Методики исследования личностного развития младших школьников


МЕТОДИКА «НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: выявить некоторые особенности характера ребенка.
Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.
Анализ рисунков проводится в зависимости от расположения их на листе бумаги, выполнения ребенком отдельных элементов рисунка.
1. Положение рисунка на листе бумаги:
— ближе к верху — высокая самооценка;
— в центре — норма;
— внизу, в уголке, — заниженная самооценка, неуверенность в себе.
2. Положение головы:
— повернута вправо (зеркальное отражение) — это говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;
— повернута влево — это говорит о нерешительности, рефлексии, т.е. сомнениях ребёнка в правильности выполнения задания;
— фас говорит об эгоцентризме, обращении на себя.
3. Нос: большой и длинный — любопытство.
4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для ребенка.
5. Рот:
— рот с языком — значимость того, что говорят о нем;
— рот с зубами — некоторая агрессия — возможно, в качестве защитной реакции:
— рот с губами — чувственность;
— рот закрыт — некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.
6. Глаза: размер глаз — показатель степени страха (чем круп-нее глаза, тем больше ребенок подвержен страхам).
7. Опора животного:
— крупные толстые лапы — основательность, рационализм;
— тонкие, длинные лапы - некоторое легкомыслие, мечтательность.
8. Множество конечностей (рук, ног, крыльев, хвостов) — широта взглядов.
9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере.
10. Контур рисунка:
— четкий, заметный — уверенность в себе;
— тонкий, штриховой — неуверенность.
11. Человекоподобие животного — детскость.
12. Присутствие каких-либо признаков пола — сексуальность.
МЕТОДИКА «МОЙ КЛАСС»
Цель: выявить познавательные интересы, мотивацию к учебной деятельности.
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка в коллективе. В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику.
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.

"Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дыоре. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию".
Учителю важно знать:
С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
Позиция "один, вдали от учителя" - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени  сплоченности-разобщенности  в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Обработка результатов
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
№ Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов   +1     +2     +3   -1
2 Петров +1     +3 +2          
3 Сидоров -1 +1   +2 +3          
4 Данилова   +2     +1       +3  
5 Александрова +2 +1   +3     -3     -2
6 Адаменко                   
7 Петренко +1     +3            
8 Козаченко+1   +3 +2            
9 Яковлева   +2     +1   +3     -1
10 Шумская  +2 +1   +3       -1  
  Кол-во выборов                    
  Кол-во баллов                    
  Общая сумма                    
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.