Рабочая программа кружка Холодная ковка и сварка


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум»
Рабочая программа кружка «Художественная ковка и сварка»
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)п. Тарасовский
2016 г.

Рабочая программа кружка «Художественная ковка и сварка» рассмотрена на заседании методической комиссии технического цикла и рекомендован к утверждению:
Протокол №___«___» «_____________» 2016 г.
Председатель м/к __________ Барсова Т.Н.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ТМПТ»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РО «ТМПТ» - Ищенко Дмитрий Владимирович
мастер п/о ГБПОУ РО «ТМПТ»- Помазанов Сергей Викторович
СОДЕРЖАНИЕ:
СТР.
1. Пояснительная записка 3
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7
4. ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ 10
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка является дополнение к рабочим программам: ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки, ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом и ПМ 04 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), для учащихся 1 и 2 курса, для углубленного изучения этой профессий. Программа рекомендуется для вовлечения подростков в кружок от 15 до 20 лет включительно.
Программа разработана так, чтобы дать возможность некоторым учащимся раскрыть и развить свои творческие способности, полнее и глубже получить знания о металлах, о профессиях, связанных с ними, о способах и приёмах работы с металлом. Показать актуальность, значение и применение металла сегодня, на данном, современном этапе развития экономики и общества в целом.
Творческое развитие и совершенствование способностей учащихся осуществляется через их знакомство с высокохудожественными образцами, выполненными из металла, кузнечного и декоративного прикладного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремёсел. При выполнении практических работ учащиеся осваивают и совершенствуют не только технологические приёмы работы с металлом своих предшественников, но и ищут новые технологии, ставят и решают задачи по созданию творчески интересного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у учащихся к художественной обработке металлов.
Программа рассчитана на два год обучения. Примерно 25 -30% всех учебных часов программы отводится на теорию, 70 - 80% - на практические занятия. Обучение ориентировано на углубление знаний в области слесарного дела, сварочного производства, специальных предметов, по данной специальности, изучение основ художественной ковки и гибки металла, освоение на профессиональном уровне техники и технологии основ слесарной обработки металлов, создание высокохудожественных изделий, разработку самостоятельных проектов и композиций.
Занятия в кружке способствуют привитию любви и интереса к избранной профессии, развитию и совершенствованию профессиональных навыков, тем самым повышается мотивация в обучении, развиваются творческие способности, интеллектуальный и духовный уровень личности учащегося. Развивается техническое и логическое мышление и воображение, развиваются сенсорные навыки (зрительные, слуховые, осязательные), психологические, физические и волевые качества личности, а также умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решение.
Развитие вышеперечисленных качеств формирует у будущего специалиста творческое отношение к труду, коммуникабельность, коллективизм, способность творчески мыслить, выполнять производственные задания качественно и подходить творчески, помогут ему в дальнейшем реализоваться в жизни, легко адаптироваться в условиях производства. Работа кружка помогает стимулировать учащихся к реализации своих индивидуальных способностей, путём создания оптимальных условий для выполнения работ творческого плана, через участие в выставках, презентациях, конкурсах профессионального мастерства.
В течение года постоянно ведётся мониторинг развития творческих способностей учащихся, отслеживается профессиональный рост каждого кружковца, что даёт возможность своевременно направлять деятельность учащихся на развитие и с совершенствование способностей, используя разнообразные формы и методы в работе с ними.
Актуальность программы «Художественная ковка и сварка» заключена в создании условий для формирования творческой личности, развития художественного вкуса обучаемых и воплощение его в предметах декоративно-прикладного назначения, сделанных из металла.
Программа относится к научно-технической направленности дополнительного образования детей и предполагает общекультурный уровень освоения.
Исходя из изложенного, можно сформировать основную цель программы – это развитие творческого потенциала ребенка. Конечная цель программы – способствовать становлению творческой личности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить обучающихся с историей зарождения и становления художественной обработки металла.
2. Изложить основные сведения о металле, познакомить обучающихся с диаграммой железо – углерод, с основными закономерностями термической обработки металлов.
3. Познакомить обучающихся с основными видами художественной обработки металла - просечным металлом, чеканкой, художественным литьем, художественной ковкой.
4. Обучить воспитанников основным операциям при кузнечных работах, познакомить обучающихся с основными инструментами и оборудованием, используемыми при кузнечных работах и правильными и безопасными приёмами работы.
5. Обучить технологии выполнения отдельных кузнечных операций, ковкой отдельных элементов и всего изделия от составления эскизов до отделки готового изделия.
6. Научить самостоятельно создавать и изготавливать изделия из металла декоративно - прикладного назначения.
Развивающие:
1. Пробуждение творческих возможностей обучающихся. Формирование устойчивого интереса к художественной обработке металла.
