Технологии интерактивного обучения как инновационные технологии формирования профессиональных компетенций у студентов.


Технологии интерактивного обучения
как инновационные технологии формирования профессиональных компетенций у студентов.

Автор:
Фоломкина Н. Б.
преподаватель общественных дисциплин
ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище»
Аркадакский филиал



Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Интерактивное обучение – основа формирования творческой личности………………………………………………………………………..7-11
1.1Разработанность вопроса об образовательной политике в РФ в законодательных документах и литературе…………………………………..7-8
1.2 Интерактивное обучение как диалоговое обучение……………………9-11
Глава 2. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения. Из опыта работы………………………………………………... 12-20
Заключение…………………………………………………………………...21-23
Список литературы………………………………………………………….24-25
Приложения…………………………………………………………………. 26-30


Введение.
Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности профессионального образования. Современный уровень развития науки и практики предъявляет повышенные требования к выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных ситуациях. [13]
Растущие потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, активному самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике преподавания, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни, поиски путей решения наиболее острых общественных проблем.
Поэтому в преподавании важно, чтобы обучающийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.
Образовательное учреждение ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании.
Но самостоятельной теории интерактивного обучения, как таковой, не существует. В практике обучения ее разработка не получила широкого распространения как по объективным причинам развития, так и в связи с отсутствием эффективных, технологических приемов и методов практической реализации.
Интерактивное обучение стало рассматриваться как цель, к которой следует стремиться при разработке технологий и концепций обучения. Ситуация во многом изменилась с момента применения форм интерактивного обучения, особенно благодаря распространению игровых форм интерактивного обучения.
Сегодня, в процессе развития и распространения форм интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования форм и методов интерактивного обучения; недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения; отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего, создание основ интерактивного обучения - объективная необходимость сегодняшнего дня.
Но внедрение форм интерактивного обучения в практику деятельности учебных заведений происходит стихийно. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий.
Таким образом, существует противоречие: с одной стороны потребность учебного заведения в применении интерактивных форм обучения студентов, с другой стороны отсутствие теоретического обоснования технологии применения интерактивных форм обучения в учебном заведении.
Все вышесказанное определяет необходимость формирования активной жизненной позиции будущих специалистов, которая, в свою очередь, должна формироваться интерактивными формами обучения.
Поэтому данная тема актуальна. И это обусловлено педагогической значимостью интерактивных методов обучения, необходимостью всесторонне изучить их и применить на уроке.
Проблема исследования заключается в устранении противоречия между необходимостью интерактивности обучения и недостаточной разработанностью этого вопроса в образовании.
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования - педагогические условия эффективного применения интерактивных форм обучения.
Цель: теоретическое обоснование, разработка и проверка интерактивности в условиях системного подхода к обучению,
применение интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций при изучении общественных дисциплин.
Гипотеза: если осуществляется интерактивность процесса обучения, то это способствует повышению эффективности и качества обучения, так, что теоретическое знание в процессе интерактивного обучения становится осмысленным, студент развивается и как специалист, и как член общества.
Ведущая педагогическая идея: интерактивные методы являются средством активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; способствуют формированию самостоятельности, творчества, коммуникативных навыков.
Основная задача:
Актуализировать значение интерактивного метода для выполнения заказа общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Перспектива развития темы: повышение качества знаний, развитие творческих способностей учащихся; формирование мотивации к учению.
Усвоение знаний должно быть результатом деятельности ученика, чему способствуют современные интерактивные технологии. Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования. Учитель становится организатором, руководителем и соучастником учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью.
Успех урока во многом зависит от умения обучающихся работать самостоятельно. Это важно, так как приобретать знания самостоятельно ученикам придется в течение всей жизни. Ученик должен быть не просто напичкан знаниями, а должен уметь их использовать.


