;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины.
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения ;- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
5 этап - Применение нового знания
Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень
Построить отрезки АО=4 см, МК= 2 см.
2 уровень
Построить отрезки АО=4 см, МК на 2 см больше, чем отрезок АО.
Слайд № 10
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.
Предметные:
- уметь строить в тетради отрезки заданной длины
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль;
познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап - Рефлексия учебной деятельности
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Проверьте себя.
Выполнение заданий в тетради с.16 самостоятельно.
Групповая работа с танграмом – составление фигур по рисункам учебника с.61.
- Оцените свою работу. -У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
-Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.