Конспект урока по основам православной культуры на тему Икона


Курс ОРКСЭ
Модуль « Основы православной культуры »
Тема урока: «Икона»
Цель урока:
Углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре; освоение основных понятий урока
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины;
- помочь учащимся осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню
Ожидаемые результаты:
Предметные:
овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.
Личностные:
осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа
 Метапредметные:
готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, , участие в учебном диалоге.
Ключевые понятия: икона, образ, лики, нимб, пространство без тени, молитва перед иконой
.Оргмомент.
Приветствие.
Здравствуйте! Мы рады видеть вас на уроке «Основы православной культуры» Желаю нам успешной работы!
Сообщение темы занятия.) Господь Свой лик явил на полотне,
Создав икону Спас Нерукотворный.
Мы этот образ в храме на стене
Увидели на полотне узорном
Учитель: как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, почему икона так необычна, зачем изображают невидимое и кто изображён на иконе. и что такое красный угол
2.Создание проблемной ситуации
Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных   изображениях?
   (икона, портрет, фотография)
- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?
- Как вы думаете, есть ли отличия  между иконой и обычной картиной?
(ответы детей)
Попробуем разобраться подробнее
3.  Изучение нового материала.
Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой  
- В Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
-Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.
- У кого из вас дома есть иконы?
-А как называется то место где они находятся ?
       Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы
Образы  Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их  можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.
4 Итог урока. Рефлексия.
- Что вы расскажете о сегодняшнем уроке?
- Как вы объясните значение слова «икона»? В чем отличие иконы от картины?
5 Домашнее задание.
Повтор конспекта в тетради