Глава1.
1.1
Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Сегодня развитие нашего государства требует постоянного обновления знаний, привлечения новых технологий и инновационных проектов. Только на основе высокого образовательного уровня можно осуществить структурную перестройку экономики, модернизировать производство, создав условие для динамичного развития нашего государства, т.е. достойно ответить на вызовы глобализации.
Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций, то есть личной способностью специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Профессиональное образование – это важная составляющая жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.
Компетенции - ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования. [18]
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.[10 ]
В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ закреплен принцип гуманизации образовательного процесса. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Это требует признания творческой природы личности каждого ребенка.
Образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.[9] Средством развития личности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность, интерактивное обучение.
Теория интерактивного обучения привлекала внимание многих ученых. Их интересовали вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Дьюи, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Ж.Руссо, А.А.Вербицкий, А.М.Матюшкин, П.И.Пидкасистый; эффективные формы и методы обучения: Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие.
Разработкой проблемы интерактивного обчения занимались: Р.Мертон, Дж. Мид , Дж. Морено и другие.
Исследования и разработки деловых игр, как форм интерактивного обучения проводили такие специалисты, как Н.П.Аникеева, А.А.Вербицкий, И.П.Иванов, В.Я.Платов, В.Н.Рыбальский, А.М.Смолкин и другие. Большую роль в распространении форм интерактивного обучения сыграли не только теоретические разработки этих авторов, но и их практическая деятельность по пропаганде игровых форм, как основы интерактивного обучения.
“Скажи мне, я забываю.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда”.
Китайская пословица.
1.2.
Современное профессиональное образование должно быть ориентировано не на передачу готовых знаний, а на обучение находить эти знания и применять их в ситуациях, приближенным к профессиональным условиям. В этом случае возрастает роль методов организации профессионального образования, способствующего достижению студентами уровня профессиональной компетентности.
Для формирования профессиональных компетенций необходимо использовать такие технологии обучения, которые требуют самостоятельности студентов и изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов, где студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.[2 ] (приложение №1)
Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение [15].
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, моделируются жизненные ситуации, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
Учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним, помогать обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
В ходе интерактивного занятия студенты учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
Ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который побуждает к самостоятельному поиску. Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [1]
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции:
-решение поставленных задач;
-оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Важно, чтобы на уроке был задействован весь класс и не было сторонних наблюдателей. Должны быть учтены возрастные особенности детей.
Роль лидера, в данном случае, отсутствует, и ни один участник в группе не доминирует. Происходит постоянная смена ролей в ходе выполнения заданий, и каждый участник может освоить множество функций. От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее.
Итак, интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, то есть обучение, погруженное в общение. Оно наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как предполагает обучение в сотрудничестве, когда и обучающийся и педагог являются равноправными субъектами учебного процесса (приложение №2).

