Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях


Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГПОУ СПО «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
__________________________ Е.И. Рыданных«_____»_____________ 20____ год
Рабочая программа
учебной практики
поПМ - 02
«Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»
для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Таштагол
2016

Рассмотрена ЦМК________________ _____________________________________
_____________________________________
Протокол № ____от «___»________20__ г.
Председатель ЦМК
______________ ________________
ФИО
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности _______________________________________
_______________________________________
(код и наименование специальности)
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 674
от «26»ноября 2009г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УПР____________ Е.В. Титова
«___»______________20___
Автор программы: Дутлов Алексей Владимирович
ФИО, преподаватель ЦМК _________________________________________________________ ГПОУ «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2-3
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 5-8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 9-11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 12-14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения квалификаций: электрогазосварщики основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
Обучающийся по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
готовится к следующим видам деятельности:
1. Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов.
2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
3. Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.
4. Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации.
5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
Рабочая программа учебной практики может быть использована в качестве программы для дополнительного профессионального образования
11620 Газосварщик
19756Электрогазосварщик
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
19906 Электросварщик ручной сварки
11618 Газорезчик
1.2. Цели и задачи учебной практики: формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии. Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающийся должен
иметь практический опыт:
- выполнение ручной дуговой и газовой сварки средней сложности;
-выполнение кислородной резки металлов прямолинейной и сложной конфигурации;
-обеспечение безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;
уметь:
- выполнять ручную дуговую и газовую сварку средней сложности;
-выполнять кислородную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации;
- обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;
знать:
-правила подготовки изделий под сварку;
- назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
- средства и приемы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
-виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
- виды сварочных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
- типы разделки кромок под сварку;
- правила наложения прихваток;
- типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе;
- устройство обслуживаемых электросварочных, газосварочной аппаратуры;
- марки и типы электродов;
- правила установки режимов сварки по заданным параметрам;
- особенности сварки;
- процесс газовой сварки легированной стали;
- режим резки и расход газов при кислородной и газоэлектрической резке;
- сущность технологичности сварных деталей и конструкций;
- требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ;
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
В рамках освоения ПМ 02 - 288 часов
2. результаты освоения Рабочей программы учебной практики
Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД),необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов.
ПК 2.2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
ПК 2.3 Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.
ПК 2.4 Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации.
ПК 2.5 Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 2.6 Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОКЗ  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
OK6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план учебной практики
Код ПК Код и наименования профессиональных модулей Количество часов по ПМ Виды работ Наименования тем учебной практики Количество часов по темам
1 2 3 4 5
ПМ 02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях. 288 Сварка и резка металла Тема 1. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях. 288
Тема 1.1.Дуговая и газовая сварка пластин в различных положениях шва. Полуавтоматическая сварка.
228
Тема 1.2. Резка металла
П60
3.2. Содержание учебной практики
Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики Содержание учебных занятий Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях. Виды работ:
Дуговая, газовая, плазменно-дуговая, автоматическая сварка деталей;
Резка металла. Тема 1. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
288 Тема 1.1 Содержание: 228 1 Ознакомление со сварочными трансформаторами. Регулирование силы тока, возбуждение сварочной дуги и поддержание ее горения до полного расплавления электрода. 12 2,3
2 Дуговаясварка стыкового соединения пластин без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва;
Дуговаясварка стыкового соединения пластин с подготовкой кромок в нижнем положении сварного шва;
12 2,3
3 Дуговая сварка углового соединения без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва;
Дуговая сварка углового соединения с подготовкой кромок в нижнем положении сварного шва;
12 2,3
4 Дуговая сварка таврового соединения без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва;
Дуговая сварка таврового соединения с подготовкой кромок в нижнем положении сварного шва. 12 2,3
5 Дуговая сварка нахлесточного соединения в нижнем положении сварного шва;
Дуговая сварка нахлесточного соединения в наклонном положении сварного шва;
Дуговая сварка нахлесточного соединения в горизонтальном положении сварного шва..12 2.3
6 Дуговаясварка стыкового соединения пластин под углом 300;
Дуговаясварка стыкового соединения пластин под углом 450 .
12 2,3
7 Дуговаясварка стыкового соединения пластин без подготовки кромок в горизонтальном положении сварного шва;
Дуговаясварка стыкового соединения пластин с подготовкой кромок в горизонтальном положении сварного шва.
12 2,3
8 Дуговая сварка углового соединения без подготовки кромок в вертикальном положении сварного шва;
Дуговая сварка углового соединения с подготовкой кромок в вертикальном положении сварного шва. 12 2,3
9 Дуговая сварка таврового соединения без подготовки кромок в вертикальном положении сварного шва.
12 2,3
10 Дуговая сварка таврового соединения с подготовкой кромок в вертикальном положении сварного шва. 12
2.3
Всего 120 часов 11 Подготовка ацетиленового генератора, горелки к работе. Упражнения в пользовании горелкой. 12 2,3
12 Газоваясварка стыкового соединения пластин в наклонном положении сварного шва.
12 2.3
13 Газовая сварка углового соединения без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва;
Газовая сварка таврового соединения без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва 12 2,3
14 Газовая сварка нахлесточного соединения в нижнем положении сварного шва. 12 2,3
15 Газоваясварка стыкового соединения пластин без подготовки кромок в нижнем положении сварного шва 12 2.3
16 Газоваясварка стыкового соединения пластин без подготовки кромок в горизонтальном положении сварного шва.
12 2.3
17 Газовая сварка углового соединения без подготовки кромок в вертикальном положении сварного шва.