2. Освоение детьми эталонов творчества в сфере художественной обработки металла.
3. Формирование художественного вкуса и творческого мышления.
4. Организация творческой высокохудожественной среды, стимулирующей проявление и развитие у детей внутренних возможностей к творчеству.
5. Разработка детьми индивидуального творческого процесса в области художественной обработки металла.
Воспитательные:
1. Формирование и развитие следующих личностных характеристик:
- ответственность и независимость;
- самостоятельность в наблюдениях, разработках, чувствах, обобщениях, выводах;
- открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям.);
- восприимчивость к новому и необычному;
- эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство гармонии, стремление к красоте, стремление украсить и гармонизировать окружающий мир.
2. Воспитание у ребёнка осознания ценности творческих черт своей личности.
3. Воспитание у ребёнка внимательности ко всем свойствам окружающей среды.
На основании учебно-тематического плана программы строится образовательный процесс. Все темы в плане расположены так, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними, а практическая деятельность обучающихся опиралась на знания, полученные в техникуме на уроках МДК и практических занятиях. Особое внимание уделяется формированию и развитию художественно - эстетического вкуса обучающихся, развитию художественных способностей.
Образовательная программа рассчитана на обучающихся «ТМПТ» всех профессий. Программа рассчитана на один год обучения (144 ч) – для обучающихся в возрасте 15-20 лет в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Основные формы проведения занятий: сообщение информации, показ образцов изделий, эскизов, практическая работа, обсуждение художественных достоинств разрабатываемых проектов.
Способы проверки результативности освоения учащимися программы:
экспресс-диагностика после прохождения каждой темы;
тестовые задания по остаточным знаниям;
мини выставки внутри коллектива;
анализ выполненных работ.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
отчетная школьная выставка работ учащихся;
отчетная районная выставка с демонстрацией лучших творческих работ учащихся.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название темы Количество часов на занятия
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. 1 1
2 Основы безопасности труда. 1 1
3 Основные кузнечные операции, правильные и безопасные приемы работы. 1 12 13
4 Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей. 2 8 10
5 Кованые элементы, их классификация, терминология. 2 12 14
6 Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов. 2 20 22
7 Технология соединения отдельных элементов. 2 10 12
8 Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах. 4 22 26
9 Технология ковки сложного изделия. 2 12 14
10 Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий. 2 8 10
11 Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла, знакомства с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства, создания эскизов и рабочих чертежей. 2 8 10
12 Организация и проведение выставок работ учащихся. 2 7 9
13 Заключительное занятие. 2 2
Итого 25 119 144
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Достижения в области художественной обработки металла, перспективы развития данного направления декоративно-прикладного творчества. Показ образцов, фотографий, рисунков, альбомов. Демонстрация изделий, выполненных в предыдущие годы как учащимися, так и опытными мастерами.
2. Основы безопасности труда.
Инструменты, используемые при художественной ковке. Приемы правильной и безопасной работы этими инструментами. Назначение и устройство металлообрабатывающих станков, правильные и безопасные приемы работы на станках и с нагревательными приборами (при прохождении соответствующих разделов программы).
Практика: действия при возникновении травмы и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
3. Основные кузнечные операции.
Основные кузнечные операции, такие, как разделительные операции (обрубка, разрубка, вырубка, просечка), осадка, протяжка, пробивка и прошивка, гибка, скручивание (свивание и закрутка), сварка (кузнечная сварка, электродуговая сварка).Практика: разогрев стальных заготовок в муфельной печи и выполнение учащимися основных кузнечных операций.
4. Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей.
Рисование эскизов кованых изделий (на основе знаний и навыков, полученных учащимися в школе на предметах художественно-эстетического цикла). Прорисовка эскизов кованых изделий в целом и отдельных их элементов. Далее, на основе эскизов, создание рабочих чертежей в натуральную величину всего изделия и отдельных его элементов.
Практика: рисование эскизов кованого изделия и отдельных его элементов, создание рабочих чертежей в натуральную величину.
5. Кованые элементы - классификация и терминология.
Общепринятая классификация кованых элементов и их терминология. Применение кованых (в том числе стандартных) элементов в различных изделиях.
Практика: разбивка кованого изделия на отдельные элементы, выделение стандартных элементов.
6. Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов.
Технология ковки отдельных элементов, выбор инструмента и приспособлений для данного вида работ, практическая ковка и предварительная обработка отдельных элементов для сложного изделия.
Практика: разогрев стальных заготовок из малоуглеродистой стали в муфельной печи, ковка отдельных элементов (изгибов, закруглений, волют и т.п.), предварительная обработка отдельных элементов.
7. Технология соединения отдельных элементов.
Способы соединения отдельных элементов в сложном изделии – замковые соединения, заклепочные, сварные и технология получения этих соединений, показ образцов сложных кованых изделий с различными способами соединения отдельных элементов.