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой
2 глава
Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Уже сегодня от учащихся потребуются знания не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.
В своей работе я использую следующие современные педагогические технологии.
Технология проблемного обучения. Интерактивные методы обучения базируются на проблемном обучении. Проблемное обучение- это система проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Чтобы создать такую ситуацию, можно использовать факты, кажущиеся парадоксальными.
Так, например, при изучении основных законов философии для постановки проблемного вопроса использую поэзию. Известно, что самый хороший результат получается на стыке разных дисциплин. Студенты высказывают свое отношение к процессу диалектического развития по спирали, отвечая на вопрос: «В чем сущность диалектического отрицания?»
Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?
Пусть жизнь прошедшая зерна
Не умерла и не забыта, —
Ему, расцветшему, дана
Иная, высшая орбита.
Я знаю: мир в конце концов
Поблек бы, если б зёрна эти
Не изменялись и отцов
Всего лишь повторяли дети.[11]
Давид Кугультинов «Зерно и космос»
При изучении темы « Философия и медицина: общие проблемы и ценности» по дисциплине «Основы философии» для постановки проблемного вопроса использую стихотворение Танзили Зумакуловой «Вот женщина, которой грустно очень». Студенты высказывают свое отношение к этической проблеме медицины, проблеме аборта, проблеме ответственности за человека, отвечая на вопрос: «Какая мысль содержится в этом стихотворении?»
Вот женщина, которой грустно очень.
Прижата её нежная щека
к пушистой шёрстке малого щенка,
но горек взгляд её и озабочен.
Три дня назад - и по её вине,
точнее, по желанию - был прерван
путь жизни небольшой в утробном сне
того, кто был бы ей всех больше предан,
кто матерью её назвать бы мог...
Быть может не нашлось пути иного,
и по причине веской так сурово
в ней это слово сжалось в жалкий слог.
И потому она теперь грустит
и всей своей тоскою по ребёнку
одаривает лаской собачонку,
надеясь, что потом себя простит.
А может, показалось: нелегка
и не по силам ноша непростая,
та ноша материнская святая...
Ответственности меньше за щенка.
Да, в этом мире вправду нелегка
в борениях, в беде и в счастье века
та ноша: отвечать за человека!
Конечно, это проще: за щенка...[5]
При изучении темы «Российская империя в 19 веке» можно использовать метод ПОПС – формулы, характеризуя личность Александра II. Рассматривается дело об убийстве Александра II. Цель – отработать навыки групповой деятельности, каждый студент должен отстаивать свою точку зрения в соответствии с ПОПС – формулой: П – позиция, О – обоснование, П – пример, С – следствие. Используется живая линия – группа делится по диагонали, можно перейти из одной части в другую, если поменялось мнение. Решается вопрос: казнь или пожизненное заключение?» Следует привести аргументы в пользу оправдания.
Мною было проведен урок - путешествие на тему «Культура 20-21 веков» по дисциплине «История». Это исторический экскурс в культуру прошлого и настоящего с использованием различных технологий.
Среди целей данного занятия можно выделить следующие:
- формировать умения сравнения, сопоставления, а также выявления общего;
- создать игровое состояние - эмоциональное отношение к исторической действительности;
- осваивать коммуникативные и театральные умения;
- развивать эмпатические способности студентов;
-моделировать определенную ситуацию прошлого или настоящего, исторической реальности, "оживлять картины" прошлых эпох.
Перед объяснением нового материала студентам были предложены следующие вопросы (выведены на экран):
Какие исторические условия влияли на развитие культуры?
Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас?
Ответить на эти вопросы студенты должны были в конце занятия.
При рассмотрении вопроса о массовой культуре была смоделирована ситуация: «Наше отношение к молодежной субкультуре». Студенты устроили небольшое театрализованное представление в костюмах представителей разных молодежных субкультур.
Объяснение сопровождалось презентациями.
Студентам было дано домашнее задание:
на основании информации из СМИ, житейских наблюдений подготовить мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России».
В образовательных учреждениях наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами. Эта работа является важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов, помогает решать задачи соединения науки, образования и практики.
В своей практике использую метод проектов, который позволяет решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных
действий с презентацией полученных результатов.
При изучении темы «Права граждан в области охраны здоровья» по предмету «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» студенты подготовили проект на тему «Врачебная тайна - одна из важных сторон частной жизни человека».
Предметом исследования является право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, т. е. врачебная тайна.
Объектом исследования является законодательная база права граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, т. е. врачебной тайны.
Целью данной работы является определение значимости понятия врачебной тайны в современном законодательстве РФ, анализ путей развития законодательства в решении вопроса о медицинской тайне и этических аспектов врачебной тайны, выявление специфики решения вопросов защиты сведений, составляющих врачебную тайну.
Проблематика. Морально – этический аспект взаимоотношения: врач – пациент.
Был составлен рабочий план реализации проекта:
- подбор и анализ источников информации;
-проведение бесед со студентами на тему: «Врачебная тайна»;
-социологический опрос среди студентов;
- социологический опрос среди медработников.
- обобщение полученных данных и презентация готового проекта.
Ожидаемый результат проекта:
повысить заинтересованность студентов в решении проблемы защищенности частной жизни.
Для того, чтобы подготовить данный проект, нужно было разобраться в том, насколько врачебная тайна защищена юридически, какова линия взаимоотношений «врач-пациент», соблюдаются ли при этом этические нормы, разглашается ли врачебная тайна. В процессе подготовки к проекту были проанализированы необходимые нормативно-правовые источники и специальная литература. Но кроме этих источников были проанализированы еще и художественные произведения.
