Разработка урока по Православной культуре Икона


Разработка учебного занятия по ОРКСЭ
в технологии этического диалога
Учебное занятие
«Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы)»
модуль «Основы православной культуры»
Иванова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28»

г. Сыктывкар
2017 г.
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.
Задачи урока:
Познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины,
уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир, усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.
Личностные:
осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа
 Метапредметные:
готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками
Виды деятельности: Беседа, работа в группах, работа с ПК, участие в диалоге.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, нимб, свет, пространство без тени, молитва перед иконой. № п/п Структура компонентов этического диалога Содержание структурных компонентов этического диалога Формы деятельности учащихся Использование ПК и других форм наглядности (слайды)
1
3 мин
Организационный момент. ЭнергонастройЗдравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Мы сегодня с вами даём открытый урок. Дело это большое и хорошее.
Кто желает начать урок с молитвы? Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!Да святи́тся имя Твое́,да прии́дет Ца́рствие Твое,да будет воля Твоя,я́ко на небеси́ и на земли́.Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;и оста́ви нам до́лги наша,я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;и не введи́ нас во искушение,но изба́ви нас от лука́ваго2
3 мин Вывод учащихся на проблему
Послушайте, пожалуйста, притчу и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке и какую цель поставим перед собой.
В одном музее среди картин повесили икону.
Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: - И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?  Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.  Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. А она ведь была создана не для того, чтобы на неё смотрели, а чтобы
молиться перед ней.
О чём мы сегодня будем говорить? Что бы вы хотели узнать про иконы?
Ответы детей: мы сегодня будем говорить об иконах, цель нашего урока узнать много нового об иконах ( могут звучать конкретные вопросы: Я бы
хотел узнать и т.д.

3
15 мин
Построение логической цепочки развития мысли
Перед вами лежат технологические карточки ( таблицы). В каждую строку мы будем записывать то, что узнаем об иконах. Что же такое икона?
Мы послушаем выступление Ульяны.
Первое, что мы записываем, икона - это…
Поработаем в группах.
На столе у вас лежат небольшие тексты. Прочитайте вопрос, выделите карандашом из текста ключевые слова. Составьте краткое предложение и продиктуйте их нам. А мы их запишем в таблицу. На работу отводиться 2 минуты.
Итак, первый вопрос.
1. Кто был первым иконописцем? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.
2.Кого изображают на иконах? На иконах изображают образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной историй. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу.
3.Какие цвета используют иконописцы? Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни. Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – является символом негаснущего сияния.
4. Чем отличается икона от картины? На иконе исходит свет от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости, при  этом на иконе нет источника света. В отличие от картины, ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Голову святого на иконе окружает золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. На иконе нет заднего плана и горизонта.
5.Для чего служит икона?  Итак, поскольку икона является окном к Богу, а святое изображение на иконе не может служить своим кумиром и поклоняться которому в обход Бога нельзя, то икона служит для того, чтобы через нее и святого изображенного на иконе доносить свои просьбы о помощи или благодарности до самого Бога. 
Ответы детей
Выступление учащейся.
Ответ детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей







4
5 мин
Обращение к личности ребёнка
Я вижу у вас в руках иконки. Кто хочет рассказать о своей иконке? Ответы детей 5
10 мин
Кульминация, как точка наивысшего напряжения
Мы знаем, что после октябрьской революции разрушались церкви, люди перестали верить в Бога. Мы сейчас посмотрим фрагменты художественного фильма, основанного на реальных событиях 1956 года в городе Самара. Молодые люди встречают Новый год. Все подружки Зои пришли с кавалерами, а её молодой человек, Николай, не пришёл. Что же задумала Зоя и чем это всё закончилось?
Как вы думаете, почему это случилось с Зоей?
Какие чувства возникли по отношению к Зое?
А какой вывод вы для себя сделали? Какие вопросы у вас возникли во время просмотра фильма?
Посмотрите дома документальный фильм «Великое чудо Стояние Зои»1956г. Самара.
Просмотр фрагментов фильма
Ответы детей
Дети задают вопросы
6
5 мин
Резюме диалога
Вернёмся к технологическим картам. Сделаем общий вывод про иконы. Икона – это…
В конце беседы я даю слово нашей активной помощнице в духовном воспитании детей, служащей воскресной школы, бабушке Александры, Татьяне Кузьминичне.
А мы хотим Вам сказать большое спасибо за помощь и участие в жизни класса.
Спасибо всем большое за работу.
Продолжают дети (можно по кругу)
Дети получают в подарок иконки.
Учительница дарит книгу