Практика: соединение отдельных элементов замковым соединением, заклепочным соединением и с помощью электросварки.
8. Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах.
Теория электродуговой сварки, назначение и устройство сварочного оборудования и техника безопасности при производстве сварочных работ. Технология выполнения сварочных работ, применяемых при сборке кованого изделия из отдельных элементов. Приемы работы специальными приспособлениями для правильного соединения и фиксации отдельных элементов.
Практика: подготовка сварочного оборудования к работе, организация рабочего места к выполнению сварочных работ, проведение мероприятий по обеспечению правил техники безопасности и пожарной безопасности при проведении сварочных работ, выполнение горизонтальных и вертикальных швов, сварка элементов кованого изделия, соединение и фиксация отдельных элементов изделия с помощью струбцин и специальных приспособлений.
9. Технология ковки сложного изделия.
Технология ковки сложного изделия, начиная с выбора (создания) эскиза будущего изделия, заканчивая окончательной его отделкой.
Практика: анализ учащимися образца готового сложного изделия и самостоятельное составление подробной технологии его изготовления с указанием необходимых материалов, кузнечных инструментов, приспособлений и оборудования, расчленение учащимися сложного изделия на отдельные элементы, определение способа изготовления каждого из элементов и способа их соединения в сложном изделии, определение учащимися операций предварительной отделки необходимых на отдельных этапах работы, самостоятельное изготовление сложного (желательно авторского) кованого изделия без окончательной его отделки.
10. Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий.
Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий, инструменты и оборудование, применяемые для этих целей. Механические способы отделки (огранка, набивка, крацевание, шлифование, полирование) и химические способы декоративной отделки поверхности изделия (оксидирование, воронение омеднение).
Практика: овладение учащимися инструментами для предварительной и окончательной отделки кованых изделий, отделка кованых изделий механическими способами, отделка поверхности изделий омеднением.
11. Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Основные направления по применению компьютера в художественной обработке металла:
-информационно - справочное;
-применение компьютерной графики для эскизирования изделий и построения рабочих чертежей.
Практика: отработка учащимися практических навыков на компьютере с использованием возможностей Интернет компьютера в художественной обработке металла.
12. Организация и проведение выставок работ учащихся.
Участие в школьных, районных и городских выставках декоративно- прикладного и технического творчества учащихся. Участие в подготовке выставочного оборудования и помещений для проведения выставок.
13. Заключительное занятие.
Анализ наиболее удачных работ учащихся, рекомендации по самостоятельной работе. Обсуждение перспективных планов, эскизов и проектов на следующий учебный год. Проведение конкурсного тестирования учащихся.
ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
По итогам освоения программы обучающийся:
Приобретут знания:
- о современном состоянии и тенденциях в области художественной обработки металла;
- об основных кузнечных операциях;
- о технологии ковки отдельных элементов сложного изделия;
- об электродуговой сварке и технологии выполнения сварочных работ в художественной ковке;
- о способах предварительной и окончательной отделки кованых изделий и технологиях их выполнения;
- по применению компьютера в процессе изготовления изделий декоративно- прикладного искусства.
Освоят следующие умение и навыки:
- использовать справочную литературу, компьютерные технологии;
- рисовать эскизы будущих изделий, создавать рабочие чертежи;
- правильно подбирать материалы;
- применять традиционные и новаторские технологии в художественной обработке металлов и создании высокохудожественных кованых изделий;
- творчески преобразовывать окружающую среду, подчинять ее законам гармонии и совершенства.
Приобретут опыт творчества:
- возможность раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в области художественной обработки металла;
- освоение разнообразных технологий и способов творческой деятельности;
- решение всевозможных эстетических задач разными способами художественной выразительности;
- постижение гармонии окружающего мира , постижение чувства прекрасного;
- применение накопленных знаний и умений в новых творческих разработках.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ Тема или раздел
программы Форма занятия Приемы и методы
организации учебного процесса Дидактический материал и техническое обеспечение Формы
подведения
итогов
1 Вводное занятие. Рассказ. Беседа. Альбомы, рисунки, фото, изделия. Обсуждение
2 Основы безопасности труда. Рассказ, практическое занятие по оказанию
первой медицинской помощи. Выполнение заданий
«делай как я». Инструкции по Т/Б, аптечка, средства пожаротушения. Зачет
3 Основные кузнеч-
ные операции,
приемы работы. Практич. занятия поуглублению навыков
выполнения основных кузнечных операций. Выполнение заданий по образцу, анализ выполненной работы.
Выполнение заданий по образцу, проектирование. Кузнечный инструмент и оборудование, слесарный инструмент. Зачет
4 Эскизированиекованых изделий и отдельных элементов, создание рабочих чертежей. Рассказ, демонстрация эскизов и изделий, рисование эскизов и рабочих чертежей.