Для анализа использован рассказ А. П. Чехова «Горе». В этом рассказе «доктор прежде, чем принять больного, кричит, топает ногами, «чертей перебирая», гонит больных вон. Чехов описывает обход врача в сельской больнице: «Ваше высокородие! Ноги же мои где? Где руки? - Прощайся с руками и ногами... Отморозил! Ну, ну… чего же ты плачешь? Пожил и, слава богу! Небось шесть десятков прожил – будет с тебя! – Горе!.. Ваше скородие, горе ведь! Простите великодушно! Еще бы годочков пять – шесть… - Зачем?.. Доктор машет рукой и выходит из палаты». [19]
Данный врач не выполняет свой профессиональный долг соблюдения врачебной тайны («Прощайся с руками и ногами. Отморозил!»). Он выдает эту информацию, не думая о состоянии больного. Нарушается тайна о настоящем состоянии здоровья и о будущем человека, так как он, возможно, станет инвалидом. Обращается врач с больным грубо, о деонтологии здесь и речи нет. (« Небось шесть десятков прожил – будет с тебя!»)
Рассказ Чехова «Припадок»: «Михаил Сергеич, полный белокурый доктор, встретил приятелей учтиво, солидно, холодно и улыбнулся одной только щекой… Он задавал вопросы... На половину вопросов, какие обыкновенно задаются старательными докторами, можно не отвечать без всякого ущерба для здоровья, но …как будто если бы Васильев не ответил хотя бы на один вопрос, то всё бы погибло». [20]
Информация, получаемая от больного, является ценной для врача, так как на ее основе врач может уточнить диагноз. Но в данной ситуации врач встречает больных холодно, задает больным много вопросов, но на самом деле лишь делает вид, что это для него важно.
Студенты III курса провели социологический опрос в районной больнице среди медперсонала и среди студентов в училище. Накануне опроса они провели беседы со студентами нулевого – второго курсов, рассказали им о врачебной тайне, о необходимости защиты сведений, составляющих врачебную тайну.
В «Основах законодательства об охране здоровья граждан" говорится, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, кроме случаев, оговоренных законом.
После опроса медработников удалось выяснить, что примерно 60% врачей и 80% медсестер рассказывают своим коллегам, родственникам или друзьям о диагнозе, об обращении за медицинской помощью, о прогнозе заболевания конкретных больных и не задумываются о нарушении права граждан на неразглашение врачебной тайны. При этом, больной и не подозревает, что его права нарушены. Ответственность не наступает. Это ведь была просто частная беседа.
После проведения опроса среди студентов, полученные ответы обобщили и выразили в диаграммах. (Приложения №3 - №6)
Были сделаны следующие выводы: образование и воспитание будущих медицинских работников должны быть направлены на то, чтобы уже со студенческой скамьи научить их хранить медицинскую тайну.
Взаимодействие студентов медицинских учебных заведений и пациентов должно регулироваться обязательством студента о неразглашении им сведений, составляющих медицинскую тайну.
Исследование показало, что проблема защиты сведений, составляющих врачебную тайну существует, она актуальна, а защита этих сведений необходима.
Нужна разработка единой надежной базы всех пациентов в электронном виде, создание рекомендации для медицинских работников и учреждений, занимающихся вопросами защиты конфиденциальной информации о пациентах, включающей в себя сведения медицинского характера.
Врачебную тайну необходимо поднять на тот же уровень, что и государственную и коммерческую тайну и посвятить ей отдельный нормативный акт, который будет регулировать все вопросы, связанные с защитой этой тайны.
Подводя итог, можно сказать, что сохранение врачебной тайны является одним из важных условий сохранения доверия больного к врачу.
Таким образом, необходимо развивать правовую культуру медицинских работников, так как ее отсутствие или очень низкий уровень зачастую приводит к непоправимым последствиям.
При изучении темы «Духовная культура личности и общества» по предмету «Обществознание» студенты подготовили проект на тему «Проявление милосердия через призму культурной насыщенности городского пространства на примере города Аркадака».
Для раскрытия данной темы была проведена следующая подготовительная работа: изучена литература по данному вопросу, сделан анализ Интернет-ресурсов и материалов районной газеты «Сельская новь». Был проведен социологический опрос среди студентов училища. (Приложение №7 - №9) Проведены следующие мероприятия: организовано волонтерское движение «Помощь в сестринском уходе за пациентом», когда студенты в выходные дни оказывают помощь медперсоналу больницы в уходе за пациентами, проведены беседы на темы «Сестры милосердия», «Нужно ли милосердие в наше время?
Проведенное исследование показало, что в нашем городе созданы условия для развития культурных ценностей, а милосердие не устарело. В Аркадаке, как и во всей России возрождаются традиции благотворительности, милосердия, добровольческой помощи нуждающимся, и молодежь активно участвует в этом процессе. Но положительные результаты будут достигнуты только при условии воспитания у молодежи чувства милосердия, желания помогать ближнему, повышения уровня общей культуры жителей Аркадака.
Проблемность, практическая значимость проекта. Нанесен колоссальный ущерб культурному пространству России. Чтобы город существовал как социокультурное пространство, необходимо постоянно создавать условия для развития культурных ценностей. Человечество стало более жестоким. Что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается.
Привлечение внимания к проблемам и нуждам пожилых людей, воспитание у молодежи и юношества чувства милосердия, желания помогать ближнему, привлечение подростков и молодежи к помощи в решении проблемы социально незащищенных категорий граждан.
Объект исследования: воспитание милосердия под влиянием культурной насыщенности городского пространства.
Ожидаемые результаты проекта.
Заинтересовать большее количество студентов училища:
в посещении культурных мероприятий и в участии в культурной жизни города;
в активном участии в движении волонтерства.
На основе анализа материалов газеты «Сельская новь» и в результате проведенного социологического опроса становится ясно, что культурная жизнь города Аркадака очень разнообразна. Милосердие до сих пор не потеряло своей актуальности. И в городе Аркадаке оно имеет место, благодаря культурной насыщенности пространства нашего города и поддержке местной власти.
