Статья «Диалоговое общение как способ развития логического мышления и творческой активности студентов»

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Болотина С.Н.
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистарвег.
В современных условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование жизнеспособной личности, способной успешно адаптироваться в непрерывно меняющемся мире.
Применение диалогового общения дает возможность понять взаимосвязь между явлениями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении материала дают приемы, связанные с побуждением делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено.
Диалогическое общение является необходимым условием для развития логического мышления и творческой активности студентов, так, как по способу своего возникновения мышление диалогично. Для включения участников диалога в диалогическое общение необходимы следующие условия:
преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник, пришедший на лекцию, чтобы «поделиться» с ними своими знаниями;
преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;
новое знание является истинным в силу доказательства его истинности системой рассуждений;
общение выстраивается таким образом, чтобы студенты в процессе познания пришли к самостоятельным выводам, стали активными участниками процесса поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;
преподаватель ставит перед студентами проблемные вопросы, тем самым стимулирует самостоятельный поиск ответов, добиваясь того, что студенты думают и размышляют совместно с ним.
Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя и студентов по ходу лекции, либо как внутренний диалог -самостоятельное мышление, что характерно для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них ходе выполнения самостоятельных заданий.
Для управления мышлением студентов в процессе диалогического общения на лекции используются следующие вопросы:
Проблемные вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в предъявляемой информации. Они вызывают интеллектуальные затруднения, так как содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходим определенный целенаправленный мыслительный процесс.
Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся знания, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению, т.е. они направлены к знаниям, которые уже имеют студенты.
При этом учитываются все три уровня активизации познавательной деятельности:
активность воспроизведения –стремление обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
активность интерпретации - стремление обучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
творческая активность - устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Диалоговое общение является эффективным способом активизация логического мышления и творческой активности через непосредственное участие студентов в процессе познания и самостоятельного принятия решений поставленных задач и проблем.
СПО, специальность 100701Коммерция (по отраслям).
Правовое обеспечение профессиональной деятельности, 2 курс.
Тема урока: Субъекты предпринимательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: учебная лекция.
.Цели:
Создать условия для формирования представления у студентов о субъектах предпринимательской деятельности, их правовом положении в сфере экономических отношений.
Способствовать воспитанию правовой культуры в сфере предпринимательской деятельности.
Содействовать формированию и развитию экономического мышления, коммуникативных компетенций, аналитических навыков и способов действий.
Индексы осваиваемых компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оснащение урока:
Технические средства: мультимедийная установка, Презентация «Правовые основы субъектов предпринимательской деятельности».
Нормативно- правовые документы: Конституция РФ, ГКРФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Дидактический материал: карточки задания.
Ход урока
I.Организационный момент.
Студенты, входя в учебный кабинет определяют свое настроение, прикрепляя смайлики, соответствующего настроения на доску «Барометр настроения».
-приветствие
-проверка отсутствующих и готовности студентов к учебному занятию
II.Этап повторения изученного материала.
Повторение организовано по изученной теме :Правовое регулирование хозяйственных отношений.
«Мозговой штурм» - Предприниматель- это..
Преподаватель предлагает задания:
- «Предприниматель – согласно словарю С.И. Ожегова – это предприимчивый и практичный человек». Кто же такой предприниматель?
- Почему наличие частной собственности и экономической свободы являются главными условиями для предпринимательской деятельности?
Презентация мини-сочинений - эссе: на тему:
Предпринимательская деятельность – только средство обогащения предпринимателей или необходимое условие непрерывного экономического развития общества»? (проверка домашнего задания) Преподаватель комментирует и оценивает работу студентов.
III.Этап изучения нового материала:
Актуализация субъектного опыта.
Вспомните вывески торговых предприятий, где вы проходите производственную практику. Назовите информацию, которая на них отражена.
Преподаватель: предпринимательская деятельность в РФ может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство и с образованием юридического лица. Поэтому, субъектами предпринимательской деятельности являются: граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
Как вы думаете, почему среди субъектов предпринимательской деятельности нет государственных и муниципальных образований?
(студенты вспоминают определение предпринимательской деятельности признаки предпринимательской деятельности- останавливаются на признаке- рисковый характер и отвечают на поставленный вопрос).
Сегодня на уроке мы рассмотрим правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере хозяйственной деятельности.
Формы предпринимательской деятельности:
Предпринимательство без образования юридического лица.
-Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности: ( Слайды презентации №3-4):
предпринимательская правоспособность (студенты анализируют содержание статью 34 Конституции и отвечают на вопрос)
Каждый ли гражданин РФ способен быть носителем прав и обязанностей , связанных с осуществлением предпринимательской деятельности?
правовой статус индивидуального предпринимателя.
Студентам предлагается проанализировать статьи 23, 24 Гражданского кодекса РФ и статью 22 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ответить на вопросы:
Что значит приобрести статус индивидуального предпринимателя?
Что такое государственная регистрация?
Что дает статус предпринимателя физическому лицу?
Преподаватель: Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя включает в себя предпринимательскую правоспособность.
Возникновение этого статуса закон связывает с особым актом уполномоченного государственного органа – государственной регистрацией.
-условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя (Слайд №5):
- достижение 14- летнего возраста; отсутствие ограничений в своей правоспособности в части возможности заниматься;
-предпринимательской деятельностью ( законодательный или судебный запрет);
- не был признан судом недееспособным и не был ограничен в дееспособности.
государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Для государственной регистрации необходимо предъявить в регистрирующий орган следующие документы, т.е., необходимо подать в налоговый орган для регистрации ИП: (Слайд №6):