Демонстрация, зарисовка эскизов. Бумага ватман, копировальная бумага, чертежный инструмент и лекала. Зачет, тестирование
5 Кованые элементы
их классификация
терминология. Рассказ, демонстрация эскизов и кованых элементов.
Выполнение заданий
«делай как я», выполнение заданий по образцу. Эскизы, кованые элементы. Зачет
6 Технология ковки
и предварительная
обработка отдельных элементов. Рассказ, показ изделий, практические занятия по соединению отдельных элементов. Выполнение заданий по образцу. Кузнечный инструмент и оборудование, металл для ковки (пруток, квадрат, полоса). Зачет
7 Технология соединения отдельныхэлементов. Демонстрация, выполнение заданий «делай как я».
Кузнечный и слесарный
инструмент, соединяемыеэлементы, металл для ковки. Зачет
8 Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах. Рассказ, изучение
оборудования, практические
занятия по освоению
технологии электродуговой сварки. Проектирование, разработка и исполнение творческого проекта. Электросварочное оборудование, электроды, свариваемые элементы.
Анализ экспериментов
9 Технология ковки
сложного изделия. Рассказ, показ образцов, практические занятия
по освоению ковки
сложного изделия. Выполнение заданий по образцу, выполнение заданий «делай как я». Кузнечное и слесарное
оборудование, металл для ковки. Зачет
10 Технология предварительнойи окончательной
отделки кованыхизделий. Рассказ, практические занятия по технологии
предварительной и окончательной отделки кованыхизделий. Показ способов деятельности, исследовательская работа. Оборудование для предварительнойи окончательной отделки
кованых изделий. Зачет, выставка,
конкурс
11 Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Рассказ, практическоезанятие. Показ готовых работ. Компьютер, программное обеспечение, принтер,
ксерокс. Зачет, анализ результатов расчета, конкурс
12 Организация и проведение выставок работ учащихся. Сообщение, демонстрация,
рассказ, обсуждение Дискуссия, анализ
выполненной работы. Эскизы, готовые изделия, выполненные учащимися и опытными мастерами Выставка,
тестирование
13 Заключительное
занятие. Беседа, просмотр изготовленных работ Собеседование, демонстрация, показ работ. Образцы работ, видеоматериалы Анализ итогов работ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Станки:
- металлообрабатывающие (сверлильный, заточной, отрезной).
Оборудование и инструменты:
- нагревательные приборы (газовая горелка);
- сварочный аппарат;
- электроинструмент (ручная дрель, отрезная машина, УШМ);
- слесарный верстак;
- набор слесарного инструмента;
- набор кузнечного инструмента и приспособлений;
- покрасочное (кисти, компрессор, аэрограф, шланги).
Мультимедийное оборудование:
- компьютер, принтер, ксерокс;
- видеомагнитофон, телевизор;
- программное обеспечение по темам занятий;
- фото - и видеоархив.
Кузнечное оборудование и материалы:
- наковальня;
- кузнечные вилки;
- ручной кузнечный инструмент;
- заготовки из малоуглеродистой стали (круг, пруток, полоса);
- листовой металл (жесть, листовая медь, листовая латунь);
- бронза в слитках;
- силумин, Амг - сплавы в слитках;
- бумага, копировальная бумага, калька, чертежный инструмент, лекала;
- краски (алкидные, акриловые).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендуемый педагогу.
1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие.
Спб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2002
2. Флеров А. В. Художественая обработка металлов. - М. , 1976
3. Семерак Г. , Богман А. Художественная ковка и слесарное искусство. - М. , 1982
4. Навроцкий А. Г. Кузнечное Ремесло. - М. , 1988
5 .Зотов Б . Н. Художественое литьё. - М. , 1982
6. Васильев Ю. К. , Васильева И. Н. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности.
7. Венецкий С. И. Расказы о металлах. - М. , 1986
8. Завгороднев П. И. Болотников В. М. Медницко-жестяницкие работы. - М. , 1978
9. Флеров А. В. , Демина М. Т. , Елизаров А. Н. , Шеманов Ю. А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. - М. , 1986
10. Федотов Г. Я. Звонкая песнь металла. - М. , Просвещение, 1990
11. Навроцкий А. Г. , Белоглазова М. В. Наследники гефеста. , журнал Сделай сам. №1,90
12. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - Спб. : Речь, 2003
Список литературы, рекомендуемый учащимся.
1. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. - М. , 1977
2. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. - М. , 1976
3. Постникова-Лосева М. М. Русское декоративное искусство. - М. , 1962-1965
4. Кузнецов Е.В. Послушный металл. - М. , 1988
5. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора. - М. , 1985
6. Беккерт М. Мир металла. - М. , 1980.