Молодежь должна принимать активное участие в культурной жизни города и в решении проблем социально незащищенных категорий граждан.
Поэтому наши текущие цели: социальная и духовная поддержка, воспитание и просвещение жителей Аркадака; предоставление помощи медицинской, бытовой, социальной больным, пожилым и престарелым, одиноким, малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам в условиях дома и стационара; духовное попечение о сиротах и детях, оставшихся по каким-либо причинам без родительского попечения; привлечение общественного внимания к разнообразным проблемам и нуждам пожилых людей, воспитание у молодежи и юношества чувства милосердия, желания помогать ближнему, способствование повышению уровня общей культуры жителей Аркадака.
Заключение.
Вышеуказанные методы при проведении занятий оправдали себя в том плане, что позволили вовлечь в обсуждение материала всех студентов, оживили это обсуждение, особенно хорошо проявили себя при обсуждении проблемных вопросов. Проверка уровня знаний, полученных в такой форме, показала, что процент усвояемости выше, чем после традиционного занятия.
Именно на таких занятиях студенты научатся:
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
оценивать степень защиты прав и свобод человека и гражданина, механизмы их реализации;
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире.[17 ]
Они смогут оценить роль культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций, поймут важность социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений медицины.
Считаю целесообразным дальнейшее использование этих методов. Хотя ограничиваться ими не следует. В учебном процессе следует использовать все методы, повышающие эффективность обучения.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимают их нервную нагрузку, приучают работать в команде, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Смысл нового образовательного подхода состоит в свободном творчестве учителя и учащихся, работающих с использованием новых технологий
обучения.
С точки зрения компетентностного подхода применение интерактивных технологий позволяет формировать у обучающихся ключевые компетенции:
умение брать на себя ответственность при принятии решений,
толерантность, умение жить с людьми других культур.
Включение обучающихся в интерактивную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться. В результате формируются общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Интерактивные технологии позволяют проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.
Создавать свою систему работы – увлекательное дело для преподавателя. Самое ценное в этой системе - студенты, которых надо научить делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки, способствовать развитию активной, толерантной личности. Это важно сегодня, когда современная система образования, ориентированная на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению, предполагает создание условий, в которых обучающийся может проявить свою позицию, свою индивидуальность.
Для меня важным является: реализация компетентностного подхода в обучении, под которым понимается формирование у обучающихся знаний и опыта в определенной области.
Обучение результативно, когда студенты получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала.
Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило меня в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции студентов в учебной и внеурочной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.
В процессе работы над темой были сделаны следующие выводы:
в педагогике в настоящее время большое внимание уделяется интерактивным формам обучения;
интерактивные формы обучения способствуют повышению мотивации и интереса в области изучаемых предметов, стимулируют активность и самостоятельность обучаемых;
при использовании интерактивных форм обучения учащиеся являются на уроке не объектами обучения, а полноправными субъектами деятельности, даётся возможность примерить практическую ситуацию на свой собственный опыт, что связывает урок с жизнью, даёт возможность учащимся применять свои знания на практике.
На любом уроке студенты должны видеть результаты своей деятельности, учиться оценивать их. Важно дать им возможность действовать не по шаблону, а проявить своё творчество, свои личные качества. С этими задачами легче справиться, если использовать интерактивные методы обучения.
Список литературы
1.Болдырева Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011. - № 10. - С. 21-22.
2.Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.
3. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
4.Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/313034/
5.Зумакулова Т. М. Избранное. - М.: Художественная литература, 1983.-368с.
6.Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2003.-101с.
7. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.— М: ИЦ «Академия», 2005. — 288с.
8. Коменский Я.А. Великая дидактика//Избранные педагогические сочинения. - М.:Учпедиз,1939.
9.Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru 10.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.N1662-р) [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru 11. Кугультинов Д. Н. Разнотравье. - М.: Современник, 1975.- 367с.
12.Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 75с.
13.Нагузе С.К., Гайворонская Т. В. Современные технологии для формирования базисных профессиональных компетенций у студентов КубГМУ [Электронный ресурс] http:movn.ru›…formirovaniya…kompetentsij-u-studentov
14.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с.
15. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. – №1. – С. 25-27.
16.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] http: //mon. gov. гu /dok/fz/obr/
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02. 01 Сестринское дело [Электронный ресурс] www.consultant.ru 18.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55-61.
19.Чехов А.П. собр. соч. в восьми томах т.2, М.: Правда, 1970,- С.156-157
20.Чехов А.П. собр. соч. в восьми томах т.3, М.: Правда,1970, С.200-201

Приложение №1
Формирование профессиональных компетенций
Процесс обучения

Самостоятельная
работа
студентов

Интерактивные
технологии
обучения
Технологии

Профессиональные
компетенции


Приложение №2


Приложение №3


Приложение №4

Приложение №5



Приложение №6

Приложение№7


Приложение№8

Приложение№9