1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001;
2. Квитанция на оплату госпошлины за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя;
3. Копия паспорта с пропиской (регистрация ИП осуществляется только по месту прописки, деятельность же может осуществляться по всей территории РФ);
4. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме 26.2-1 (не обязательно).
- Оригинал или копия ИНН при подаче документов на регистрацию ИП не требуется. Однако, при наличии ИНН указание его в заявлении обязательно, не корректное указание или его отсутствие может повлечь за собой отказ в регистрации.







Через неделю (5 рабочих дней) на основании расписки в налоговой получаем пакет из следующих документов:
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Свидетельство действует бессрочно
утрата статуса индивидуального предпринимателя. ( Слайд №7)
- заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- признание индивидуального предпринимателя банкротом;
-ограничение предпринимательской правоспособности гражданина;
- признание гражданина недееспособным;
-ограничение гражданина в дееспособности;
последствия незаконного предпринимательства.
2. Предпринимательство с образованием юридического лица.
Преподаватель предлагает студентам подумать над вопросом:
Какие причины обусловили появление юридического лица?
Преподаватель: появление юридических лиц обусловлено рядом важнейших потребностей, возникших у людей при осуществлении хозяйственной деятельности: потребность в объединении усилий и имущества; потребность в объединении капиталов; потребность в юридическом обособлении имущества; потребность в ограничении предпринимательского риска.
В чем же преимущества предпринимательства с образованием юридического лица?
Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности (Слайд №8).
понятие и признаки юридического лица.
Студентам предлагается проанализировать содержание статей 48, 49 Гражданского кодекса РФ и ответить на вопросы:
Что такое юридическое лицо?
Назовите признаки любой организации.
правоспособность юридического лица.
Что такое правоспособность - и - дееспособность юридического лица?
Какие закон определяет виды правоспособности юридического лица? От чего это зависит?
Когда возникает правоспособность юридического лица?
государственная регистрация юридических лиц. ( Слайд №9)
Студентам предлагается проанализировать содержание статей 8-11 Закона РФ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ответить на вопросы:
В чем сущность процесса регистрации юридического лица
Что такое Государственный реестр юридических лиц?
В чем сущность нормативно - явочного порядка создания юридического лица.
Что относится к учредительным документам юридического лица?
Задание: Составить схему «Порядок регистрации юридического лица»
функции юридического лица.
IV. Этап закрепления.
Преподаватель применяет прием «Калейдоскоп мнений».
Задания студентам:
Аргументируй свое согласие или несогласие с утверждением: Предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя имеет больше преимуществ перед предпринимательством с образованием юридического лица..
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации считается незаконной
V.Этап подведения итогов:
Оценивание работы студентов на уроке.
Информация о домашнем задании: Составить тест «Субъекты предпринимательской деятельности»
VI. Рефлексия . Техника «Незаконченное предложение»:
самым полезным для меня на уроке было
самым интересным для меня было ..
мне было скучно на уроке, потому что
Студенты, выходя из учебного кабинета, определяют свое настроение, прикрепляя смайлики, соответствующего настроения на доску «Барометр настроения».

Список литературы:
Белов С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие.- Рига, 1989г.
Бадалев А.А. Психология общения. Воронеж. 2007г.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.., 2004г.
Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. -2002.-№3
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. народное образование, 2007.

15