12 2,3
Всего
84 часа
18
Полуавтоматическая сварка стыковых соединений 12 2,3
19 Полуавтоматическая сварка тавровых и угловых соединений 12
2,3
Всего
24 часа Тема 1.2 Содержание: 60 20 Дуговая резка листового металла до 3мм. 12 2,3
21 Дуговая резка арматуры 12 2,3
22 Кислородная резка пластин различной толщины 12 2.3
23 Кислородная резка уголков 12 2.3
24 Кислородная резка фланцев, труб малого диаметра 12
2,3
Всего
60 часов 4. условия реализации программы учебной практики
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»; мастерских: слесарной и сварочной; полигона: сварочный.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты «Виды сборочно-сварочных приспособлений», «Подготовка кромок под сварку», «Газовые баллоны», «Слесарные работы», «Виды сварных швов и соединений», «Правила наложения прихваток», «Измерительный инструмент», «Газовые редукторы», «Вентили баллонов», «Предохранительные устройства»;
- макеты газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ПК.
Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест в мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- тиски слесарные;
- плиты разметочные;
- слесарный инструмент (молотки, зубила слесарные, крейцмейсели, ножовки, прижимы, ножницы ручные, ножницы рычажные, напильники);- заточной станок;
- гибочные приспособления;
- листовой и прутковый материал;
- мерительный инструмент (линейки, угольники, шаблоны.радиусомеры, штангенциркули);
- разметочный инструмент (чертилки, циркуль, угольник, кернер);
- комплект плакатов.
Оборудование сварочной мастерской и рабочих мест в мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- газовые баллоны;
-газовые рукава;
- газовые редукторы;
- газовые вентили;
- инструмент (газовые ключи, молоток, ключи гаечные, шаблоны);
- комплект плакатов;
- приспособления для сборки.
Оборудование сварочного полигона:
- газосварочные посты;
- газовые баллоны;
- газовая аппаратура;
- сборочно-сварочные приспособления;
- шаблоны;
- комплект плакатов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- тренажер «Сборка изделий»;
- ПК;
- модели сборочных приспособлений.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Герасименко, А.И. Основы электрогазосварки.[Текст]: учеб. пособие для НПО / А.И. Герасименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 380 с.
Гуськова, Л.Н. Газосварщик: раб.тетрадь: учеб. пособие для НПО/ Л.Н. Гуськова. – М.: Академия, 2008. – 96 с.
Покровский, Б.С. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО/ Б.С. Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. – 80 с.
Покровский, Б.С. Основы слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО/ Б.С. Покровский. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
Чернышев, Г.Г., Полевой, Г.В. Справочник электрогазосварщика и газорезчика.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев, Г.В. Полевой. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
Чернышев, Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
Юхин, Н.А. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Н.А. Юхин. – М.:Академия, 2005. – 160 с.
Дополнительные источники:
Овчинников, В.В. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с. – (Сварщик).
Овчинников, В.В. Сварщик ручной сварки (дуговая сварка в защитных газах).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с.
Овчинников, В.В. Электросварщик ручной сварки (сварка покрытыми электродами).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овичнников. – М.: Академия, 2007. 64 с.
Покровский, Б.С., Евстигнеев Н.А. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Б.С Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. - 80 с.
Журнал «Сварочное производство».
Электронный ресурс «Сварка».
Форма доступа:
HYPERLINK "http://www.svarka.net/" www.svarka.net
HYPERLINK "http://www.svarka-reska.ru" www.svarka-reska.ruHYPERLINK "http://www.prosvarky.ru" www.prosvarky.ruHYPERLINK "http://websvarka.ru" websvarka.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Перед освоением данного профессионального модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины: «Основы инженерной графики», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы электротехники», «Основы автоматизации производства».
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете, оснащенном мультимедийным оборудованием и в компьютерном классе.
Учебная практика проводится в мастерских и на учебном полигоне образовательного учреждения.
Для освоения обучающимися модуля в полной мере проводятся групповые и индивидуальные консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля:Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- мастера производственного обучения должны иметь 5-6 квалификационный разряд по профессии;
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Мастера производственного обучения и преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1
Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов. Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаПК 2.2
Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаПК 2.3
Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.
Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаПК 2.4
Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации. Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаПК 2.5
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаПК 2.6
Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда
Организация рабочего места;
Соблюдение требований безопасности труда;
Подбор инструмента и оборудования;
Подбор режимов сварки и резки; Подбор сварочных материалов;Сварка и резка металла -наблюдение за учебной деятельностью
-оценка выполнения практических работ
-оценка выполнения практического задания
-самооценка
-самоанализрезультатоввыполнения
-взаимооценкаФормы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности
- изложение сущности и социальной значимости будущей профессии;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
-социологический опрос;
-наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;
-портфолио обучающегося;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - проявление организованности и самодисциплины;
- выполнение точно в срок задач, поставленных руководителем. -наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. умение принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях;
выполнение профессиональных задач качественно, в поставленный срок.
осознание ответственности за результаты своей работы;
соблюдение действующих в организации правил внутреннего распорядка; -наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;
- оценка результатов тестирования
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - нахождение, анализ и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач;
- использование нескольких источников информации; -наблюдение и
оценка оперативности поиска информации;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -участие в планировании организации групповой работы;
- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; -наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - осознание необходимости выполнения воинской обязанности;
- самостоятельный выбор учетно-военной специальности, родственной полученной профессии;
- применение профессиональных знаний при прохождении воинской службы. -анализ и экспертная оценка результатов социологического опроса.