Методические приемы технологии критического мышления на уроках биологии как инструментарий развития познавательной активности учащихся

Тема: « Методические приемы технологии критического мышления на уроках биологии как инструментарий развития познавательной активности учащихся»

Актуальность и перспективность опыта
Новые социально- экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.
Если в прошлом можно было строить обучении путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать этот при сохранении традиционных методов обучения, когда учении выступал в роли послушного «винтика», невозможно. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивается сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно- воспитательного процесса. Целью обучения становиться развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.
Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом.
Концептуальность
Что же принципиально нового несет технология критического мышления.
Элементы содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Основная идея технологии развития критического мышления- создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знан6ия, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Критическое мышление- способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Критическое мышление- самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и само коррекетирующее мышление. Цель данной образовательной технологии- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления.
Во - первых, учебный процесс строится на научно- обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»- фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
Во - вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В - третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Критическое мышление – мышление самостоятельное. Занятия строятся таким образом, что каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе.
Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решением разумным, обоснованными доводами. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.
Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими,- или как пишет философ Хана Арендт «совершенство может быть достигнуто только в чьем- то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Наличие теоретической базы опыта
Как уже было сказано выше, авторами данной технологии являются американские ученые. Данная технология была разработана в конце XX века. Последователями западных педагогов стали наши исследователи (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, Н.В.Богатенкова, Е И.Казакова и другие). На данный момент накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять приемы развития критического мышления на уроках биологии.
Ведущая педагогическая идея
1.Исходные научные идеи:
Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Основу технологии критического мышления составляет процесс, состоящий из трех фаз: «ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ».
Первая стадия- вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, вспоминают, что им известно уже по данному вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели. Создается «мотив к обучению».
Вторая стадия- осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Именно на этой стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом - индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом. Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. Школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать вопросы.
Третья стадия-рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение всей информации; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Эта стадия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
Рассмотрим некоторые приемы и методы на примерах уроков биологии .
Прием «Эпиграф». В начале урока учитель может не называть тему, а предложить по эпиграфу (это могут быть как стихи, так и речь ученых). Например,
«Естественный отбор - вот причина совершенства органического мира, время и смерть –вот регулятор его гармонии» ( К .Тимирязев)» Отсюда можно уже, сформулировать тему урока ( « Речь пойдет о самой главной движущей силе эволюции, это). Происходит ВЫЗОВ уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Прием «Ассоциация» . Это прием направлен на возникновении ассоциаций у учащихся .

Например, учитель говорит или показывает конфету, шоколадку, яблоко и спрашивает у учащихся: « Какие ассоциации вызывают у Вас данные предметы?» Дети перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
Учитель направляет учащихся на мысль о веществах, содержащихся в этих предметах. Так, постепенно учащиеся формируют мысль о теме урока: « Углеводы и их роль в клетке».

Прием «корзина идей» (понятий, имен). Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что знают все ученики вместе по изучаемой теме. Интересуемся, что знают ребята, например, при прохождении темы 8 класса : « Пищеварение в желудке» про термин «пищеварение», про ферменты, про питательные вещества, значение обработки пищи и т.д.
Прием «составление кластера». Смысл данного приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Всю собранную детьми информацию по вышеуказанной теме можно систематизировать в виде кластера. Ученики, читая текст, контактируя с новой информацией, ведут записи по мере ее осмысления, устанавливают причинно - следственные связи. Это реализация стадии ОСМЫСЛЕНИЯ.
Например, на этой стадии при изучении темы « Нуклеиновые кислоты» можно составить кластер ( два типа н.кислот; строение каждой; местонахождение; функции; азотистые основания и т.д)
Прием «пометки на полях». Технология критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Прием составления маркировочной таблицы ЗУХ. Данный прием является одной из форм контроля эффективности чтения с пометками на полях при помощи таблицы, состоящей из трех колонок (знаю - узнал новое- хочу узнать больше). Особое требование- записывать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитирую учебник. Данный прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку на уроке.
Прием «написание синквейна». Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал. На этой стадии РЕФЛЕКСИИ обучающимся можно предложить составить синквейн. Пример синквейна :
Кровь
Железосодержащая жидкая переносит защищает регулирует источник информации о здоровье человека Зеркало
Прием «фишбоун». Данный пример позволяет выявить причинно– следственные
связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью
кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам
напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты,
подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.
Все эти приемы могут использоваться на уроке. Все они хороши для воспитания активной, творческой, способной к саморазвитию личности.
Оптимальность и эффективность средств
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Во- первых, она позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально подобранные тексты, материалы учебника, видеофильмы и т.д.
Во- вторых данная технология универсальна, что позволяет использовать ее на различных уроках и во внеклассной работе. Она задействует чтение и письмо- базовые процессы в любой образовательной системе.
В третьих, в процессе критического мышления используются исследовательские методы в обучении: ученик ставит вопросы и ищет планомерно ответы, не присваивает «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения.
В- четвертых, данная технология дает возможность организовывать коллективную, парную, индивидуальную самостоятельную деятельность на уроках.
В- пятых, использование технологии критического мышления предусматривает воспитание таких важных качеств, как терпимость, умение слушать других и принимать их точку зрения, ответственность за собственную точку зрения и другие.
В - шестых, в основе данной технологии лежит коммуникативно- деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерский»отношения между педагогом и обучаемым.
В- седьмых, она позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты, готовит учеников ко взрослой жизни.
Технология критического мышления предполагает научить школьников:
-выделять причинно- следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать , как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том. Чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.
Систематической включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности, так востребованный сегодняшним днем.
Результативность опыта
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно- ориентированное обучение, формирование творчески активной личности, перед нами стоит цель - сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны- доступным и интересным. Как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках биологии очень актуальна данная технология. Некоторые приемы позволяют сделать урок более продуктивным, помогает обучающимся сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
- развитие умения анализировать полученную информацию;
- развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.










Заголовок 515